Конспект открытого урока по чтению в 3-м классе по теме: "Геннадий Цыферов "Тайна запечного сверчка" (маленькие сказки о детстве Моцарта)

Разделы: Начальная школа


Цели урока - через разные виды работы определить главную мысль произведения, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, пробудить желание больше читать о музыке и великих музыкантах.

Оборудование: учебник " В одном счастливом детстве" (авт. Р.Н. и  Е.В.Бунеевы);   портрет Моцарта; музыкальный материал; выставка книг Геннадия Цыферова.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа с текстом до чтения

Инсценируется предисловие автора (Г. Цыферова) к книге на фоне звучащей первой части Симфонии № 40 Моцарта.

Автор. Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта. Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург – родину композитора…

…Полночь. По тихим узким улочкам бредет ночная стража. Звон ее бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещенные окна. В темных садах пахнет ночными фиалками…

Музыка... Наверное, когда-то, выпорхнув из стрельчатых окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело.

А может быть, не ушло, не отцвело?! Может, по-прежнему живет тот старый Зальцбург, и в нем - маленький мальчик по имени Вольфганг Амадей Моцарт? Кто знает…

Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстает перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино - веселый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..

Я расскажу вам, мои читатели, о жизни маленького Моцарта.

И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: " Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!"

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название произведения Г.Цыферова с которым вы сегодня познакомитесь.

Дети рассматривают иллюстрацию и читают название произведения.

Учитель. Как выдумаете, кто герои этого произведения?

Дети. Маленький мальчик и Сверчок.

Учитель. Обратите внимание на интерьер комнаты, одежду героев, Можно ли предположить где и в какое время происходит действие?

Дети. Судя по одежде героев и обстановки в комнате, это не наши современники.

Чтение ключевых слов и слов, к которым даны сноски в тексте.

На доске записаны ключевые слова.

Вольфганг маэстрино
Сверчок чопорный
Заиграл позументы
Волшебная скрипка
Зальцбург и Вена
Зал ожил и затрепетал
Маленький принц австрийской музыки

3. Работа с текстом после чтения

Учитель. О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?

Дети. О встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.

Учитель. Найдите в тексте диалог мальчика и Сверчка.

Подготовленные дети читают по ролям диалог, исключая слова автора.

Учитель. Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Почему?

Дети. Да ведь, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли, слушая Сверчка, научиться музыке?

Дети фантазируют, отвечая на вопрос.

Учитель. Маленький Моцарт, поняв и полюбив всей душой музыку, стал видеть и слышать мир через звуки. Найдите в тексте образные выражения и объясните их смысл, используя прием "Рисуем словом".

4. Работа детей с образными выражениями

"Хрупкий луч луны замерз и сломался, стукнув в окно…

"Эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…"

"Зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка…"

Учитель. Представьте себя на месте маленького музыканта. С помощью жестов и мимики покажите настороение героя до концерта в Вене.

4. Прием "Живая картинка"

Учитель. Пластика, мимика - это особый язык. И как за всяким языком искусства, за языком движения кроется душа. Вы передали свое отношение к тому, что увидели в характере героя.

Движения у вас были естественные, красивые, поэтому было легко "прочитать", что вы нам нарисовали.

Учитель. А утром…Утром произошло еще удивительное событие…Продолжите описание этого события, читая отрывок из текста, используя интонацию загадочности, а затем торжественности.

Дети. Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь, и на пороге появился чопорный императорский лакей. Осыпав комнату блеском позументов, он склонился в торжественном поклоне:

- За вашу прелестную музыку Ее Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!

Учитель. Можно ли соотнести с этим эпизодом иллюстрацию, которую художник изобразил на этой странице?

Дети. Нет, эту иллюстрацию нужно соотнести с другим эпизодом.

В день отъезда Моцарта, будто празднуя его блистательный успех, ярко сияли старинные уличные фонари, а вокруг кружился пушистый радостный снег! Смеясь, Вольфганг ловил его шпагой. Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами…

Учитель. Какими вам представляются герои этого произведения? В индивидуальных карточках соотнесите и допишите характеристику героев.

СВЕРЧОК

хвастливый

трудолюбивый

загадочный

талантливый

самокритичный

веселый

благодарный

МАЛЕНЬКИЙ МУЗЫКАНТ

После индивидуальной работы проводится работа в парах, где учащиеся сравнивают свои работы и делятся друг с другом своими мыслями.

Учитель. А как в произведении Моцарта характеризует его отец?

Дети. Он со слезами на глазах называет своего сына - маленький принц австрийской музыки.

5. Прием театрализации. Диалог учащихся с автором произведения

Автор. Ребята, вы прочитали сказки о детстве Моцарта, они не похожи на большинство сказок. Ведь Моцарт - не сказочный персонаж, он жил на самом деле.

Дети. Почему же о нем написаны именно сказки?

Автор. Дело в том, что мир музыки, мир звуков - это всегда тайна, загадка. Всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, то есть передать в музыке свои мысли и чувства.

Учитель. Ребята, мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. Когда талантливый человек вдруг ощущает это, он хочет поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками или звуками. И люди, которые слушают его произведения или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Разным людям нравится разная музыка: каждый человек находит то, что ему ближе, понятнее, что созвучно его душе. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. " Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден …"

Звучит финал Симфонии № 40 Моцарта. Ученик, одетый в лиловое платье принца раздает детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

Учитель. Ребята, вы прослушали музыку Моцарта. Выразите свое чувство к музыке Моцарта одним словом и запишите с обратной стороны сердечка.

Дети обмениваются сердечками и читают свои записи.