Цель
1. Развивать умение жить в коллективе.
2. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни.
3. Вывести главные принципы дружбы.
Оборудование:
- Разноцветные сердечки.
- Рисунки «Феи».
- Волшебный сундучок.
Ход урока:
1. Этический заряд
Улыбнитесь, подарите миру свои добрые, чистые улыбки. В классе стало светлее, радостнее и теплее, правда? Дружно скажем друг другу «Здравствуйте!» Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста. А что каждый подразумевает, когда говорит «Здравствуйте!»
Высказывания детей.
Учитель:
Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я уважаю тебя и хочу, чтобы ты ко мне относился доброжелательно. Я дарю тебе свою улыбку, а вместе с ней частичку своего сердца, своей доброты и желаю тебе самого главного: здоровья, счастья, благополучия, мира.
Тема нашего урока (учитель подходит к доске и открывает запись):
«Я не ты, ты не я, но а вместе мы – …..» (последнее слово хором дочитывают дети).
Согласны ли вы с этим высказыванием? А кого называют другом?
Друг – это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
В XII веке князь набирал дружину, когда нападали враги, и каждый член дружины назывался другом. Какими чертами характера должен обладать друг? (Надежный, верный, преданный, умеющий защитить в бою.) А сейчас что значит дружить?
(У детей листочки с текстом, который надо дописать).
Я дружу с ……………..,
Потому что ……………..
С позволения зачитываются ответы 3-4 учащихся.
А кто может вспомнить пословицы о дружбе? Учитель останавливается на пословице «Дружба дана на добрые дела».
Кто может собственными примерами подтвердить это?
(Высказывания детей)
Прослушали ответы разных ребят. Каждый по-своему прав, хоть все они и разные.
А в том, что все мы разные, нас убедят наши рисунки. (К уроку учитель попросил детей нарисовать сказочный персонаж, например, Фею)
(Дети прикрепляют рисунки на доску)
Понравились вам рисунки? Одинаковы ли Феи? А что у них общего? Так почему же они, Феи добра, добрые волшебницы, разные?
Каждый представлял ее по-своему. Их рисовали разные ребята. У каждого свое «Я». Каждый художник, рисуя иллюстрации к сказкам, воплощает их по-своему.
Учитель предлагает посмотреть иллюстрации разных художников к какой-либо одной сказке, например, «Снегурочка».
На одном из уроков мы изобразили себя буквой «Я» и сложили их в волшебный сундучок. Помните? Давайте откроем его и возьмем свое «Я».
(Дети подходят к сундучку, но в недоумении глядят на учителя. Там нет их «Я». Вместо «Я» в сундучке лежит «МЫ», составленное из этих букв)
Что же случилось? Что произошло?
Высказывания ребят.
Да, очевидно, каждому «Я» было хорошо, но однако и они объединились, образовав «МЫ». Как вы думаете, стоит их снова разъединять?
Так давайте прикрепим это «МЫ» на доску. Ну а кто же это «МЫ»?
Высказывания детей.
«МЫ» – 4 А класс
Коллектив (общая жизнь, одни интересы)
Семья (каждый важен и нужен)
Друзья – все мы разные, но нам хорошо вместе.
Учитель:
Быть другом – это значит быть рядом не только в радости, но и горе. Дружба – это вера в человека, требовательность к нему, искренность в отношениях, поступках. Ты дружишь с человеком не потому, что он сделал тебе что-то хорошее, а потому, что он близок тебе, у вас общие интересы. Нам, наверное, следует определить принципы, по которым сверяется настоящая дружба.
Высказывания ребят.
Обобщение на доске.
Помни: Вежливость, доброжелательность, честность, справедливость, дружелюбие в отношениях – это взаимно. Вырабатывай в себе такие качества.
Попробуем решить проблемы, возникшие у ребят.
1. Ксюша ни за что не хочет сидеть с Мишей за одной партой.
Что чувствует Миша? Права ли Ксюша?
2. Ира и Оля, находясь в компании, часто шушукаются. Мешает ли это другим?
2. Рефлексия:
У вас на партах лежат три сердечка (красное, желтое, оранжевое). Давайте образуем большое сердце нашего класса. Если вы всегда следуете принципам дружбы - возьмите красное сердечко, если стараетесь соблюдать – оранжевое, а если редко - желтое.
Когда сердечки прикрепят, учитель подводит итог.
Например: Я очень рада, что такое прекрасное сердце бьется в груди у нас с вами.