Цель: В ходе анализа литературного произведения дать понять учащимся, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”.
Вступительное слово учителя
Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем на фронт и рядовым прошёл дорогами беспощадной войны пол-России и Польши. Госпитальные койки, тяжелые ранения, контузия… Обжигающая боль утраты боевых товарищей…
Все это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу Ю. Бондарева, В. Быкова, Ю. Друниной, Г. Бакланова… “Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”. (В. П. Астафьев)
В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.
В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.
Сообщение о теме и цели урока
В. П. Астафьев писал: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата”.
В военной повести автор утверждает, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе” (толстовские традиции).
Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В.П. Астафьева “Пастух и пастушка”, поможет нам понять эту авторскую концепцию.
1. Расскажите, о чем эта повесть?
Женщина через много лет после войны приходит к одинокой могиле и затем уходит от неё. А внутри – обычная история… Шёл трудный бой, враг пытался прорвать окружение и спастись. Каждый солдат взвода Бориса Костяева чувствовал личную ответственность за исход боя. И вот бой окончен. Оставшиеся в живых расположились в уцелевшей избе. За хуторской баней комроты Филькин показывает Борису убитых старика и старуху. Внутри повести одна ночь, отпущенная судьбой Борису Костяеву для любви, единственная на всю жизнь.
Один за другим гибнут бойцы из взвода. Борис умирает от лёгкой раны в санитарном поезде. Его одинокая могила посреди степи.
Вопрос.
В чем необычность композиции?
Рамочная (кольцевая) композиция. Надвое разорванный эпилог, а внутри эпилога – обычная военная история.
Название повести “Пастух и пастушка” приобретает особое содержание, которое ещё больше подчеркивается грустно-ироническим подзаголовком – “современная пастораль”.
В одном из первых произведений этого жанра “Дафнис и Хлоя” Лонга любящих разлучала только ночь, а с первыми лучами солнца они беспрепятственно встречались на лоне природы. “Они любили друг друга, не стыдились своей любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу – казалось мне прежде…” – так Борис рассказывал Люсе о спектакле, увиденном им в московском театре.
Вопрос.
В чем необычность жанра “современная пастораль”, его грустная ирония?
Любви Бориса и Люси грозят разлука, смерть. Каждый новый день приносит новые беды и тревоги.
2. В начале повести комроты Филькин показывает Борису убитых старика и старуху.
Анализ эпизода.
“Они спешили из дому…”
Обратите внимание – …смотрели военные на старика и старуху… смотрят люди на людей, но об одних сказано “военные”, а у других отмечен возраст.
Вывод:
Нет места для спокойной старости и нет места для самой сути жизни – любви.
3. Он и она. Сколько раз они появляются в повести?
Трижды: пастух и пастушка, увиденные Борисом в театре, старик и старуха и Борис и Люся. Живые, конкретные Борис и Люся как бы обрамлены, с одной стороны, пусть и трагически окончившими свою жизнь, но спевшими песню любви стариком и старухой, с другой – извечной мечтой о счастливой любви, воплощенной в искусстве.
Борис и Люся встретились, и родилась их любовь, в которую вторглась война, даже в те короткие минуты, воспетые в русской литературе как самое духовное и чистое в человеке. В таких условиях трудно сблизиться и разглядеть друг друга. Совсем мальчиком Борис оказался на войне, когда образ возлюбленной ещё смутно рисовался в его воображении. И вот он украдкой рассматривает Люсю.
Выборочное чтение.
“Борис умел верить в красивую выдумку, но хозяйка рушила картинный образ…”
И сам взводный мало похож на картинный образ: “Изветренные губы лейтенанта кривило судорогой…”
Война врывается и в их единственную ночь. “Барственный фриц, вальяжный. С собакой в Россию пожаловал…”
4. Многослойность повести помогает понять естественность ситуаций, в которых проявляется человек.
Выделите круг действующих лиц.
- Неразлучные друзья Карышев и Малышев.
- Скользкий человечек Пафнутьев.
- Умный начитанный Ланцов.
- Совсем юный парнишка Шкалик.
- Старшина Мохнаков.
На войне, в бою, у каждого свои должностные обязанности, степень военной сноровки.
В избе Люси у каждого тоже свое неповторимое лицо.
Все относятся с уважением к дружбе алтайцев Карышева и Малышева.
Юный и застенчивый Шкалик захмелел за столом. Он приписал себе 2 года, чтобы попасть в ремесленное училище, и угодил на фронт. В финале погиб, сопровождая Бориса в санбат.
Старшина Мохнаков. Можно ли в чем-то осудить или оправдать его?
Храбрость, заражённость моралью “война все спишет”, жестокость…
Но! И самый умелый воин. Бойцы и взводный постоянно чувствуют его поддержку.
Выборочное чтение.
Мохнаков и санитарка “…как бывалые фронтовики быстро сходятся и понимают друг друга…”
Мохнаков и Борис “Светлый ты парень! Почитаю я тебя…”
Поединок Мохнакова с немецким танком. “Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение…” Символика эпизода (нет фамилии – “русский” вместо неё).
“В полевой сумке старшины, оставленной на НП, обнаружились награды…”
Лев Толстой о сущности русского характера – “чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине”.
(Вспомнить образ Тихона Щербатого).
М. Луконин “Лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой”.
Выгорела душа у Мохнакова, “не единожды валялся в госпитале…” Человек “истратился на войну”.
5.Сразу после появления повести спор разгорелся вокруг того, что главный герой умер от легкой раны и от разлуки с любимой. Одни находили оправдание герою, другие – нет.
Перед заветной ночью Борис “примостился у припечка, да так и сидел, весь остывший изнутри… заснуть в чьей-то безвестной хате и от всего безвольно отрешиться. Разом и навсегда”.
Один за другим гибнут его бойцы. После смерти Шкалика “больно было ему от раны, ело глаза окисью взрывчатки, а страдания в сердце не было…”. “Нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее”.
В. Астафьев “Остался один посреди России”.
С. Орлов “Его зарыли в шар земной…”
6. “Война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”. Война калечит не только тело, но и душу.
Война – это всенародное горе.
Выборочное чтение.
“Бойцы подавленно смотрели на поле за оврагом, уже истерзанное, испятнанное, черное…”
После боя врач и санитары обихаживают раненых.
Старший сержант и пожилой немец с обмотанными бинтами и портянками руками.
Вывод.
Гуманистический пафос – основа повествования, воплощенная в авторских мыслях и утверждаемая персонажами повести. Гуманистический пафос движет сюжет, определяет композицию, особый эмоциональный строй произведения.
Реквиемное обрамление повести придает ей обобщенный нравственно-философский смысл.
И фигура женщины над могилой – символ печали и памяти.