Урок чтения в 3-м классе по теме: «С. Аксаков "Снег", К. Бальмонт "Снежинка"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведениями: С. Аксакова “Снег”, К. Бальмонта “Снежинка”, сообщить краткие сведения об авторах;
  • совершенствовать навыки чтения, умение составлять план рассказа, отличать рассказ от других произведений;
  • расширить словарный запас, развивать речь учащихся;
  • применяя методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), развивать творческое начало у учащихся;
  • прививать и воспитывать любовь к природе, к своей Родине.

Оборудование: грамзапись, картинки с изображением зимнего пейзажа, снежинки из бумаги, книга С. Аксакова.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап проверки домашнего задания

1. Чтение стихотворения И. Бунина “Первый снег” наизусть, используя мимику и жесты.

УЧИТЕЛЬ. В каком произведении мы об этом читали? (К. Паустовского “Прощание с летом”).

2. УЧИТЕЛЬ. Дома вы подготовили к этому произведению аннотацию. Прочитайте. (Учащиеся ведут тетради по чтению, где у них и записана аннотация, зачитывают несколько аннотаций).

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, чья аннотация была более правильной, почему?

III. Этап усвоения нового материала

1. УЧИТЕЛЬ. Зима приносит людям новые ощущения, впечатления, эмоции, но давайте посмотрим, так ли хороша зима? (Игра “Хорошо-плохо”, методика ТРИЗ).

Ученики. Хорошо, что много снега зимой, можно покувыркаться, поиграть в снежки, но плохо, что заметает дорожки – трудно ходить по снегу и т.д.

(Итог: всегда больше хорошего, чем плохого, что подчеркивает важность этого периода в жизни людей, животных, растений. Связь с уроком естествознания).

2. Работа с текстом.

УЧИТЕЛЬ. Я хочу прочитать вам произведение С. Аксакова “Снег”. (Читаю до слов “Вот наконец...”). Как вы думаете что произойдет дальше? (Различные предположения учащихся). Дочитайте рассказ, используя жужжащее чтение и вы узнаете, подтвердились ли ваши предположения.

УЧИТЕЛЬ. Что это?

Ученики. Рассказ, потому что это небольшое художественное произведение, в нем изображено одно важное событие в жизни героя, нет описания будущего и прошлого его жизни, мало действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ. Кто автор? (Рассказ ученика об авторе). Прочитайте рассказ про себя, подумайте, почему о писателе написано “Сергей Тимофеевич Аксаков – певец природы”?

Ученики. Из текста мы видим, как автор с большой любовью описывает явление природы, как точно он подобрал слова и выражения для описания, что позволяет нам представить будто мы сами наблюдаем эту картину.

УЧИТЕЛЬ. (Читаю высказывания современников автора о нем как о первоклассном художнике слова). Недаром Тургенев в своем письме к Аксакову писал: “... а что касается до слога мы все у вас должны учиться”. Один из современников вспоминал, что “... для Аксакова было нестерпимо употребить неверное слово или прилагательное, не свойственное предмету, о котором он говорил, и не выражающее его. Он чувствовал неверность выражения, как какую-то обиду, нанесенную самому предмету, и как какую-то неправду в отношении к своему собственному впечатлению и успокаивался только тогда, когда находил настоящее слово”.

Прочитаем текст по абзацам. Возьмите карандаш, отметьте слова и словосочетания, которые, по вашему мнению, требуют дополнительного осмысления.

Ученики. Выбрали словосочетания:

  • Мороз начал сдавать
  • Благодатный снег
  • Беспрестанно
  • Разверзлись
  • Белым мраком одевал

(Работа над смыслом данных выражений и словосочетаний. Кто как понимает)?

УЧИТЕЛЬ. Найдите в тексте слова, которыми писатель выразил свои чувства при виде снега и зимы. Что поразило его в снегопаде?

Ученики. “Я всегда любил смотреть на тихое падение снега...”. Автора поразило, что снег шел сплошной стеной.

УЧИТЕЛЬ. Прочитайте рассказ и пронаблюдайте, как автор передает смену картин природы в течение дня? Что этим достигается в рассказе? Составьте план.

Ученики. Картины природы быстро сменяют одна другую, этим достигается быстротечность событий, разнообразие, которое произошло за короткий промежуток времени.

План

  1. Мороз сковал природу.
  2. Природа ждет.
  3. Долгожданная туча.
  4. Благодатный снег.
  5. Снежный поток.
  6. Вечер.

УЧИТЕЛЬ. Что произошло с автором с наступлением вечера?

Ученики. Он не пошел в душную комнату, а пошел в сад, и с наслаждением ходил по дорожкам.

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, автор просто ходил или о чем-то думал? Ученики. Да, он думал о снеге, о природе, почему так бывает, и просто о чем-то хорошем.

3. УЧИТЕЛЬ. Ребята, а может он думал, как автор стихотворения “Снежинки”? (Учитель читает стихотворение наизусть. В это время девочка в костюме снежинки танцует в соответствии со смыслом стихотворения, изображает снежинку).

УЧИТЕЛЬ. Откройте учебники на стр. 192. Кто автор данного стихотворения? Как называется чувство, с которым поэт изображает снежинку?

Ученики. Он удивлен, восхищен.

УЧИТЕЛЬ. Что можно сказать об этих двух авторах?

Ученики. Они любят природу.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, как два разных человека, даже не встречавшихся в жизни, т.к. Сергей Трофимович Аксаков умер в 1859 г., а Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г., описывают родную природу: с такой любовью, восхищением, что это передается и читателям. Что нового, необычного мы узнали из этих произведений?

Ученики. Мы так же, как и авторы, восхищаемся снегом, то он летит хлопьями, то валит сплошной стеной, то опускается на землю одинокой прекрасной снежинкой.

УЧИТЕЛЬ. Да, ребята, авторы учат нас видеть прекрасное вокруг нас, любить то, что нас окружает.

IV. Информация о домашнем задании

  1. Мы прочитали третью часть рассказа, его середину, а узнать начало и конец нам поможет книга С.Т. Аксакова “Рассказы о родной природе”, она есть в библиотеке школы.
  2. Выучить наизусть по желанию стихотворение К.Д. Бальмонта “Снежинка”.

V. Творческий этап

УЧИТЕЛЬ. Во все времена люди сочиняли стихи, попробуем и мы. У вас два слова: “снежинка” и “хризантема”. Найдите в них похожести и непохожести и сочините четверостишие. (ТРИЗ). (Чтение мини стихотворений).

Урок заканчивается прослушиванием грамзаписи, дети встают и двигаются в такт музыке. “Снег кружится, летает-летает...”.