Цели:
- дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
- заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
Тип урока – урок-анализ лирических произведений.
Оборудование
- иллюстрации о жизни Маяковского$
- тексты стихотворений.
Оформление доски:
- тема урока
- эпиграф урока:
Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны,
Считая
своим соперником…
(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.
Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.
В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.
Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
- Поэма “Облако в штанах”,
- “Флейта – позвоночник”,
- “Люблю”,
- “Про это”,
- Стихотворения: “Юбилейное”,
- “Любовь”,
- “Лиличка”,
- “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
- “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.
Биографический комментарий.
Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).
Сообщение учащихся “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”.
Я хочу предостеречь вас от слишком буквального отождествления реально существующих людей и героев лирики поэта, ведь искусство всегда стремится конкретно-единичный случай осмыслить как общезначимый.
Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)
Анализ:
– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?
– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?
(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).
Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…
– Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?
– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?
Любовь
- Забота о любимом
- Порядочность
- Нежное отношение
- Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
- “Отдавание” себя
- Ты – моя собственность дарение
- Я тебя хочу
- Сделка (я люблю тебя за…)
- Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
- Желание сделать любимого лучше, чем он есть
- Не ожидать ничего взамен
– Скажите, а такую любовь вы встречали в жизни?
– А что преобладает в жизни?
(Учитель записывает на доске “нижнюю ступень”)
(т.е. низший и высший уровень)
Риторический вопрос:
– На каком уровне находитесь вы?
Каждый сам для себя отвечает на этот вопрос.
1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д. И, в конечном счете, когда жизнь проходит, понимаешь, что ты не был счастлив.
2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”. Но именно это заставляет человека почувствовать себя счастливым. (Это мое личное мнение)
Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)
Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:
“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”
“Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником”
Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.
– Что значит для поэта любовь?
(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.
– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.
– Обращение к эпиграфу урока
“Письмо Татьяне Яковлевой”.
Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне.
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышления о жизни.
Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения.
Подведение итогов. Выводы.
- Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.
- Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.
- Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.
Письменная работа.
(Можно задать её на дом, если не успели на уроке).
“Что в личности, жизни и творчестве Маяковского меня привлекло?”