Система линейных уравнений с двумя переменными

Разделы: Математика


Вид урока: урок с применением дидактических игр.

Цели урока:

  • учебная: повторить основные понятия темы и правила(линейные уравнения с двумя переменными и построение графиков); закрепить умения и навыки учащихся при решении СЛУр с двумя переменными и при построении графиков; умение применять полученные знания в процессе обучения;
  • развивающая: развивать логическое мышление у учащихся;
  • воспитывающая: воспитывать творческую активность, самостоятельность мышления, внимательность при решении.

Ход урока

Сегодня на уроке мы поработаем детективами в области алгебры. Работать будем двумя бригадами. Делимся на бригады следующим образом: на столе лежат кружки белого цвета с одной стороны, а с другой – синие и красные. Ученики тянут кружки по очереди и те, кому достались красные кружки, представляют одну бригаду, а синие – другую. После этого бригады выбирают капитанов.

Игровая ситуация: нас вызвали в школу провести расследование. Оно будет проходить по этапам:

  1. Разминка
  2. Следствие ведут знатоки
  3. Меткие стрелки
  4. Угадайка
  5. Поляна всезнаек

Результаты игры будут заноситься в таблицу, расположенную на доске.

1. Разминка.

Перед началом работы разминаемся. На доске записаны уравнения:

1) 5х + 3y = 6

2) 3x + 6y = 5

Вопросы учителя:

  • Как называются эти уравнения?
  • Что является его графиком?

На первый вопрос отвечает первая бригада, а вторая определяет правильно ли они ответили, на второй вопрос – наоборот. За правильный ответ начисляется 3 балла.

2. Следствие ведут знатоки.

а) Вопрос: что является решением системы линейных уравнений с двумя переменными?

б) Потеряли решение данного уравнения. Ваши бригады должны срочно их найти. Выберите эксперта от своей бригады, который будет работать у доски. Остальные решают уравнения на местах в тетради. На доске учитель пишет задание: 3х + 6y = 4. В таблицу результаты заносятся так: правильно решено – 3 балла, с ошибкой – 1 балл, неверно решено – 0 баллов.

3. Меткие стрелки.

А сейчас мы пройдем в тир и потренируемся в стрельбе. На доске закрепляются листы с заданиями для бригад. Решают сначала в тетрадях, а затем один из членов бригады у доски показывает решение. Результаты заносятся в таблицу по такому же принципу, как и в предыдущем задании.

Лист для первой бригады:

Является ли решением системы пара чисел? Покажите стрелкой.

(1; 1)
(3; )

Выясните, имеет ли решение система, если да, то сколько?  Покажите стрелкой.

а) одно решение,

б) бесконечно много решений,

в) решений нет

Лист для второй бригады:

Является ли решением системы пара чисел? Покажите стрелкой.

(-2; -6)

(-3;4 )

Выясните, имеет ли решение система, если да, то сколько? Покажите стрелкой.

а) одно решение,

б) бесконечно много решений,

в) решений нет

4. Угадайка.

А теперь выясним, пересекаются ли дороги. “Дороги” - это график соответствующих функций. Листы с заданиями на доске. Все решают в тетрадях. Один покажет у доски. Оценивается так же, как и раньше.

1 бригада 2 бригада
1)

2)

1)

2)

5. Поляна всезнаек.

А теперь каждый самостоятельно посетит Поляну всезнаек. Результаты – в таблицу.

1 бригада 2 бригада
1. Построить график линейного уравнения
3x – 2y = 6

2. Известно, что график функции 2x + 3y = 2 проходит через точку А, ордината которой равна 4. Найдите абсциссу этой точки.

1. Построить график линейного уравнения
x + 2y = 4

2. Известно, что график функции 3x + y = 21 проходит через точку К, абсцисса которой равна 5. Найдите ординату этой точки.

6. Итоги

Подводятся итоги: определяется лучшая команда, лучшие ученики. Выборочно выставляются оценки.

7. Домашняя работа

По учебнику под редакцией Теляковского N 1107 (а), N 1141, N 1114 (в, г).