Цели:
- проверить умение применять правила дифференцирования, показать применение производной при решении жизненно важных задач;
- воспитывать чувство ответственности;
- формировать умение применять знания.
Оборудование: компьютеры, таблицы, плакаты, карточки.
Форма урока: интегрированный с информатикой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация.
Учащиеся поделены на три бригады.
2. Актуализация знаний.
Всем бригадам были даны творческие домашние задания:
Первая бригада нашла в Интернете через поисковую систему обучающую программу для вычисления производных и построения графиков функций и ее производной.
Они демонстрируют эту программу. Теперь проверим знания с помощью компьютеров, но прежде нужно получить допуск к работе.
Вопросы:
- Что нужно сделать для того, чтобы открыть папку?
- Какое расширение имеют текстовые файлы?
- Какими клавишами мы пользуемся, чтобы просмотреть документ?
Бригады по очереди подходят к компьютеру и находят свой вариант задания по математике.
1 вариант.
1). у =7x6 - 2x2 + 3x - 1
y / (1) - ?
2). у =(2x – 3) / (x + 4)
y / (0) - ?
3). у = 6 – 3 / x5 + 3
y / - ?
4) у =(4x + 1) * (x - 3)
y / - ?
5) Решите уравнение
y / = 0
у = 1/3 x3 – 2x2 + 1
2 вариант.
1). у=2x7 + 2x3 - 3x + 4
y/(-1)-?
2). у=(3x – 2) / (2x+1)
y/(2)-?
3). у=4 - 4/x6 + 5
y/-?
4) у =(5x - 2) * (x + 3)
y / - ?
5) Решите уравнение
y / = 0
у = 2/3 x3 – 2x2 + 2
3 вариант.
1). y = 12x5 - 2x3 - 2x + 3
y / (1) - ?
2). у=(2x + 1) / (4 – x)
y / (1) - ?
3). y = 8 – 2 / x7 + 3,5
y / - ?
4) у =(4 + 5x) * (2 - x)
y / - ?
5) Решите уравнение
y / = 0
у = 1/3 x3 – x + 2
4 вариант.
1). y = 3x7 - 2x2 + 3x - 7
y/(-1)-?
2). y = (4x + 1) / (2 – x)
y/(1)-?
3). y = 10 - 4/x9 + 5,1
y/-?
4) у =(8 - x) * (3x + 1)
y / - ?
5) Решите уравнение
y / = 0
у = 1/3 x3 – 9x + 6
В это время остальные бригады работают устно. Вторая и третья бригады работают по таблице 1. Назовите пары f(x)-f / (x).
Затем, пока первая бригада выполняет самостоятельную работу, вторая работает у компьютера, третья отвечает на вопросы по теории.
1. Что называется производной функции в точке?
2. В чем заключается геометрический смысл производной?
3. В чем заключается механический смысл производной?
Вторая бригада выполняет самостоятельную работу, третья бригада – у компьютера, Первая бригада сдает работы, предварительно выписав ответы в тетрадь.
Первая бригада отвечает на теоретические вопросы. Затем освобождается вторая бригада, отвечает на вопросы теории, а третья – выполняет самостоятельную работу. Первая бригада приступает к выполнению задания по таблице № 2 . (установить соответствие по графикам f(x)-f / (x)). После того, как закончит работу третья бригада, нужно всем поменяться тетрадями с соседом и по ответам на доске проверить работы.
Оценка “5” ставится за пять правильно выполненных заданий, “4” – за четыре задания, “3” – три задания.
I Вариант
- 41
- 11/16
- 3/+15/х6
- 8х-11
- 0;4
II Вариант
- 17
- 7/25
- 2/+24/х7
- 10х+13
- 0;2
III Вариант
- 52
- 1
- 4/+14/х8
- -10х+6
- -1;1
IV Вариант
- 28
- 9
- 5/+36/х10
- -6х+23
- -3;3.
Подведем итоги. По таблице 3 с формулами повторим правила дифференцирования.
Вторая и третья бригады подготовили дома формулы из физики и экономики (Приложение1, Приложение 2), где используется производная.
3. Решение задач.
Нам всем кажется, что в повседневной жизни мы великолепно обходимся без математики. Не правда, ли? Но это со всеми так. Сегодня на уроке мы убедимся в этом.
Покажем, что производная с нами присутствует целый день.
В зимнюю пору все пьют утром чай, кофе. Решаем устно задачу № 1.
Решение. C (t) = Q / (t) = 0,396 + 4,162*10 -3 t – 15,072*10 -7 t2
Пошли в школу. Кто-то идет по шоссе, а кто-то – через мост.
Решаем задачу № 2 на доске (ученик).
Решение: y / = (x / *(1+x) – x*(1+x) / ) / (1+x)2 = 1/ (1+x)2
y / (0) = tg a .
y / (0) = 1
tg a = 1
a = 450.
Ответ. a = 450.
В это же время другой ученик на отдельной доске решает задачу № 9.
Решение:
y = px2
М (10; 0,5)
0,5 = p * 100
p = 0,005
y = 0,005*x2
y / = 0,01
tg a = 0,01
a = arctg 0,01.
Затем все обсуждают решение задачи № 9.
Во всех этих задачах о мостах и дорогах большую роль играл угол между касательной и горизонталью. Но в жизни оказывается важную роль играет и угол между касательной и вертикалью.
Приведу пример.
Пароход “Челюскин” в феврале 1934 года успешно прошел весь северный морской путь, но в Беринговом проливе оказался зажатым во льдах. Льды унесли “Челюскин” на север и раздавили.
Вот описание катастрофы: “Крепкий металл корпуса поддался не сразу, – сообщал по радио начальник экспедиции О.Ю. Шмидт. – Видно было, как льдина вдавливается в борт, и как над ней листы обшивки пучатся, изгибаясь наружу.
Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был оторван от носового трюма до кормового конца палубы…”
Почему произошла катастрофа?
Сила Р давления льда (рис. на доске – плакат) разлагается на две: F и R. R – перпендикулярна к борту, F – направлена по касательной. Угол между P и R – a – угол наклона борта к вертикали.
Q – сила трения льда о борт.
Q = 0,2 R (0,2 – коэффициент трения).
Если Q < F, то F увлекает напирающий лед под воду, лед не причиняет вреда, если Q > F, то трение мешает скольжению льдины, и лед может смять и продавить борт.
0,2R < R tg a , tg a > 0,2
Q < F, если a > 110.
Наклон бортов корабля к вертикали под углом a > 110 обеспечивает безопасное плавание во льдах.
(В это время на компьютере заставка – рисунок № 1).
Пришли в школу. Идут уроки. Кто на экономике, а кто – на технологии решает важные задачи. Задачу № 4 можно решить, рассмотрев по учебнику на стр. 136 (А.Н. Колмогоров “Алгебра и начала анализа 10–11”) вывод формулы в примере № 5.
Ответьте на вопрос: “О какой формуле идет речь?”
Задачу № 5 решаем самостоятельно.
Решение:
П (t) = V / (t)
П (t) = -5t2 + 15t + 50
П (7) = -5*49 + 15*7 + 50 = - 90 (ед/ч)Каков ответ в задаче?
Как можно объяснить, почему в ответе отрицательное число?
Закончились уроки.
Пришли домой, пообедали, отдохнули, выучили уроки и пошли играть на улицу. В снежки! Задача № 7.
(Учитель сам показывает решение).
Решение:
V (t) = h / (t) = V0 – gt
E = m/2 (V0 - gt)2 + mg(h0 + V0t – gt2/2) = mV02/2 + mgh0
Наступил вечер. Вдруг отключился свет. Это значит, что сила тока равна нулю.
Задача № 6 (а и б) одновременно у доски два ученика.
а) Решение:
I(t) = q / (t),
I(t) = 1 - 1/2
1 - 1/2 =0
Отсюда, t = ? .
б) Решение:
I(t) = q / (t),
I(t) = 1 - 4/t2
1 - 4/t2 =0
Отсюда, t = 2 или t = -2; t = -2 не подходит по условию задачи
Вот и закончился наш день с производной.
Задача № 8 (устно).
Рисунок № 1 – заставка на компьютере.
Что означают эти кривые роста знаний?
4. Подведем итоги.
Н.И. Лобачевский “… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…”
5. Домашнее задание.
Задачи № 3, 10. Повторить формулы.
ЗАДАЧИ.
1. Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1 кг воды от 00С до температуры t0 (по Цельсию), известно, что в диапазоне 00 <= t <= 950, формула Q (t) = 0,396t+2,081*10-3t2-5,024*10-7t3 дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от t.
2. Профиль подъема шоссе имеет форму кривой у = х/1+х. (х >= 0). Определите величину угла наклона шоссе в его начале.
3. Цепь висячего моста располагается по дуге параболы у = рх2. Пролет моста имеет длину 50 метров. Определите величину угла провеса a в крайней точке моста, если стрела провеса 5 м.
4. Пусть известно, что для любой точки С стержня АВ длиной 20 см, отстоящей от точки А на расстоянии l см, масса куска стержня АС в граммах определяется по формуле т(l) = 3l2+5l. Найдите линейную плотность стержня:
а) в середине отрезка АВ.
б) в конце стержня.
5. Объем продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону V(t) = -5/3t3+15/2t2+50t+70, где 1 <= t <= 8. Вычислите производительность труда П при t =7 ч.
6. Количество электричества, протекающее через проводник, задаётся формулой а) q(t) = t- O t+1: б) q(t) = t+4/t. В какой момент времени ток в цепи равен нулю?
7. Высота снежка, брошенного вертикально вверх со скоростью U0 с начальной высоты h0, меняется по закону h =h0+U0*t-gt2/2, где g » 10м/c – ускорение силы тяжести. Покажите, что энергия камня Е=тv2/ 2 + mgh, где т – масса снежка, не зависит от времени.
8. Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: “Он очень мало знает, но у него положительная производная”. Учитель хотел сказать, что скорость приращения знаний у ученика положительная, а это есть залог того, что знания возрастут.
Кривые роста знаний.
Рисунок 1
9. Шоссе проходит через речку. Мост имеет форму параболы y = px2. Каким нужно сделать уклон насыпи к мосту, чтобы переход с моста на насыпь был плавным? l = 20 м., b = 0,5 м.
10. Длина стержня меняется в зависимости от температуры по закону: l = l0+0,001t+ 0,0001t2. Найдите коэффициент линейного расширения при t = 50c.