В последние десятилетия в нашем обществе наблюдался кризис всех сфер государства: экономики, политики, образования, что привело к утрате многих русских традиций, к авторитаризму, агрессивности, нежеланию понять точку зрения оппонента. Все острее вставал вопрос о необходимости изменения приоритетов в системе школьного образования (в пользу воспитания).
В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление правовых норм образования. Сейчас можно говорить о гуманизации образования, ставящей в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром, его социализацию, когда ученик из “объекта воздействия” превращается в полноправного партнера, когда отношения между учителем и учениками выстраиваются как сотрудничество, сотворчество.
Сегодня в гуманистической педагогике нет единых трактовок воспитания. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Российский исследователь Н.Е. Щуркова считает, что воспитание на современном этапе есть “организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества”. А учитель - “соучастник этого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед”.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, иные традиции и обычаи.
Существенная роль в образовании отводится предмету “Иностранный язык”, который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.
Согласно концепции коммуникативного обучения иностранной культуре (Е.И. Пассов), воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры.
Культурологический подход призван обеспечить формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развитие мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремленность, креативность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.
Актуальность формирования толерантности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей, свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, формирование готовности быть толерантной личностью особенно актуально в работе учителя иностранного языка.
Определение слова “толерантность” на разных языках земного шара звучит по-разному и имеет некоторые отличия. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается другое мнение; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение; в русском - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо.
Толерантность - это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании, принятии и сущностное человеческое качество, неразрывно связанное с понимании им представлений иных культур. Это внутренним ощущением свободы, позволяющее самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии.
В понятии термина "толерантность" я выделяю следующие аспекты:
- толерантное отношение к себе;
- толерантность в отношении с одноклассниками;
- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;
- межкультурная толерантность.
Основными целями формирования толерантности являются:
- Содействие формированию ценностного отношения ребенка к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность;
- Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Для достижения целей мной определены следующие основные задачи:
- создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребенка в процессе обучения иноязычной культуре;
- способствовать сплочению группы учащихся, изучающих немецкий язык, в коллектив со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу;
- создавать ситуации, способствующие повышению значимости семьи, проявлению внимания и заботы о семье, родителях с учетом семейных традиций;
- знакомить с общечеловеческими ценностями, культурой, содействовать осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части.
В основе деятельности лежат:
- принцип субъективности;
- принцип адекватности;
- принцип индивидуализации;
- принцип рефлексивной позиции;
- принцип создания толерантной среды.
В ходе реализации вышеизложенных принципов использую ролевые и имитационные игры; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами и эмоциями; организация рефлексии “здесь и сейчас”, дискуссий по проблемам, соответствующим интересам и возрастным особенностям ребят; метод проектов, метод обучения в сотрудничестве (учимся вместе); элементы взаимодиктанта, взаимообучения чтению по методике Ривина А.Г.
Особое значение имеет выбор формы организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа. Важно, чтобы при любой организации коммуникативной деятельности создавался оптимальный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой, чтобы в ходе выполнения задания прослеживалась определенная культура общения, способы общения и оказание взаимопомощи. Этим способам совместной деятельности необходимо обучать.
В своей работе столкнулась с такой ситуацией, когда в группу немецкого языка объединяются ребята из двух классов. Из практики известно, что отношения в параллели не всегда дружные. Встречаясь в кабинете, дело иногда доходило до выяснения взаимоотношений, а иногда ребятам просто нужно поздороваться и обменяться рукопожатием. В начале урока важен настрой на совместную учебную деятельность, на общение, которое предполагает обращение друг к другу. Не всегда у ребят принято называть друг друга по имени, тем более говорить добрые слова и комплименты.
На перемене в кабинете звучит инструментальная музыка. В начале урока уместно провести следующие упражнения:
Упражнение “Здравствуй”
Предлагается поздороваться, обращаясь по имени, и сказать комплимент соседу.
“Ich bin froh, dich zu sehen, Dima. Du bist heute…”
(Варианты: кому желаешь, только девочке (мальчику).
Упражнение “Мост симпатий”
Предлагаю выстроить мост симпатий. Это сделать не так-то просто. Каждому необходимо установить контакт с любым другим, используя фразы: “Lida, mir gefaellt wie du singst” (wie du laechelst ) и так далее.
Для стимулирования самопознания и развития умения терпимого самопринятия, а также для преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, провожу упражнения “Досье” и “Волшебная рука”.
Упражнение “Досье” (вводный курс, 5 класс, учебник И.Л. Бим)
Ребятам выдаю небольшие карточки для составления картотеки творческих личностей 5 класса. Ребёнок расшифровывает каждую букву имени через характеристику личности или увлечений.
M- Musik hoere ich gern.
A- aktiv
R- rechne schnell
I - immer lustig
N- nett
A- Anna ist meine Freundin.
Упражнение “Волшебная рука”
Нарисуйте (обведите) свою руку. На каждом пальце напишите свои достоинства, а на ладошке - недостатки. Очень часто ребята затрудняются назвать свои достоинства, а на ладошке перечисляют большое количество критических оценок.
Метод проектов дает прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует сплочению группы, умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его отстаивать.
Благодатный материал на страницах учебников для 9 кл. (И.Л.Бим) и 10-11 кл. (Г. Ворониной).
В 9 классе по теме “Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben Sie?” ребята подробно знакомятся с субкультурами зарубежных сверстников, их увлечениями, модой, отношениями в семье, школе, сопоставляют со своими, выражают свое мнение по таким близким для них проблемам.
Класс разбивается (если есть возможность) на однородные (по уровню обученности) группы и готовит видеосюжеты “Из жизни Загорских школьников” (“Знакомые лица”).
Подобная работа обычно вызывает большой интерес у ребят разного уровня обученности, стимулирует к изучению страноведческих материалов, дополнительной литературы (по волнующей проблеме); укрепляет межличностные отношения, содействует формированию толерантного отношения к людям, проживающим на территории Германии; показывает уровень значимости своей культуры и жизненные приоритеты.
Таким образом, создаются условия для развития всех речевых умений, так как ребята поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться немецким языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Мальчики (менее успешные в овладении иностранным языком) становятся чаще всего организаторами не только технической стороны проекта, но и всего общего дела.
Предлагаю провести интервью “Девочки о мальчиках”, “Мальчики о девочках”, “Самые популярные профессии среди старшеклассников нашей школы”, результаты опроса оформить и разместить на стенде.
Эффективность работы с учащимися и достигнутые результаты по этому направлению деятельности будут зависеть от личности педагога, его умения давать чёткие инструкции в упражнениях, учитывать личностные и возрастные особенности каждого ученика и группы в целом, от умения подбирать материал, включая всех ребят в работу, создавать комфортные деловые условия для работы на уроке, поддерживать интерес к изучению немецкого языка и иноязычной культуры.
Особую роль в деятельности учителя по воспитанию толерантности играет организация рефлексии. Под рефлексией понимается формирование осознанной устойчивой системы отношения школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Продуктивность данной деятельности можно определить по следующим критериям:
- Снижение случаев агрессивного отношения к одноклассникам и знакомым;
- Степень комфортности учащихся в группе;
- Уровень сформированности активной ценностной позиции и готовности быть толерантной личностью;
- Степень свободного выбора детьми способов и форм культурной жизнедеятельности.