Вид урока: урок с применением дидактических игр.
Цели урока:
- учебная: повторить основные понятия темы и правила(линейные уравнения с двумя переменными и построение графиков); закрепить умения и навыки учащихся при решении СЛУр с двумя переменными и при построении графиков; умение применять полученные знания в процессе обучения;
- развивающая: развивать логическое мышление у учащихся;
- воспитывающая: воспитывать творческую активность, самостоятельность мышления, внимательность при решении.
Ход урока
Сегодня на уроке мы поработаем детективами в области алгебры. Работать будем двумя бригадами. Делимся на бригады следующим образом: на столе лежат кружки белого цвета с одной стороны, а с другой – синие и красные. Ученики тянут кружки по очереди и те, кому достались красные кружки, представляют одну бригаду, а синие – другую. После этого бригады выбирают капитанов.
Игровая ситуация: нас вызвали в школу провести расследование. Оно будет проходить по этапам:
- Разминка
- Следствие ведут знатоки
- Меткие стрелки
- Угадайка
- Поляна всезнаек
Результаты игры будут заноситься в таблицу, расположенную на доске.
1. Разминка.
Перед началом работы разминаемся. На доске записаны уравнения:
1) 5х + 3y = 6
2) 3x + 6y = 5
Вопросы учителя:
- Как называются эти уравнения?
- Что является его графиком?
На первый вопрос отвечает первая бригада, а вторая определяет правильно ли они ответили, на второй вопрос – наоборот. За правильный ответ начисляется 3 балла.
2. Следствие ведут знатоки.
а) Вопрос: что является решением системы линейных уравнений с двумя переменными?
б) Потеряли решение данного уравнения. Ваши бригады должны срочно их найти. Выберите эксперта от своей бригады, который будет работать у доски. Остальные решают уравнения на местах в тетради. На доске учитель пишет задание: 3х + 6y = 4. В таблицу результаты заносятся так: правильно решено – 3 балла, с ошибкой – 1 балл, неверно решено – 0 баллов.
3. Меткие стрелки.
А сейчас мы пройдем в тир и потренируемся в стрельбе. На доске закрепляются листы с заданиями для бригад. Решают сначала в тетрадях, а затем один из членов бригады у доски показывает решение. Результаты заносятся в таблицу по такому же принципу, как и в предыдущем задании.
Лист для первой бригады:
Является ли решением системы пара чисел? Покажите стрелкой.
(1; 1)
(3; )
Выясните, имеет ли решение система, если да, то сколько? Покажите стрелкой.
а) одно решение, б) бесконечно много решений,
в) решений нет
Лист для второй бригады:
Является ли решением системы пара чисел? Покажите стрелкой.
(-2; -6) (-3;4 )
Выясните, имеет ли решение система, если да, то сколько? Покажите стрелкой.
а) одно решение, б) бесконечно много решений,
в) решений нет
4. Угадайка.
А теперь выясним, пересекаются ли дороги. “Дороги” - это график соответствующих функций. Листы с заданиями на доске. Все решают в тетрадях. Один покажет у доски. Оценивается так же, как и раньше.
1 бригада 2 бригада 1) 2)
1) 2)
5. Поляна всезнаек.
А теперь каждый самостоятельно посетит Поляну всезнаек. Результаты – в таблицу.
1 бригада | 2 бригада |
1. Построить график линейного уравнения 3x – 2y = 6 2. Известно, что график функции 2x + 3y = 2 проходит через точку А, ордината которой равна 4. Найдите абсциссу этой точки. |
1. Построить график линейного уравнения x + 2y = 4 2. Известно, что график функции 3x + y = 21 проходит через точку К, абсцисса которой равна 5. Найдите ординату этой точки. |
6. Итоги
Подводятся итоги: определяется лучшая команда, лучшие ученики. Выборочно выставляются оценки.
7. Домашняя работа
По учебнику под редакцией Теляковского N 1107 (а), N 1141, N 1114 (в, г).