Цели урока - через разные виды работы определить главную мысль произведения, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, пробудить желание больше читать о музыке и великих музыкантах.
Оборудование: учебник " В одном счастливом детстве" (авт. Р.Н. и Е.В.Бунеевы); портрет Моцарта; музыкальный материал; выставка книг Геннадия Цыферова.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Работа с текстом до чтения
Инсценируется предисловие автора (Г. Цыферова) к книге на фоне звучащей первой части Симфонии № 40 Моцарта.
Автор. Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта. Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург – родину композитора…
…Полночь. По тихим узким улочкам бредет ночная стража. Звон ее бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещенные окна. В темных садах пахнет ночными фиалками…
Музыка... Наверное, когда-то, выпорхнув из стрельчатых окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело.
А может быть, не ушло, не отцвело?! Может, по-прежнему живет тот старый Зальцбург, и в нем - маленький мальчик по имени Вольфганг Амадей Моцарт? Кто знает…
Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстает перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино - веселый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..
Я расскажу вам, мои читатели, о жизни маленького Моцарта.
И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: " Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!"
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название произведения Г.Цыферова с которым вы сегодня познакомитесь.
Дети рассматривают иллюстрацию и читают название произведения.
Учитель. Как выдумаете, кто герои этого произведения?
Дети. Маленький мальчик и Сверчок.
Учитель. Обратите внимание на интерьер комнаты, одежду героев, Можно ли предположить где и в какое время происходит действие?
Дети. Судя по одежде героев и обстановки в комнате, это не наши современники.
Чтение ключевых слов и слов, к которым даны сноски в тексте.
На доске записаны ключевые слова.
Вольфганг | маэстрино |
Сверчок | чопорный |
Заиграл | позументы |
Волшебная скрипка | |
Зальцбург и Вена | |
Зал ожил и затрепетал | |
Маленький принц австрийской музыки |
3. Работа с текстом после чтения
Учитель. О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?
Дети. О встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.
Учитель. Найдите в тексте диалог мальчика и Сверчка.
Подготовленные дети читают по ролям диалог, исключая слова автора.
Учитель. Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Почему?
Дети. Да ведь, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!
Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли, слушая Сверчка, научиться музыке?
Дети фантазируют, отвечая на вопрос.
Учитель. Маленький Моцарт, поняв и полюбив всей душой музыку, стал видеть и слышать мир через звуки. Найдите в тексте образные выражения и объясните их смысл, используя прием "Рисуем словом".
4. Работа детей с образными выражениями
"Хрупкий луч луны замерз и сломался, стукнув в окно…
"Эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…"
"Зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка…"
Учитель. Представьте себя на месте маленького музыканта. С помощью жестов и мимики покажите настороение героя до концерта в Вене.
4. Прием "Живая картинка"
Учитель. Пластика, мимика - это особый язык. И как за всяким языком искусства, за языком движения кроется душа. Вы передали свое отношение к тому, что увидели в характере героя.
Движения у вас были естественные, красивые, поэтому было легко "прочитать", что вы нам нарисовали.
Учитель. А утром…Утром произошло еще удивительное событие…Продолжите описание этого события, читая отрывок из текста, используя интонацию загадочности, а затем торжественности.
Дети. Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь, и на пороге появился чопорный императорский лакей. Осыпав комнату блеском позументов, он склонился в торжественном поклоне:
- За вашу прелестную музыку Ее Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!
Учитель. Можно ли соотнести с этим эпизодом иллюстрацию, которую художник изобразил на этой странице?
Дети. Нет, эту иллюстрацию нужно соотнести с другим эпизодом.
В день отъезда Моцарта, будто празднуя его блистательный успех, ярко сияли старинные уличные фонари, а вокруг кружился пушистый радостный снег! Смеясь, Вольфганг ловил его шпагой. Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами…
Учитель. Какими вам представляются герои этого произведения? В индивидуальных карточках соотнесите и допишите характеристику героев.
СВЕРЧОК |
хвастливый трудолюбивый загадочный талантливый самокритичный веселый благодарный |
МАЛЕНЬКИЙ МУЗЫКАНТ |
После индивидуальной работы проводится работа в парах, где учащиеся сравнивают свои работы и делятся друг с другом своими мыслями.
Учитель. А как в произведении Моцарта характеризует его отец?
Дети. Он со слезами на глазах называет своего сына - маленький принц австрийской музыки.
5. Прием театрализации. Диалог учащихся с автором произведения
Автор. Ребята, вы прочитали сказки о детстве Моцарта, они не похожи на большинство сказок. Ведь Моцарт - не сказочный персонаж, он жил на самом деле.
Дети. Почему же о нем написаны именно сказки?
Автор. Дело в том, что мир музыки, мир звуков - это всегда тайна, загадка. Всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, то есть передать в музыке свои мысли и чувства.
Учитель. Ребята, мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. Когда талантливый человек вдруг ощущает это, он хочет поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками или звуками. И люди, которые слушают его произведения или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Разным людям нравится разная музыка: каждый человек находит то, что ему ближе, понятнее, что созвучно его душе. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. " Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден …"
Звучит финал Симфонии № 40 Моцарта. Ученик, одетый в лиловое платье принца раздает детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
Учитель. Ребята, вы прослушали музыку Моцарта. Выразите свое чувство к музыке Моцарта одним словом и запишите с обратной стороны сердечка.
Дети обмениваются сердечками и читают свои записи.