Кругосветное плавание на волнах экономики

Разделы: Работа с дошкольниками


В русском языке термин экономика имеет два значения:

1. Это способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова является понятие “хозяйство”.

2. Это наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов “эйкос” - “хозяйство”, “дом” и “номос” - “закон”, так что “экономика” в буквальном переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства”.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. В современных условиях наши дети, вольно или невольно, сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках изобилие всевозможных товаров.

Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Довольно рано ребёнок обобщает мысль: если денег много, то на них можно много купить, много получить, а если денег мало, то приобретают лишь самое необходимое.

Часто родители жалуются на необоснованные, на их взгляд, требования детей что-то купить, а те, в свою очередь, на непонимание родителей. Подобного противоречия можно было бы избежать, если бы ребёнок имел представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей и её назначении. Это помогло бы ему не только реально представлять финансовые возможности семьи, но и почувствовать себя полноправным членом, мнение которого тоже уважается.

В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже “покупают”, “продают” и “расплачиваются” за покупки “деньгами”, однако всё это происходит в играх, в условной ситуации, порой не очень похожей на то, что происходит в реальной жизни. Кроме того, каждая семья имеет различные ценностные установки. Поэтому формирование достоверных элементарных экономических представлений ещё в дошкольном детстве, поможет ребенку ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности, понимать и ценить окружающий предметный мир, видеть красоту человеческого творения.

Но каким же образом и начиная с какого возраста возможно усвоение таких сложных понятий как “потребности”, “возможности”, “товар”, “бюджет”, “цена”, “ресурсы” и т. д.?

Изучение данного вопроса наиболее эффективно в экспериментально-поисковой и игровой деятельности, а, следовательно, “благодатным” для изучения экономических основ можно считать старший дошкольный и младший школьный возраст (5-8 лет).

Осуществлять ознакомление детей с экономической культурой возможно уже в старшей возрастной группе, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности. В подготовительной к школе группе, когда познавательные интересы детей носят более определённый характер, возможна организация кружковой работы.

В нашей подготовительной группе вот уже второй год работает кружок “Кругосветное плаванье на волнах экономики”, который ставит перед собой следующие цели:

  • Знакомить детей с основами экономики.
  • Дать представления о рыночной экономике и её закономерностях.
  • Способствовать развитию самостоятельности детей.
  • Воспитывать способность к самоограничению, умению не транжирить зря, но и не скупиться на по-настоящему нужное.
  • Развивать творческие способности ребёнка, реализовывать желание лучше узнать себя, близких, изобретать, сочинять, быть предприимчивым.
  • Формировать поисковый стиль поведения дома, в детском саду, в кругу сверстников, в присутствии незнакомых людей.
  • Учить уважать труд людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчётливость, экономность, трудолюбие, и, вместе с тем, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

Конспект занятия.

Задачи.

  • Познакомить с первоочередными потребностями человека.
  • Развивать познавательные интересы детей, фантазию, воображение.
  • Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: Песочница, ёмкость с водой, вкопанная в песок, набор мелких игрушек, природный материал (веточки, листья, шишки, ореховая скорлупа), лодочка из пенопласта (другого лёгкого материала), три коктейльные трубочки, аудио кассета “Шум моря”.

Ход занятия.

Воспитатель. Мы плыли на паруснике, и в пути нас застала непогода. (Дети дуют из трубочек на воду). Как называется непогода в море?

Дети. Буря, шторм.

Воспитатель. Придется высаживаться на остров, он совсем маленький, но, кажется, вполне пригодный для жизни. Возможно, нам придется провести здесь продолжительное время, пока море не успокоится. Заходим в бухту.

А что же нам нужно сделать в первую очередь?

Дети. Построить дом

Воспитатель. Это очень долго.

Дети. Сделать укрытие

Воспитатель. Из чего?

Дети. Из веток (строят из природного материала).

Воспитатель. Жилище готово. Неплохо бы согреться, обсушиться, попить чай. Как будем действовать?

Дети. Нужно развести костер, принести воды.

Воспитатель. А где мы можем набрать воды?

Дети. В реке. В море. В ручье.

Воспитатель. Но для питья пригодна только пресная, чистая вода.

Дети. Нужно найти ручей.

Воспитатель. А как развести огонь?

Дети. Нужны дрова или ветки.

Воспитатель. А что нужно для чая кроме воды.

Дети. Заварка (чайные пакетики).

Воспитатель. Природа приготовила для человека лекарственные растения, ягоды. Их то мы и можем использовать для чая. Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель. Ну что, путешественники, принимаемся за дело. Кто чем займется?

Дети распределяют обязанности (складывают из палочек костер, сушат вещи, приносят воду, пьют чай).

Воспитатель. Ну что, согрелись? Неплохо бы подкрепиться, а супермаркета что-то не видно. Что же делать?

Дети. Наловить рыбы, собрать ягод, найти пальму с бананами…

Воспитатель. Давайте мальчики смастерят удочки и пойдут ловить рыбу, а девочки насобирают ягод (дети имитируют действия).

Воспитатель. Устали?

Дети. Да.

Воспитатель. Значит нужно отдохнуть. Ребята, а как вы отдыхаете?

Дети. Смотрим телевизор, играем в компьютер, слушаем музыку, играем…

Воспитатель. Да, ребята, но так мы отдыхаем дома, а здесь мы окружены дикой природой. Давайте послушаем шум моря, пение птиц, посмотрим на красоту вокруг (релаксация под запись “Шум моря”).

Воспитатель. Уже поздно, а море так и не успокоилось. Придется нашим храбрым путешественникам здесь заночевать. Но не забывайте, наш остров мало изучен. Вдруг здесь есть хищники? Каких вы знаете?

Дети. Львы, тигры, волки, медведи…

Воспитатель. А знаете, чего боятся все дикие животные?

Дети. Ружей, капканов, громкого шума…

Воспитатель. Это всё правильно, но есть, ещё одно средство и вы его назовёте, если вспомните сказку Киплинга “Маугли”.

Дети. Огня!

Воспитатель. Правильно. Но если мы все уснём, мы не будем в безопасности. Что предпримем?

Дети. Надо поставить часового или дежурного, и он не даст потухнуть костру.

Воспитатель. Пожалуй, одному здесь не справиться, а вот с дежурством вы здорово придумали, (дети укладывают игрушки спать).

Вот и утро! Посмотрите, море успокоилось, сияет солнце, дует попутный ветер, наши путешественники могут возвращаться домой. Но сначала мы должны навести после себя порядок (убрать мусор, засыпать костер….) Все готово! Гребцы, на вёсла! (два ребёнка дуют из трубочек на лодку в одном направлении).

Вот наши мореплаватели и дома. Им будет, что рассказать своим друзьям. Да и мы многое узнали о том, что же нужно чело веку для жизни. Давайте это вспомним и назовём.

Дети называют: жилище, тепло, питье, еда, отдых, безопасность.

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали все правильно. Все это называется потребностями человека. А что помогало преодолевать нашим героям трудности?

Дети. Они все делали вместе, помогали друг другу…

Воспитатель. Одним словом, нашим героям помогла дружба. А потребность в общении и дружбе с другими есть только у людей.

 Список литературы.

1. Экономическое воспитание дошкольников/ Под ред.Е.А.Курака.-М.: ТЦ Сфера, 2002.-80 с.

2.Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Экономика для взрослых и детей. Сборник.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240 с.