1. Вступление
Технология обработки графической информации входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по двум школьным дисциплинам: по информатике и технологии. Данный спецкурс рассчитан на изучение в профильных классах с углубленным изучением информатики. В настоящее время наиболее актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с логикой, черчением и эстетикой. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей и т.д. Изучение графических растровых редакторов позволяет подготовить учащихся для возможной работы в более сложных системах технического конструирования AutoCad (автомобили, летательные аппараты, морские суда, военные корабли), PCad (набор программ для конструирования сложных электронных систем), ArchiCad etc (конструкции зданий, целых городов).
Спецкурс “Графика в среде Adobe Photoshop” рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Цели:
- заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
- познакомить с принципами работы растрового графического редактора Photoshop.
- сформировать понятие безграничных возможностей создания растрового изображения
Задачи:
- дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
- научить создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
- ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop;
- способствовать развитию алгоритмического мышления;
- выполнить два проекта;
- способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
- продолжить формирование информационной культуры учащихся;
- профориентация учащихся.
В результате обучения
-
учащиеся должны знать: основы
графической среды Photoshop, структуру
инструментальной оболочки среды, возможность
работы со слоями, наличие фильтров и технология
их применения для получения эффектов
изображения; оптимизацию растрового изображения
для использования его в Интернете;
- учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop подготавливать оптимизированный рисунок для использование его в Интернете; создавать фотомонтажи, коллажи и покадровую анимацию.
Программа специального курса состоит из четырех разделов:
- Знакомство с программой Adobe Photoshop – 3 часа
- Основы работы со слоями – 4 часа
- Создание коллажей – 6 часов
- Создание анимированной графики – 5 часов
В данном спецкурсе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности сложной программы. Курс содержит уроки по изучению графического редактора Photoshop 7.0, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этого редактора в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Пособие может быть полезно учителям информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим Photoshop.
2. Содержание программы спецкурса. Тематическое планирование
Элективный курс “Графика в среде Adobe Photoshop 7.0” рассчитан на 18 часов: 5 часов – теоретических занятий, 10 практических работ и 2 часа – создание проекта и 1 час – защита проекта. Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий 10-го или 11-го класса. В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к некоторым практическим занятиям и варианты проектов.
Раздел 1. Знакомство с программой Adobe Photoshop (3 ч).
Растровая и векторная графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами.
Учащиеся должны знать: назначение программы Photoshop, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.
Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)
Раздел 2. Основы работы со слоями (4 ч). Послойная организация изображения. Понятие слоя. Создание, выделение, изменение, удаление, связывание, объединение слоев. Эффекты слоя Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. Монтаж фотографий.
Учащиеся должны знать: основы обработки изображений, понятие слоя, эффекты слоя, правила работы со слоями, принцип многослойного изображения.
Учащиеся должны уметь: работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений.
Раздел 3. Создание коллажей (6 часов).
Что такое фильтр? Многообразие фильтров в Photoshop. Как работать с фильтрами? Коллаж, способы создания коллажа. Работа с текстом в Photoshop (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.
Учащиеся должны знать: понятие фильтра, правила работы с фильтрами, понятие коллажа, способы создания коллажа, основные правила работы с текстом и создание эффектов текста.
Учащиеся должны уметь: применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов.
Раздел 4. Создание анимированной графики (5 часов).
Знакомство с модулем Photoshop – Image Ready, их отличия, переход в Photoshop и обратно. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения в виде web-страницы.
Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.
Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
I. Знакомство с программой Adobe Photoshop (3часа) |
||
1 |
Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop | 1 |
2 |
Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. | 1 |
3 |
Практическая работа на изучение панели инструментов. | 1 |
II. Основы работы со слоями. (4 часа) |
||
4 |
Слои. Эффекты слоя Трансформация слоя. | 1 |
5 |
Комбинация изображений. Фотомонтаж. | 1 |
6 |
Создание фотомонтажа с собственным фото. | 1 |
7 |
Самостоятельная работа по созданию многослойного изображения. | 1 |
III. Создание коллажей. (6 часов) |
||
1 |
Фильтры. Работа с фильтрами. | 1 |
2 |
Коллаж. Практическая работа по созданию коллажа. | 1 |
3 |
Текст в Adobe Photoshop – горящая и ледяная надписи. | 1 |
4 |
Сияющий текст. Использование различных эффектов. | 1 |
5 |
Создание сложных изображений. | 1 |
6 |
Создание проекта. | 1 |
IV. Создание анимированной графики. (5 часов) |
||
1 |
Создание Gif– анимации: кадры, операции над кадрами, сохранение и загрузка анимации. | 1 |
2 |
Gif-анимация. Собственный рисунок. | 1 |
3 |
Создание оригинал-макета открытки. | 1 |
4 |
Создание проекта “Новогодняя открытка”. | 1 |
5 |
Защита проекта “Создание макета открытки к празднику”. | 1 |
3. Заключение
В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету Информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.
Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, способствует совершенствованию практических навыков работы с компьютером. Программа Photoshop обладает мощным инструментарием для обработки графической информации, который незаменим при обработке рисунков, графиков, фотографий, позволяет создавать анимированную графику для Web-страниц. Исходя из видимой связи с наиболее актуальной на сегодняшний день темой “Интернет, ресурсы Интернета” выявляется целесообразность изучения данного курса, как обеспечивающего связь с темами, наиболее востребованными обществом.
4. Литература
- Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2003 г.
- Панкратова Т. “Photoshop 7 – учебный курс”, Питер, 2004 г.
- Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2003 г.
- Материалы сайта http://www.school 38.ru/
- Материалы сайта http://www.psd.ru/