Комплексное фольклорное занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме: "Веселые ложки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

Дидактическая: учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); закреплять знание детьми пословиц, частушек о быте, о доме, о русской народной сказке “ Заюшкина избушка”.

Развивающая: развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание хоровода “Ой ниточка, тоненькая”, пословиц о доме.

Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; расписные ложки с изображениями зверей (можно использовать промышленные, а можно расписать самим).

Ход занятия.

Группа украшена под русскую избу.

Хозяйка встречает детей под музыку.

Хозяйка.

Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Хоровод: “Ой ниточка, тоненькая” (У наших ворот)

Хозяйка. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Ребята, а кто знает пословицы о доме?

Дети.

Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развесе уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.

Хозяйка. А еще в избах пели песни русские да частушки веселые. Давайте, дети, и мы с вами споём частушки.

Дети исполняют частушки.

Эх, возьму я в руки балалаечку,
Да потешу я свою хозяйку
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем!

Разрешите в этом доме,
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно стукать,
Только буду припевать.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половице лопнут.

Плясать пойду
Отходите дале
Неужели вы меня
Раньше не видали.

Эх, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.

Плясать пойду,
Головой качну,
Своими серыми глазами
Завлекать начну.

Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

Ох, кончаю петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

Хозяйка. Повеселили вы меня, пора и стол накрывать. А помогут мне в этом мои помощники: печка – барыня, самоварище – дружище.

Да вот эти четыре братца,
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной (крышей) шляпой стоят.

(Показывает на стол.)

А это мои голубки,
Которым место у прорубки.

(Достает ложки.)

А эти ложки не простые, на них картинки расписные. Я сейчас загадку загадаю, а вы постарайтесь отгадать.

Зимой беленький, а летом серенький,
Никого не обижает, а всех сам боится.

(Заяц)

Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.

(Лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.

(Собака)

Не ездок, а со шпорами.
Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Хозяйка. Молодцы, дети, отгадали вы загадки, а сейчас подумайте, в какой сказке живут все эти животные. Правильно! В сказке “Заюшкина избушка”. Давайте теперь поиграем в театрализованную игру “Заюшкина избушка” (раздает маски животных).

Дети показывают сказку “Заюшкина избушка”.

После сказки проводится анализ занятия.

Хозяйка. Теперь, дети, вы знаете, в каких избах жили раньше люди, умеете отгадывать загадки, петь частушки, водить хоровод, хорошо помните русскую народную сказку “Заюшкина избушка”. На этом наше занятие закончено.

Жил был Колоброт,
Он развел огород,
Уродился огурец,
Играм, сказочкам конец.