Цели:
совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
чтения по ролям; познакомить с басней-сказкой С. Михалкова “Аисты и лягушки”;
расширить круг знаний о творчестве С.В. Михалкова; прививать любовь к книге;развивать монологическую речь, творческие способности, воображение; умение работать парах, группах;
- воспитывать нравственно-эстетические нормы.
Оборудование:
- Учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение”, 2 класс.
- Раздаточный материал; папки с алгоритмом урока чтения, таблицы для развития техники чтения; сигналы для оценивания.
- Потрет С.В. Михалкова; выставка книг писателя.
Ход урока
I. Организационный момент:
Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
II. Постановка учебной задачи:
У: Для чего в школе необходим урок литературного чтения? Чему на этом уроке мы должны учиться?
* Выслушиваются ответы детей, если есть затруднения – обращаемся к алгоритму урока чтения, где расписаны цели каждого модуля.
У: Молодцы! Сегодня мы продолжаем совершенствовать и развивать эти навыки, и конечно же, познакомимся с новым произведением.
III. Звуковая разминка
У: Прежде чем перейти к реализации основных целей и задач урока, проведем звуковую разминку.
Какую цель она преследует?
Д: Научиться четко, произносить звуки, читать целыми словами, развивать зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.
У: Выполняем упражнение № 1 (таблицы на доске).
При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос и ответный возглас
Упражнение № 2
Произнесите сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ |
Упражнение № 3
Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухим звучанием, затем со звонким. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.
У: Молодцы! Данная разминка поможет нам на следующем этапе урока – проверке домашнего задания.
IV. Проверка домашнего задания.
У: Что мы проверяем на данном этапе урока?
Д: Проверяем свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
У: Скажите, пожалуйста, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Д: Мы познакомились с произведением “Волшебные краски”.
У: Кто автор этого произведения?
Д: Это произведение написал Е. Пермяк.
У: Посмотрите на данную таблицу жанров литературных произведений и выберите тот, к которому относятся “Волшебные краски” и почему?
* Выслушиваются ответы детей и приходим к выводу, что это – сказка.
У: А сейчас проверим, как вы подготовились к чтению и пересказу данного произведения.
2. У: Приготовьтесь к работе в парах.
* Дети 1 варианта – читают отрывок 1/2 страницы, пересказывают, отвечают на вопрос по содержанию текста – товарищу по парте 2 варианта. Затем дети меняются ролями. Чтение вполголоса. По команде учителя “Начали!” дети начинают работу. По команде “Стоп! Закончили работу!” – заканчивают работу.
*Дети выполняют задание, работая в парах.
У: Выслушай замечание и оценку своего товарища, покажи её сигналом
* Учитель спрашивает несколько учеников о том, почему поставили товарищу ту или иную оценку (аргументирование оценок).
У: Спасибо!
3. Коллективная работа
У: Проводим “Экспресс-опрос”. Будьте очень внимательны.
1 вопрос – Найди и прочитай, что написано о волшебных красках;
2 вопрос – Прочитайте ту часть сказки, где описаны рисунки, которые сделал добрый мальчик;
3 вопрос – Почему так получилось, краски то ведь были волшебными?
4 вопрос – Как мальчик относился к людям? Это хорошо или плохо?
5 вопрос – А чтобы рисунки получались хорошими, что нужно для этого?
6 вопрос – Научился ли мальчик рисовать в будущем?
7 вопрос – Какими красками он рисовал всю оставшуюся жизнь?
8 вопрос – Почему у него стало получаться рисовать даже простыми красками?
9 вопрос – А что думали люди, глядя на эти рисунки?
У: Найдите и прочитайте самую важную на ваш взгляд часть сказки.
* Дети находят данную часть и читают.
У: Какой вывод вы сделали для себя из содержания данного произведения?
* Дети зачитывают выводы и показывают рисунки, приготовленные дома.
У: Какие пословицы о труде можно отнести к данному произведению?
– Молодцы! Возьмите сигналы и оцените свою подготовку к уроку.
* Дети оценивают свою подготовку; выслушиваются 3–4 ученика, которые аргументируют свои оценки.
У: Над чем ещё нужно поработать? Какие качества характера надо в себе воспитывать?
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
V. Знакомство с новым произведением.
1. У: Сегодня мы познакомились с произведением известного детского поэта и писателя. А впрочем, послушайте отрывок из его стихотворения:
“На прививку!
Первый класс!
Вы слыхали?
Это нас … ”
Д: Написал это стихотворение С.В. Михалков.
* Учитель открывает портрет С.В. Михалкова.
У: Какие произведения С.В. Михалкова вам знакомы?
* Дети называют произведения, а учитель составляет выставку книг писателя; рассматриваются 2–3 книги, их год издания; называются издательство, художники-оформители и т.д.
У: Для кого Сергей Владимирович пишет свои произведения? О ком они?
Д: Он пишет свои произведения для нас, детей; они о детях, о животных.
У: Многие удивляются, как в таком преклонном возрасте С. Михалков продолжает писать произведения для детей.
– Как вы думаете? Почему?
*Выслушиваются мнения детей.
У: Да, действительно, С. Михалков до сих пор продолжает жить одновременно в двух возрастах – в том возрастном и в детском. Он сам о себе говорит в стихотворении “Мой секрет” так:
“… Держава Детства далеко
Осталась позади.
“Хочу назад!” – сказать легко
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет.
2. У: На прошлом уроке некоторые дети получили задание – найти материал о жизни С. Михалкова. Поделитесь с нами это информацией.
* 2–3 ученика рассказывают биографию поэта.
– Молодцы! Спасибо!
3. У: А теперь обратимся к нашему алгоритму (модуль № 2).
– Какую цель он ставит перед нами?
Д: Цель данного модуля – узнать, о чём говорится в новом произведении.
У: Прочитайте название этого произведения (с. 42).
– Можно ли по заглавию узнать, кто герои этого произведения?
– Но так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос после прочтения произведения.
Чтение-спринт (по команде учителя “Начали!” “Стоп!”)
У: Возьмите простой карандаш и при чтении подчеркните непонятные слова.
* Дети читают и выделяют непонятные слова.
У: А теперь, чтобы ещё лучше понять это произведение, я прочитаю его ещё раз.
* Читает учитель
– Какие слова вам были непонятны?
– Поделитесь своими впечатлениям о прочитанном (дети делятся своими впечатлениями)
У: Соответствует ли заголовок содержанию произведения? Почему?
– Сколько персонажей вы насчитали?
– А почему же тогда назвали “Аисты и лягушки”?
– Посоветуйтесь с товарищами и скажите, к какому из этих литературных жанров можно отнести это произведение?
Д: Мы считаем, что это басня или сказка.
У: Что такое басня?
– О чем же, если вы считаете это произведение басней, оно рассказывает?
Д: Басня рассказывает о взаимоотношении животных.
У: Взаимоотношения животных отчасти напоминают взаимоотношения кого?
Д: Такие взаимоотношения напоминают взаимоотношения людей.
У: А что же в этом произведение сказочного?
– Значит, текст “Аисты и лягушки” можно назвать сказкой о животных? Или нет?
Над этим вопросом мы ещё подумаем.
У: Совсем по-детски выглядит этот спор. Скажите, какие качества своих персонажей осуждает писатель, выставляя их напоказ?
Д: Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.
У: Какие чувства испытывают сами персонажи?
– Какой эпизод произведения соответствует иллюстрации в учебнике?
* Дети делятся своим мнением.
У: Итак, давайте попробуем доказать, сказка это или басня.
– Как вы думаете, это произведение писалось ради аиста или лягушки?
Д: Я думаю, что оно написано для людей.
У: Найдите слова в тексте, которые вы считаете главными?
* Дети находят и читают отрывок.
– Чему хочет нас научить автор?
Д: С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить, не ссориться и т.д.
– Значит в этом произведении больше нравоучительности, чем занимательности и сказочности?
Д: Мы думаем, что здесь больше нравоучительности.
У: Тот главный отрывок текста, который вы прочитали, автор называет выводом, моралью.
А мораль бывает где?
Д: В басне.
У: Хотя аист и рассердился на лягушку по-человечески, а поступает он с ней, как настоящий живой аист.
Вот что получается, когда не умеют дружить. Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням.
– Ну, а теперь обратимся к модулю № 4, который предлагает нам поработать над чем?
Д: Данный модуль предлагает нам поработать над выразительностью.
У: Можно ли это произведение (басню) прочитать по ролям? Почему?
– С какой интонацией вы должны произносить слова героев?
Работа в парах.
У: – Сейчас поработаем в парах. Прочитайте 1/2 текста товарищу выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героев.
* Оцените, друг друга с помощью карточек-сигналов, обоснуйте свою оценку (3–4 ученика).
Чтение по ролям
Сначала читают и инсценируют басню “Аист и лягушка” подготовленные дети (2 ученика), а затем 2–3 раза прочитывается сказка по ролям учениками класса.
* Дается оценка чтения по ролям и её аргументирование.
У: Учитывая все замечания, дома вам необходимо закрепить умение читать по ролям.
Физминутка про лягушку.
VI. Знакомство с дополнительным произведением С.В. Михалкова.
1.У: Сейчас мы познакомимся ещё с одним произведением С.В. Михалкова, при этом будем работать в творческих группах (класс делится на 6 групп).
– На столах у вас лежат книги “Аисты и лягушки”, откройте произведение “Хочу бодаться” (раздается отпечатанный на листах текст всем членам групп).
Задание
Бригадир читает вслух, вы следите и слушаете
его чтение.
– Итак, готовы? Начали!
2. Проверка
У: С каким произведением вы познакомились? Кто его автор? Всё ли вам было понятно? – Понравилась вам эта басня? Чем? Ответьте на вопросы, которые получила каждая группа.
1 группа – Кто главные герои этого произведения?
2 группа – Почему басня названа “Хочу бодаться”?
3 группа – Кто из персонажей басни отказался играть с козлёнком?
4 группа – Кто с радостью согласился поиграть с маленьким козленком? Почему?
5 группа – Чем закончилась игра щенка с козлёнком?
6 группа – Почему так случилось, что козлёнок плачет, а щенок опять кусает?
Вывод: – Ребята, сделайте вывод по данной басне.
Д: Они не поняли друг друга. Ведь игра козлёнка закончилась в том, чтобы пободаться. А игра щенка – покусаться.
У: Молодцы! Ведь для щенка “хочу кусаться”, то же самое, что для козлёнка “хочу бодаться”.
– А у вас, дети, были такие ситуации, что вы не понимали друг друга?
VII. Домашнее задание
У: С. Михалков написал много таких смешных сказок, басен; посетите библиотеку и найдите другие басни; выберите ту, которая вам больше всего понравилась, прочитайте её. В тетрадях по чтению сделайте рисунок и вывод по данному произведению.
VIII. Итог урока.
Итак, урок подходит к завершению, обратимся к модулю № 6. Мне хочется поблагодарить вас за работу, оценить её и задать несколько вопросов:
– С каким произведением мы познакомились?
– Кто автор?
– Чему научила вас эта басня?
– Оцените свою работу за урок карточками-сигналами! Поблагодарите друг друга за совместную работу.