Модульное или блочное структурирование учебного материала является одним из самых эффективных методов в обучении географии в гимназии.
Учебный материал курса географии в 8 классе скомпонован очень удачно, состоит из трех разделов. При этом тему 3 “Крупные природные районы” можно структурировать в 2 блока:
- Равнины России (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье)
- Горы России (Кавказ, Уральские, Верхоянские и др.)
В учебнике весь этот материал составляет 13 параграфов (Раковская Э.М. и Баринова И.И.)
Изучение материала начинается на уроке. Весь материал отбирается и обобщается в таблицу.
Вопросы | Восточ- но-Евро- пей- ская рав- нина |
Западно- Сибирская равнина |
Средне- Сибир- ское плоско- горье |
Прикас- пийская низмен- ность |
Цент- раль- но-Яку- тская рав- нина |
1. Гео- граф. поло- жение |
1. На за- па- де ев- ропе- йской части 2. От Бе- 3. С се- |
1. В Азиат- ской части от Урала до Енисея 2. Карско- 3. 2000 км |
1. Между Енисеем и Леной 2. От мо- 3. 2000 км |
На юго- востоке Евро- пейской части |
В сред- нем тече- нии реки Лены |
2. Текто- ническое строение |
Докемб- рийская плат- форма Щиты: |
Плита палео- зойской эры |
Докемб- рийская Сибир- ская плат- форма Щиты: |
Прогиб плат- формы |
Прогиб плат- формы |
3. Рельеф | Холмисто- воз-вы- шенная равнина. Гряды: Смолен- ско-Клин- ская, Вал- дайская возвы- шенность, Средне- русская возвы- шенность, Окско- Донская равнина: следы оледене- ния до 200-300 м |
Плоская равнина. Сибир- ские увалы. До 200 м и выше |
Плоско- гор. выс. до 500 м и выше. Плато Путо- рана |
Высота - 28 м. Плоская равнина |
До 100 м. Холмис- то-пло- ская, аласы |
4. Полезн. ископ. |
Каменный уголь – Печор- ский, бурый – Подмос- ковный, железные руды – КМА, нефть – Поволжье, бассейн Печоры, газ – Ста- врополь, соли – Эльтон, Баскунчак |
Нефть и природ- ный газ. Среднее течение Оби, полу- остров Ямал |
Камен- ный уголь – Ленский, Тунгус- ский. Нефть – Верхне- ленское. Алмазы – Мирный. Медные руды – Норильск |
Природ- ный газ – Астра- ханское |
Нефть, природ- ный газ, камен- ный уголь – бассейн реки Вилюя |
5. Кли- мат |
Умерен- ноконти- ненталь- ный. Я: -6*-8*; И:+10*, +22*- 24*; О: 600-800 мм |
Конти- ненталь- ный. Я: -30*-40*.; |
Резкокон- тиненталь- ный –40* -45*; И: +6* +22*, 200-300 мм |
Умерен. -конти- ненталь- ный - 8* - 10*; И: 25* +30*, 100-200 мм |
Резко- конти- нент. –40* – 45*; И: +19* до 200 мм |
6. Внут- ренние реки, озера |
р. Волга, р. Дон, р. Печора. Озера – Ладож- ское, Онеж- ское, Чудское, Ильмень |
Обь с Ир- тышом. Чаны – болота |
Енисей, Лена |
Волга, Ахтуба |
Лена, Вилюй, Алдан |
7. При- род- ные зоны
Поро- |
Тундра, тайга, смешан- ные леса, лесо- степь, полу- пустыни и пусты- ни
Сосна, |
Тундра, тайга, мелко- листвен- ные леса, лесостепи и степи Сосна, |
Тундра, тайга
Листвен- |
Полу- пусты- ни и пус- тыни
Полынь, |
Тайга
Лист- |
После заполнения таблицы успешно проводят сравнения по всем вопросам, устанавливают черты сходства и отличия.
При изучении тем “Кавказ”, “Урал”, “Горы северо-востока Сибири” тоже составляется аналогичная таблица.
Сравнение гор России
Вопросы | Кавказ |
Уральские |
Горы |
Верхоян- |
|
1. Геогра- фическое положе- ние |
Между Черным и Кас- пийским морями |
Между Восточ- но-Евро- пейской и Западно -Сибир- ской равни- нами |
На севе- ро-во- стоке Сиби- ри к востоку от Лены |
На северо- востоке Сибири к востоку от Лены |
|
2. Напра- вление горных хребтов |
С северо- запада на юго- восток |
С севера на юг |
С севе- ро-за- пада на юго- восток |
север-юг и юго-восток |
|
3. Протя- женность |
1500 км и более |
2000 км и более |
2000 км | 2000 км | |
4. Преоб- ладающие высоты |
3000-4000 | 500-1000 | 2200- 2500 |
2000-2200 | |
5. Высшая точка |
Эльбрус – 5642 м |
Народ- ная – 1895 м |
Победа – 3147 |
Мус-хая – 2959 м |
|
6. Возраст | Альпийская складчатость, кайнозойская эра |
Герцин- ская склад- чатость, палео- зойская эра |
Мезо- зой- ская склад- чатость |
Мезозой- ская склад- чатость |
|
7. Геоло- гическое строение |
Песчаники, глинистые сланцы, граниты, известняк |
Сланцы, кварци- ты, мрамор, извест- няк |
Песча- ники, сланцы, граниты |
Песчаники, глинистые сланцы, гра- ниты |
|
8. Поле- зные иско- паемые |
Руды: поли- метал- лические |
Желез- ные, медные, алюми- ниев |
Полиме- талли- ческие, оло- вянные, вольф- рам |
Золото, сурьма |
|
9. Климат | Умеренно- континент. и высокого- рный Я: -4* - 5* |
Конти- нен- таль- ный
Я: -20* - Южн.У- |
Резко-кон- ти-нен- тальный Я: -40* - |
Резко-кон- тинен- тальный
Я: -40* -50*; О: в котло- |
|
10. Высот- ная пояс- ность |
1. Широ- кол. леса (Дуб) 2. Смеш. 3. Хвойные 4. Субальп. |
Южный У: 1. Лесо- 2. Хвой- 3. Редко- 4. Горная |
1. Лист- веннич- ная 2. Ред- 3. Гор- |
1. Тайга 2. Кустар- 3.Тундра |
Составленная таблица открывает широкие возможности для формирования и прочного овладения умениями сравнивать различные географические объекты.
Приведем некоторые вопросы:
- Сравните горы по географическому положению. Сделайте обобщение.
- Проследив направления хребтов, сделайте заключение.
- Какие из гор России более протяженные? Сравните их по высоте.
- Сравните горы России по происхождению, возрасту.
- Расскажите о климате Кавказа, Урала, гор Северо-востока.
- Сравните высотные пояса гор России. Где наиболее полно они представлены? По учебнику установите верхнюю границу леса в этих горах. Почему отсутствуют альпийские луга на востоке?
Что дает такое крупноблочное построение учебного материала?
- За счет крупноблочного структурирования материала достигается экономия времени.
- Получается наглядный и объемный материал для организации работы ученика.
- Можно организовать самостоятельную продуктивную деятельность, в результате которой ученик создает определенный образовательный продукт.
- Ученик прочно овладевает такими умениями, как сравнение, обобщение, и через эти умения достигается умственное развитие.
- Ученик учится использовать различные источники знаний одновременно (учебник, карты, справочники и т.д.).
- Обеспечивается повышенный уровень обучения географии.
Первые вопросы: географическое положение равнин, тектоническое строение, рельеф – заполняются на уроке совместно с учителем. Ученики работают по физической, тектонической, климатической, картам и карте природных зон. При этом быстро обучаются работе по специальным картам, учатся приему наложения карт, усваивают различные способы изображения на картах.
Кроме того, самостоятельно работают одновременно с материалом трех и более параграфов по каждому вопросу, тем самым на деле эффективно прорабатывают большой объем материала, осваивают рациональные приемы работы.
Для изучения Прикаспийской низменности, гор Северо-востока, Центрально-Якутской равнины ученики неизменно выходят за рамки учебника, приходится искать описания в справочниках, учебнике “География Якутии”.
За 2 урока заполняется основная часть таблицы, недостающую часть заполняют дома. Поскольку на уроке все ученики научились заполнять таблицу, то домашняя работа трудностей не предоставляет, все с удовольствием работают.
Следующий этап работы – проведение сравнения этих объектов по всем вопросам. Анализ таблицы и сравнение тоже не представляют больших трудностей, так как наглядный материал имеется у каждого.