Использование новых информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. При этом, очевидно, что задачу информатизации школьного образования нельзя свести только к задаче насыщения школьных классов современной вычислительной техникой. Появление в школе компьютерного класса должно сказаться на всём процессе обучения. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий.

В настоящее время существуют различные формы использования НИТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
  • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Таким образом, бесспорной и очевидной является целесообразность использования НИТ в образовательном процессе. Именно ИТ позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания.

В качестве примера использования новых информационных технологий на уроках приводится разработка урока математики в 5 классе по теме “Доли”.

Тема урока: Доли.

Тип урока: Урок – изложение нового материала с элементами практической работы (с использованием новых информационных технологий).

Цели урока:

  • Вспомнить понятие доли, знакомое учащимся с начальной школы.
  • Создать содержательную основу для введения понятия дроби.
  • Формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Средства обучения:

  1. персональный компьютер (работа в среде POWER POINT).
  2. слайды составлены с использованием литературы: Л.Н. Шеврин, Учебник – собеседник Математика 5; Г.В. Дорофеев, Математика 5.

Ход урока

I. организационный момент.

Сообщить тему урока и сформулировать цели.

II. Вводная беседа.

Вводную беседу можно начать , обратив внимание учащихся на необычность урока. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на персональном компьютере. Объяснить, как перейти к новому слайду, или вернуться к предыдущему, проследить за правильностью выполнения действий учеников.

В курсе математики учащиеся уже знают, что, кроме натуральных чисел, есть и другие числа – дроби. Дроби возникают, когда целое делят на части. Предложить учащимся привести примеры из практической жизни, когда необходимо такое деление, и подробнее остановиться на наиболее удачных (например, разрезать торт, лист бумаги, булку хлеба, измерить рост и т.д.).

III. Изучение нового материала.

Учащиеся переходят к прочтению слайдов на экране компьютера: “Как единица на доли делится” (Слайд 1); “Какие бывают доли” (Слайд 2). Определение доли записывают в тетрадь. Слайд 3 знакомит детей с правильным произношением и математической формой записи доли.

IV. Закрепление нового материала.

На слайде 4 появляется рисунок с разделёнными на части кругом и прямоугольником. Ученики обдумывают, какую долю составляет каждая часть, записывают ответ в тетрадь и, не проговаривая вслух, проверяют себя сами с помощью компьютера.

V. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

Учитель комментирует вопросы и задания слайда 5, организует самостоятельную работу учащихся в парах. Желательно, чтобы он контролировал эту работу, с целью проверки успешности усвоения темы урока и своевременной помощи при возникающих у учащихся затруднениях.

Дети ставят друг - другу оценки карандашом и, поскольку пары закачивают работу в разное время, учитель имеет возможность сразу проверить и оценить результат.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель обобщает пройденный материал, объясняет домашнее задание.