Цикл интегрированных уроков по курсам истории мировой культуры и музыкальной литературы.
Уроки проводятся в форме лекции-беседы с использованием раздаточного материала (карточки с заданиями, тесты, кроссворды), репродукций, стихов и записей музыкальных произведений данной эпохи.
В XIV - XV веках в Западной Европе продолжается значительное развитие городов. Наиболее бурно этот процесс протекал в Италии, особенно в её северных районах, где были крупнейшие торговые и промышленные города-республики: Генуя, Венеция, Флоренция, Милан.
С изменением экономической и социально-политической сторон жизни связано и возникновение новой европейской культуры, которая называется Возрождением и тесно связана с гуманизмом. Гуманизм - мировоззрение, провозглашающее высшей ценностью человека его права на счастье и гармоничное развитие.
В начале XV века Рим наполняется гуманистами - Браччолини, Бруни, Лоски. Они составляют папские послания и грамоты, собирают и изучают древности, занимаются археологией. Каковы же основные компоненты новой политической культуры, созданной гуманистами? В области теории - это изучение о справедливом государственном устройстве: требования соблюдения законности, справедливости, свободы, благотворительности, великодушия.
Практические методы, при помощи которых внедрялись новые политические идеи:
- высокая риторическая культура, ей придавалось политическое значение
- важная роль принадлежала посланиям, торжественным письмам на латинском языке.
Гуманисты впервые осознали культуру как компонент политической власти, и правители умело использовали их уроки.
Педагогика гуманистов
“Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным; не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до стадного животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря своей внутренней воле…” - говорит Бог Адаму в трактате Пико дела Мирандолы “О достоинстве человека”.
Гуманисты неоднократно подчёркивали связь образования с жизнью; своей целью они ставили формирование человека, способного счастливо прожить среди людей в обществе. В первую очередь они стремились воспитать в ребёнке социально значимые качества, закладывая основы будущей личности.
Это главная задача гуманистической педагогики, и ей подчинено умственное, нравственное и физическое воспитание. Главным средством воспитания у гуманистов было образование, оно ценилось очень высоко, так как его понимали как единственно прочное и надёжное достояние. По сравнению с ним всё прочее: богатство, власть, могущество представлялись неустойчивыми и недостойными жизненных стремлений.
Глубокая образованность - главное требование к новой личности; также проповедуется энциклопедическая образованность. На знания и образование гуманисты возлагают решение общественных задач; благодаря знанию обеспечиваются контакты и взаимопонимание.
В системе моральных ценностей гуманизма - нравственное достоинство человека приобретает особое значение. Гуманисты ценят людей не за их богатства или родовитость, а за благородство души, за образованность. В детях поощряется склонность к деятельности и отрицательное отношение к праздности.
Для социального общения важны такие черты личности, как добродетельное отношение к людям; не испытывать ни ненависти, ни презрения; умение забывать обиду, не быть упрямым и мстительным, не насиловать волю другого.
Этим качествам соответствуют правила поведения: не дичиться людей, разговаривать без робости и страха; не быть мрачным и угрюмым, а приветливым, живым и весёлым. Главные социальные качества - мужество и самообладание, скромность и умеренность, физическая закалка.
Общий дух гуманистической педагогики исключал принуждение, утверждал добровольный характер образования. Отказ от телесных наказаний, оскорбляющих индивидуальность, свидетельствует о бережном отношении к личности ребёнка. В нём воспитывается чувство собственного достоинства, уважение себя. Внутреннему достоинству должны соответствовать и внешние проявления (жесты, речь, походка). Всё это должно стать личным приобретением - это подчёркивает активность личности.
Развитию личности соответствует и сам характер образовательного процесса: отказ от формального заучивания текстов, разумное, сознательное восприятие изучаемого материала.
О роли искусства в обществе
Эпоха Возрождения в более широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение. Всё это приводит к изменениям и в художественном мировоззрении.
В эпоху Возрождения начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических, и устанавливается новое отношение к искусству, как к особой области человеческой деятельности; также при этом выдвигается идея самостоятельности человеческого мира.
Параллельно возникает теория изобразительного искусства, как специальная область знания, неизвестная ни античности, ни средневековью.
В отличие от поэзии изобразительное искусство пользуется не словом - “творением” людей, а - цветом, линией, объёмом, то есть тем же, что и сама природа. В результате формируется представление о единстве так называемых “изящных искусств” - архитектуры, скульптуры, живописи, которые сближаются с литературой и музыкой.
Родословная скульптуры, живописи, архитектуры выводится из рисунка; живопись сближается с поэзией, а терминами “замысел” и “композиция” связывают изобразительные искусства с литературой.
До эпохи Возрождения различные виды искусств связывались с разными сферами бытия. В древности поэтический талант считался божественным, пророческим даром, а скульптура и живопись рассматривались как сугубо земные занятия, которым можно было научиться через подражание. Но главная причина так называемого “принижения” изобразительных искусств древними была в том, что они рассматривали их через физический труд, который в эпоху античности считался позорным рабским занятием.
Лишь с эпохи Возрождения изобразительные искусства и физический труд, лежащий в их основе, сближаются со “свободными” (риторика, геометрия) и “возвышенными” (поэзия) искусствами. Это даёт возможность ренессансным авторам, и прежде всего, Альберти, создать особую теорию изобразительного искусства на базе античной риторики, поэтики, а также на материале антично-средневековой оптики.
Происходит облагораживание физического труда за счёт духовного содержания художественного творчества. Таким образом, живописец и ваятель становятся философами, что ранее было невозможно.
Альберти в своём учении о живописи исходит из её родства со “свободными искусствами”, считая, что в основе того и другого лежит общая интеллектуально-теоретическая идея. Он подчёркивает связь живописи с геометрией и музыкой, чьи законы близки законам живописной перспективы.
В эпоху Возрождения труд перестаёт быть рабским занятием и начинает восприниматься как главная основа жизни, как созидание и творчество, как высший нравственный принцип.
Всякий труд становится благородным, постепенно исчезает противопоставление небесного и земного, благородного и низменного в мироздании. Это находит своё отражение в ренессансном представлении о человеческом теле. Авторы средневековых трактатов, как правило, брали за единицу его измерения голову (как самую благородную из его частей). Альберти же в трактате “О живописи” отказывается от противопоставления низкого и высокого, говоря, что длина ступни примерно равна расстоянию от подбородка до макушки.
Та же тенденция наблюдается в спорах о преимуществах различных человеческих чувств, поскольку ни одно их них не считается вовсе лишённым благородства, а зрение, как самое совершенное, по мнению многих, объединяет в себе чувственное и рациональное познание. В человеке всё благородно и достойно, а самое высшее - его душа, хотя и создана богом, но принадлежит самому человеку, который является “свободным и славным мастером” собственного образа.
Так рождается представление о человеке как о “земном боге”, являющимся истинным творцом собственной сущности и всего, что создают его руки и интеллект. Наиболее полное воплощение эта идея находит в личности живописца. Именно он объединяет в своём творчестве то, что принадлежало разным сферам мироздания: небесное (форма) и земное (материя), человеческое (исполнение, мастерство) и божественное (замысел, талант). В результате художник становится подлинно универсальной личностью. Ему доступно всё многообразие мира. Он один, подобно богу, может создавать из ничего - то есть превращать бесплотный замысел в реально осязаемые видимые тела. Он способен объединить в своей деятельности теорию и практику.
Живопись
Эпоха Возрождения в более широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение, причём их характернейшей чертой было светское начало. Всё это приводит к существенным изменениям и в художественном мировоззрении.
Новый взгляд художников эпохи Возрождения ярко проявился в стремлении приблизиться к античным шедеврам, покоряющим своим благородством, одухотворенностью, светлыми, праздничными образами.
Изображение окружающей жизни становится более реалистическим. Возрождается интерес к мифологическим сюжетам, получают новую жизнь забытые формы и методы творчества, например, работа с натуры, искусство обогащается новыми видами, жанрами, выразительными средствами.
В живописи широкое распространение получают фреска, портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись, развивается гравюра, станковая и монументальная скульптура. Самостоятельное значение приобретает рисунок. По своей тематике искусство остаётся религиозным, но приобретает светский характер.
Сами художники ставят своей целью подражание природе, считая, что искусство даже выше природы. В художнике всё больше ценится техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, учёность, острый художественный взгляд.
Если витраж, грандиозный готический собор были для человека Средневековья совершенно непохожими, отличными от всей его жизни, то в эпоху Возрождения искусство приближается к человеку. Икона или алтарная композиция, по сути, становятся портретом, а изображение священных событий - бытовой сценой или театральным зрелищем. Всё это сказывается на изменении средств художественной выразительности, среди которых основными стали линейная и воздушная перспектива, “сфумато” и реалистическая трактовка человеческого тела.
Все эти особенности ярко проявляются в творчестве таких выдающихся художников как: Джотто, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи в Италии; Дюрер, Грюневальд, Кранах в Германии; Ян ван Эйк, Босх, Брейгель в Нидерландах. Всмотритесь в сюжеты, лица, фигуры, жесты, запечатленные на полотнах этих величайших мастеров. Жизненность воплощенных ими образов органично сочетается с необыкновенной возвышенностью. Правда и красота предстают здесь в том гармоничном единстве, которое не может остаться незамеченным. (С комментариями показываются репродукции картин художников.)
Поэзия
Жизнь эпохи Возрождения была очень тесно связана с искусством - поэзией, живописью, музыкой. Наиболее раннее и полное выражение идеалы Возрождения получили в поэзии.
Новый человек, который начал создавать новую историю, именно через поэзию с большей силой сказал о себе и своем времени, нашел в ней язык для своих чувств. Это такие поэты, как: Данте, Петрарка, Бокаччо, Тассо в Италии, Франсуа Вийон, Рабле во Франции, Шекспир в Англии.
Важным и общим моментом для всей европейской поэзии эпохи Возрождения было то, что она оторвалась от певческого искусства и от музыкального аккомпанемента, без которого была немыслима народная лирика средневековья, а также искусство рыцарских поэтов - трубадуров, труверов, миннезингеров.
Поэзия стала отражать личные отношения человека с другими людьми, с обществом, с природой. Сборники итальянских поэтов XIV - XV веков еще называются по-старому: “Канцоньере”, что значит “песенники”. Но стихи в них уже печатаются для произнесения вслух или для прочтения про себя.
Истоки нового поэтического стиля находим в поэзии народной и античной. Почти все поэты занимались художественным переводом, стремились изучать и воспроизводить в стихах живую жизнь. Родоначальницей новой поэзии, давшей на долгие годы образцы для стран Европы, была Италия. Кружок итальянских поэтов, сплотившийся в конце тринадцатого века и вошедший в историю мировой литературы под названием “Поэтов сладостного нового стиля”, был первым возрожденческим вольным союзом поэтов - друзей. Из него вышел молодой Данте. Вслед за Данте продолжил дело создания единого итальянского национального языка и литературы поэт и ученый, политик и путешественник Франческо Петрарка. Он вошел в историю мировой литературы как создатель сонетов. Любовная лирика не знала таких огромных циклов, посвященных воспеванию любви к одной женщине. Описание любовного чувства в них опирается на противопоставление счастья и боли. (Читается стихотворение “Земля и небо замерли во сне”.)
В стихах поэтов Возрождения отчаяние от потери возлюбленной или от потери идеала доходит до того, что теряется смысл жизни. (Читается стихотворение “Молчи, прошу”.) Кроме любовной лирики, поэты писали стихи о путешествиях, приключениях, встречаем описание подвигов античных героев, рыцарей, народных героев. (Читается стихотворение “К икарийскому морю”.) Много пейзажных зарисовок (Читается стихотворение “Я видел, как из моря”.) Пишут ироничные, полные горечи и смеха стихи, стихи о дружбе и порядочности (Читается стихотворение “О плохих и хороших друзьях”.)
Музыка
Общие закономерности развития искусства, характерные для эпохи Возрождения, проявились и в музыке. Как и для других видов искусств этого времени, для музыки тоже характерен активный подъем творческих сил, гуманистические тенденции.
Для музыкального искусства гуманизм означал углубление в чувства человека, прекрасного духовно и физически. Коснулось музыки и увлечение античностью, хотя оно и носило косвенный характер, так как к тому времени собственно музыка античности еще не была расшифрована. Но оказала воздействие общая атмосфера приподнятости, возвышенности античного искусства. Связь с античностью проявилась в обращении к древним языкам, ладам, метрическим особенностям стихосложения.
Как и для других видов искусств, для музыки характерна связь с народными истоками, формирование национальных школ, расширение сферы светской тематики. Однако, хотя и идет активное развитие светских жанров, в музыке, по сравнению с другими видами искусств, прослеживается еще довольно долгая и тесная связь с религией. В беседе с учащимися выясняем, что во многом это объясняется условиями существования музыкального искусства. Серьезной музыке, крупным жанрам просто негде было звучать повседневно кроме церковных капелл. Поэтому неудивительно, что при всем обновлении, музыкальное искусство еще долго оставалось не вполне свободным от воздействия церковной идеологии.
Но кроме общих для всех искусств принципов, в музыке Ренессанса проявились и свои, специфические особенности. Идет освоение новых художественных средств, новых технических приемов письма.
Музыкальное Возрождение развивалось своеобразными циклами, которые нарастали и убывали, выдвигая вперед то одну, то другую страну Европы.
I этап - XIV век. Течение получило название Ars nova (новое искусство). Оно развивается в Италии в творчестве Гирарделло, Казеллы, Франческо Ландино и во Франции в творчестве Филиппа де Витри, Гийома де Машо. Как и в других видах искусств, в музыке ars nova идет развитие светских жанров. Это: каччия, баллата, мадригал, рондо, лауда, виреле. В основном это образцы любовной лирики, жанровые пьесы, изображающие охоту в горах, рыбную ловлю, сценки на рынке, встречаются мифологические, шуточные сюжеты. Песни писались не на латинском, а на родном народном языке.
Слушаем и обсуждаем “Каччию” и “Баллату” Ф.Ландино. Отмечаем, что прослушанные примеры отличаются от средневековых мелодий. Фактура полифонизируется, усиливается самостоятельность голосов, используются основные элементы полифонии, прежде всего - имитация. Мелодика и ритм становятся более гибкими, используются мелкие длительности. В ладовом отношении ощущается тяготение к мажору и минору, идет формирование тонико-доминантовых связей, используются хроматизмы. Пение сопровождалось игрой на лютне, виоле, арфе, духовых инструментах.
Постепенно к концу XIV века в музыкальном искусстве Италии и Франции происходят изменения. После периода ars nova наступает полоса творческой неопределенности. И в XV веке центр музыкальной культуры перемещается в Нидерланды.
II этап - XV век. В Нидерландах сформировалась крупная композиторская школа, в которой выделяется три поколения композиторов: Гийом Дюфаи; Иоганн Окегем и Якоб Обрехт; Жоскен Депре. Также как композиторы ars nova, они работают и в светских, и в церковных жанрах. Но у них большее место занимают духовные произведения - мессы и мотеты (вспоминаем, что это за жанры). Слушаем и обсуждаем мотеты Дюфаи, Дуциса. Отмечаем, что это небольшие полифонические произведения. Они разнообразны по содержанию. Встречаются мотеты: молитвы, славления, пассионы, лирические, лирико-драматические сценки. Писались в основном на латинский текст, в одном мотете могли использоваться разные тексты.
Иногда использовались стихи известных поэтов того времени. Например, мотет Дюфаи написан на текст канцоны Петрарки (читаются стихи). Кроме духовной музыки, другая область творчества нидерландских композиторов - светская песня. Выделяются такие ее разновидности: фроттола, вилланелла, канцонетта. Слушаем и обсуждаем “Канцонетту”, фроттолу “Сверчок” Ж. Депре. Приходим к выводу, что в произведениях нидерландских композиторов, и в духовных, и в светских, формируются и развиваются все основные приемы полифонического письма.
Главная заслуга композиторов нидерландской школы состоит в том, что в их творчестве сложился полифонический строгий стиль. Большим достижением является то, что голоса становятся равноправными, идет освобождение от главенства ведущего голоса (грегорианской мелодии). Преобладает сложное хоровое многоголосие, пение без сопровождения. Музыка выходит из подчинения текста. Текст отходит на второй план, так как он теряется в сложном хоровом многоголосии.
Эти достижения получили развитие в творчестве композиторов шестнадцатого столетия. III этап - XVI век. Развитие полифонии строгого стиля достигает своей вершины в творчестве итальянского композитора Палестрины и нидерландского композитора Орландо Лассо. Продолжает развиваться хоровое многоголосие в жанрах мессы и мотета. Они предпочитают четырех-пятиголосие, хотя встречаются произведения до двенадцати голосов.
В музыке преобладает настроение сосредоточенного спокойствия, возвышенного созерцания, есть скорбно-трагические образы. Движение обычно неторопливо, характерна кантилена. Среди светских жанров XVI века следует особо выделить мадригал. После его забвения, он вновь возрождается. Теперь это многоголосная, свободно развивающаяся песня, в которой музыка следовала за текстом, нигде не повторяясь.
Другие песенные жанры были строфические. Основные темы - любовная и тема природы. В мадригалах композиторы обращались к текстам известных поэтов того времени. Для музыки мадригалов характерна изобразительность, большая свобода в технике полифонического письма, расширение круга выразительных средств, обилие хроматизмов. Одна из самых новаторских разновидностей этого жанра - драматический мадригал, один из предшественников оперы. Слушаем и обсуждаем мадригалы Дж. ди Венозы и О. Векки.
На протяжении многих веков музыка неразрывно была связана со словом или движением. В XVI веке инструментальная музыка начинает обретать самостоятельность. Растет количество произведений, написанных специально для тех или иных инструментов. Это орган, лютня, виола, вихуэла, духовые инструменты. Изображение инструментов, позы исполнителей, составы ансамблей видим на картинах художников того времени.
Самым распространенным, любимым во многих европейских странах инструментом была лютня. На ней играли при королевских, княжеских дворах и в домах простых граждан. Для нее пишут специальные, новые произведения, а еще чаще перекладывают и обрабатывают все, что нравится слушателям: популярные песни, танцы, духовую музыку.
До нас дошли произведения лучших композиторов - лютнистов. Это: Франческо да Милано, Винченцо Галилей, Фабрицио Каррозо, Джон Доуленд, Нигрино и другие. Среди инструментальных произведений того времени можно выделить жанры, для которых характерна свобода изложения, импровизационность, это: прелюдия, токката, интонации. И полифонические жанры, это: ричеркар, канцона. Слушаем прелюдию неизвестного автора XVI века, ричеркар Нигрино, канцону Грилло. Обсуждаем особенности этих жанров. Еще одна большая группа инструментальных пьес - переложения песен и танцев: гальярды, фроттолы, вилланеллы, мадригала. В таких пьесах часто использовались формы сюиты и вариаций. Слушаем “Гальярду” Галилея, “Сюиту для лютни” Ф. да Милано. Разбираем особенности строения сюиты и вариаций.
К концу XVI века музыкальное искусство Западной Европы стояло на рубеже двух эпох. Завершилось долгое развитие полифонии строгого стиля, которая достигла своего совершенства; новые явления и процессы проявились в области светского искусства; обрела самостоятельность инструментальная музыка; сформировалась мажоро-минорная ладовая система и элементы гомофонного склада, подготовившие рождение оперы. Все это повлияло на дальнейшее развитие западноевропейской музыки и определило во многом пути ее развития.
Эпоха Возрождения завершилась, оставив нам величайшие памятники литературы, живописи, музыки, архитектуры.