Проведение занятий по специальным курсам (программам) на средней и старшей ступенях обучения английскому языку в общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки


Как увеличить количество занятий? Как повысить интерес учащихся к изучению английского языка? Такие вопросы нередко встают перед учителем английского языка в средней школе. Помочь в решении этих вопросов может организация специальных курсов по английскому языку в школе.

В 2004-2005 учебном году в нашей школе такие специальные курсы были организованы для 7-х и 10-х классов. Эти классы занимаются по УМК, предназначенным для школ с углубленным изучением иностранного языка [1]. По нашему мнению, учащиеся в этих классах более подготовлены с точки зрения знания языка и внутренне мотивированы для дополнительной работы. В зависимости от класса (ступени обучения) цели и задачи спецкурса меняются.

Так, для семиклассников был предложен спецкурс "Из истории стран изучаемого языка", целью которого являлось расширение знаний учащихся о Великобритании и США, то есть фактически сообщение дополнительных сведений о фактах, известных из курса истории средних веков, которую изучают в 7 классе.

Темы занятий спецкурса для 7-го класса следующие:

  1. Экономическая и политическая жизнь Англии в конце XVII - начале XVIII веков.
  2. Династия Тюдоров.
  3. Династия Стюартов.
  4. Правление Карла I. Обострение политической и религиозной обстановки в стране.
  5. Гражданская война в Англии 1642-1648 гг.
  6. Оливер Кромвель.
  7. Реформы в армии.
  8. Провозглашение республики. Казнь короля в 1649 г.
  9. Положение Англии после провозглашения республики.
  10. Подавление ирландского и шотландского восстаний.
  11. Внешняя политика республики.
  12. Переход от республики к военной диктатуре.
  13. Протекторат Кромвеля 1653-1658 гг.
  14. Падение режима протектората. Реставрация Стюартов.
  15. Государственный переворот 1688-1689 гг.
  16. Экономическое положение Англии в XVIII веке.
  17. Политическая обстановка в Англии в XVIII веке.
  18. Династия Ганноверов.
  19. Английский парламент. Виги и тори.
  20. Внешняя политика Англии в XVIII веке.
  21. Английские колонии в Северной Америке. Экономическое развитие. Государственный строй.
  22. Рабство.
  23. Отражение проблемы рабства в художественной литературе (Бичер Стоу "Хижина дяди Тома").
  24. Индейцы.
  25. Художественная литература об индейцах (романы Фенимора Купера).
  26. Обострение борьбы между колониями и метрополией.
  27. Война за независимость 1774-1776 гг.
  28. Декларация о независимости - 4 июля 1776 г.
  29. Международное положение и внешняя политика США.
  30. Военные действия в 1777-1781 гг.
  31. Признание США независимым государством (1783 г.)
  32. Положение США после войны.
  33. Конституция США (1787 г.)

Практической задачей спецкурса является формирование у школьников умений в чтении и говорении, поэтому на каждом занятии учащимся предлагается текст по теме урока для чтения и обсуждения. Кроме того, учащиеся рассказывают, что еще интересного они узнали из других источников информации. В конце занятия сообщается тема, которая будет обсуждаться следующей.

Вот, например, как может проходить занятие по теме "Оливер Кромвель". В начале занятия учащиеся читают незнакомый текст и выполняют задания к нему:

Read the text and say how long Oliver Cromwell ruled.

England under Oliver Cromwell

Oliver Cromwell was born in 1599 in the puritan family. He was ambitious and practical. First he wanted to be a lawyer but then using his wife's money, he started his business.

Before sunset on the memorable day of the 30 of January in 1649 King Charles the First was executed. And on that day the House of Commons declared that the House of Lords was useless and dangerous and ought to be abolished. Council of State was appointed to govern the country. It consisted of forty-one members of whom five were peers.

Oliver Cromwell was made Commander of all the Forces of the Commonwealth of England and was sent first to Ireland and then to Scotland to fight there. By the spring of the year 1651 Ireland was subdued and Scotland was also kept quiet by plenty of forts and soldiers put there by Cromwell.

Then the army began to complain to the Parliament that they were not governing the nation properly, and that they could do it better themselves. Oliver, who had now made up his mind to be the head of the state, supported them in this, and called a meeting of officers and his own Parliamentary friends to consider the best way of getting rid of the Parliament.

After that Oliver went down to the House in his usual plain black dress, but with an unusual party of soldiers in the lobby, and then went in and sat down. Presently he got up, and made a speech. Having finished it, he gave a signal to his soldiers, and they entered the hall. Then he told the guard to clear the House.

Cromwell formed a new Council of State after this extraordinary proceeding, and got a new Parliament. As it soon appeared that it was not going to put Oliver in the first place, he cleared off that Parliament, too.

After that the council of officers decided that he must be made the supreme- authority of the kingdom, under the title of the Lord Protector of the Commonwealth.

So, on the sixteenth of December, 1653, a great procession was formed at Oliver' s door, and he came out in a black velvet suit and a big pair of boots, and got into his coach and went down to Westminster, attended by the judges, and the Lord Mayor, and all the other great and wonderful personages of the country. There he publicly accepted the office of Lord Protector. Then he was sworn, and the City sword and the seal were handed to him as they are usually handed to Kings and Queens.

There was not at that time in England a man so able to govern the country as Oliver Cromwell. He ruled with a strong hand, but he ruled wisely. In five months Cromwell dissolved his first Parliament, as he was not pleased with it. The next was better suited to his views, and he desired to get the title of King. But he did not dare to take the title of King, as there was strong opposition of the army to that.

It was the month of August, 1658, when Oliver Cromwell's favorite daughter, Elizabeth got very ill, and his mind was greatly troubled, because he loved her dearly. He was very kind and loving to her family, being a good father and a good husband.

Although his religion had been of a gloomy kind, Cromwell had been fond of music in his home, and had kept open table once a week for all officers of the army not below the rank of captain. He encouraged men of genius and learning, and loved to have them about hi. John Milton, a famous poet, was one of his great friends.

But Cromwell had lived in busy times, had borne the weight of heavy State affairs, and had often gone in fear of his life. He was ill when the death of his beloved child came upon him in addition, he ask, never to raise his head again. On the third of September he died, in the sixtieth year of his age.

He had appointed his son Richard to succeed him, and Richard became Lord Protector. But he had none of his father's great talents, and was quite unfit for such a post. Richard's Protectorate, which only lasted a year and a half, is a history of quarrels between the officers of the army and the Parliament, and between the officers among themselves. At last, General Monk got the army into his own hands. On the 29-th of May in 1660 King Charles II came to London [3].

Далее идут задания на проверку понимания:

Answer the questions:

  1. When was Oliver Cromwell born?
  2. What kind of man was Oliver Cromwell?
  3. What happened on the 30-th of January in 1649?
  4. How was the Parliament changed?
  5. Where was Oliver Cromwell sent to?
  6. When did Oliver Cromwell accept the title of Lord Protector?
  7. What symbols of power did he get?
  8. What was his wish?
  9. When did Oliver Cromwell die?

Who governed England after his death?

После проверки понимания прочитанного, исходя из требований программы к умениям чтения, подлежащим формированию в 7 классе [2], можно выполнить следующие задания.

I. Make the plan of the story.

II. Define the idea of each paragraph in one sentence.

III. Put the sentences in the right order:

  1. Cromwell's wish was to be the head of State.
  2. Oliver Cromwell died in September 1658.
  3. 41 members were in the Council of State formed in 1649.
  4. Richard Cromwell succeeded Oliver.
  5. Oliver Cromwell commanded the army in Ireland and Scotland.
  6. In 1660 the monarchy in Britain was restored.
  7. In 1653 Cromwell was made Lord Protector of the Commonwealth.
  8. Oliver Cromwell wanted to get a law education.

IV. Make the summary of the story.

V. Contribute the story with other facts, you learnt before.

Чтобы создать благоприятную обстановку на занятии и сделать его непохожим на обычный урок, учащимся предлагается выполнить какое-нибудь творческое задание типа:

Suppose you are Oliver Cromwell. You are making a speech in the Parliament. What is your speech about?

Прослушав несколько ответов, можно выбрать лучшего Оливера Кромвеля.

Завершается занятие сообщением темы для последующего обсуждения:

Oliver Cromwell was a talented military commander. He thought over how to improve and change the army. What these changes were, we'll learn next time.

Совсем другие цели и задачи стоят перед спецкурсом "Рецептивные виды речевой деятельности в профессиональном использовании языка" для 10 класса. Цель спецкурса: обобщить знания и умения учащихся в области чтения и аудирования на английском языке. Задачи, которые решаются в ходе занятий, следующие:

  1. Формировать умения чтения и аудирования на английском языке на повседневном уровне (General English).
  2. Определить особенности чтения и аудирования в профессиональной деятельности (English for Specific Purposes).
  3. Подготовить учащихся к сдаче тестов разного уровня.

Спецкурс состоит из 34 занятий - одно занятие в неделю. Иногда в связи со сложностью некоторых тем или большим объемом обсуждаемого материала необходимо провести два-три занятия вместо одного.

Темы занятий спецкурса для 10-го класса следующие:

1. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности.

2. Роль аудирования в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и средство.

3. Трудности, встречающиеся при аудировании: а) языковые; б) ситуативные.

4.-5. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию на ЕГЭ.

6.-7. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов.

8. Чтение как цель и средство. Соотношение чтения вслух и про себя.

9. Разнообразие умений чтения. Виды чтения.

10. Просмотровое и поисковое чтение.

11. Ознакомительное чтение различных видов текстов.

12. Изучающее чтение.

13. Лексикография. Виды словарей.

14. Использование словарей в зависимости от цели чтения и читаемой литературы. Формирование умения смысловой антиципации, догадки, игнорирования неизвестного.

15–16. Особенности чтения художественной литературы на примере произведений английских писателей XIX века.

17-18. Особенности чтения художественной литературы на примере произведений английских писателей первой половины ХХ века.

19-20. Особенности чтения художественной литературы на примере произведений английских писателей конца ХХ века.

21. Краткие сообщения о самостоятельно прочитанных произведениях английских писателей.

22-23. Английская пресса: внутренняя структура, виды газет.

24-26. Английская газета. Поиск нужной информации. Изменение стратегии чтения в пределах одной газеты и в пределах одного текста в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

27. Научный стиль языка. Его особенности.

28. Терминология. Знание терминов - необходимое условие качественного чтения литературы по специальности.

29. Чтение литературы по определенной специальности.

30-31. Содержание и структура тестовых заданий по чтению на ЕГЭ.

32-33. Содержание и структура тестовых заданий по чтению в системе международных экзаменов.

34. Анализ ошибок, сделанных в тестах.

Кроме выполнения практических заданий, учащиеся пополняют свои теоретические знания по тому или иному вопросу с помощью учителя или из книг. Список литературы, рекомендуемой для изучения, дается в начале занятий по спецкурсу на весь период обучения. В этот список могут быть включены, например, следующие книги:

  1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (любое издание).
  2. Единый Государственный Экзамен. Английский язык. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Крупнов В.Н. Курс перевода. Английский язык: общественно-политическая лексика. - М.: Международные отношения, 1989.
  4. Ступин Л.П. Лексикография английского языка (любое издание).
  5. Cambridge Preliminary English Test, 2002.
  6. Cambridge First Certificate in English, 2002.
  7. Lamb Ch. and M. Tales from Shakespeare (любое издание) -

а также адаптированные варианты рассказов или отрывков из повестей Д. Дефо, Ч. Диккенса, О. Уайльда, С. Моэма.

При рассмотрении того или иного произведения художественной литературы после проверки понимания прочитанного текста, обсуждения образов главных героев и их поступков учитель обращает внимание на стилистические особенности языка автора и особенности языка определенной эпохи.

Тексты по общественно-политической тематике выбираются из свежих номеров газет, например, "The Moscow Times" и "The Moscow Tribune", а тексты по специальности – из научных журналов или статей с учетом будущей специальности учащихся.

Завершается спецкурс для 10-го класса серией уроков, на которых проводятся, а затем анализируются тесты различного уровня по проверке умений чтения.

По нашему мнению, занятия по спецкурсам дают возможность повысить интерес учащихся к английскому языку, расширяют их кругозор, сообщают дополнительные сведения о языке, укрепляют межпредметные связи, дают возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно.

Литература:

  1. Беленкова Н.М. Из опыта использования учебно-методических комплектов по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранного языка в общеобразовательной школе//Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Сборник тезисов. 2003/2004 учебный год. - М.: ООО Издательство “Первое сентября” и ООО “Чистые пруды”, 2004.
  2. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Пояснительная записка//Английский язык. – 2004. - № 31. – С. 19-26.
  3. The History of England. Absolute Monarchy. - СПб: Питер, 1995.