Путешествие в "Страну Буквоежки" на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Изучение иностранного языка - дело нелегкое. Поэтому мой главный принцип, которым я руководствуюсь при подготовке к уроку, чтобы мне самой было интересно, так как интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Я творю урок, как творит режиссер, создавая спектакль.

В 5-ом классе ученики овладевают чтением немецких букв, буквосочетаний, дифтонгов в игровой форме с помощью мини – рассказов.

Вот некоторые из них.

1. В немецком алфавите живут две подружки - болтушки – буква с [цэ] и буква h [ха]. Они всегда весело проводят время: любят похахатать (после гласных а [а], о [о], u [у]; похихикать (после остальных гласных е [э], i [и], после согласных l [эл], m [эм], n [эн], а также в суффиксе – chen).

Они смеялись до тех пор, пока не начали кашлять. А потом они стали пить горячий шоколад и есть чипсы:

[x] – das Dach (крыша, …)

[хь] – nicht (не); manchmal (иногда); das Heftchen (тетрадка)

ch [к] – der Charakter (характер, …; …)

[ш] – char' mant (очаровательный)

[ч] – der (=das) Ketchup (кетчуп)

2. К подружкам-болтушкам часто приходит в гости буква s [эс]. Она скучает, если стоит в конце слога, слова; любит забавляться, если стоит в начале слога, слова или между двумя гласными:

1)

[с] – das Glas (стакан)

s

[з] – der Samt (бархат); lesen (читать; …)

2) Буквы c, h, s садятся на подоконник и начинают звать кота Макса:

«Кс-Кс!». Но вместо кота прибежали шесть маленьких котят:

сhs sechs – (шесть)

[кс]

x Max – (Макс)

3. Но так как буква s – непоседа, она взяла за руку букву с и все втроем они начали шалить:

sch [ш]der Tisch (стол)

4. На шум прибежала буковка t [тэ] и предложила всем лучше поиграть в «паровозик»:

tsch [ч] – klatschen хлопать (в ладоши), шлепать; стучать, …; …)

5. Через некоторое время раздался стук в дверь. На пороге стояла буковка р [пэ].

- Буква t, мы же так опоздаем на праздник!

- А ты, буква h, не забудь фотоаппарат! Мы должны с тобой сделать пару снимков к вечернему выпуску!

Наша непоседа, буква s, поняла, что веселая игра закончилась и начала дразниться – шипеть и жужжать:

spп] – aussprechen (1. произносить, выговаривать (звуки, слова); 2. высказывать, выражать)

st [шт] – streben (стремиться, …)

sh [ж] – Shukow (Жуков)

! Примечание: В начале слова или корня перед согласным p или t

6. Буквы р, t, h вышли на улицу. Стоял чудный день. 1) Малыши – гласные шумно играли в классики, так как они в начале слога, слова произносятся с твердым приступом - [`]:

der ' Apfel (яблоко)

' ist (3 лицо единственного числа неправильного глагола sein (1. быть; существовать; 2. быть, находиться; 3. быть, являться (в функции глагольной связки))

2) Неподалеку стояла детская коляска, в которой лежали новорожденные двойняшки-гласные. От такого шума 1-ая двойняшка проснулась и начала плакать, потому что в случае двойного написания гласных аееооа>екаа, ее, оо

2-ая гласная не произносится, так как является значком долготы предыдущей:

der Staat (государство, держава; …)

das Meer (море)

das Boot(лодка)

3) Мама, бабушка и дедушка – буквы b [бэ], d [дэ], g [гэ] стали успокаивать малышку и петь ей тихонько колыбельную, ведь звонкие согласные b, d, g в конце слогов и слов всегда оглушаются: [п], [т], [к].

7. Вскоре буквы p, t, h оказались на празднике,

1) Где ведущими были две неразлучные подружки - буковка q [ку] и буковка u. Они любят пошутить. На этот раз они были одеты в костюмы лягушек. И после каждого объявления номера они дружно квакали:

qu [кв] - das 'Аquагium (аквариум)

2) А фоторепортеры, буква р и буква h, снимали интересные выступления:

рh [ф] – das 'Аlрhаbеt (алфавит)

3) Двойняшки-согласные опоздали на праздник, но на их счастье в кассе остался один билет, по которому им разрешили пройти в зал вдвоем, потому что удвоенная согласная буква произносится как один звук:

tt=t [т] – bitte (пожалуйста)

4) А в это время на сцене танцевали буква е и буква i. От волнения они все время наступали друг другу на ноги и айкали:

еi [ай] – nein (нет)

5) После танца буква е так расстроилась, что даже с буквой i не хотела разговаривать, и букве i пришлось ее долго уговаривать, чтобы она не переживала, потому что в буквосочетании iе буква е не произносится и служит значком долготы предыдущей гласной i:

ie:] – lieben (любить)

! Заметь: В транскрипции долгота гласного обозначается двоеточием.

6) У буквы е есть подружка - буква ä (а-умлаут). Все ее называют воображалой из-за ее экстравагантного головного убора. Буква д любит во всем подражать букве е, потому что они обе обозначают один и тот же звук:

e der 'Еlеfant (слон)

[э]

ä die 'Äрfel (яблоки)

! Примечание: Раньше писали вместо д буквосочетание ае. Изредка это написание встречается и сейчас, например, в тексте телеграммы, ...

! Сравни: die Мädсhеn (девочки >ь

TELEGRAMM

_______

_______

MAEDCHEN______________

__________________________

ТЕЛЕГРАММА

________

________

ДЕВОЧКИ________________

__________________________

7) Буковка ä любит сочинять невероятные истории. В антракте она решила напугать букву е и букву u своим очередным ужастиком. От страха бедняжки все время ойкали:

eu [ой] – die Leute (люди)

! Исходя из пункта 6.6) следует, что:

äu [ой] - die Bäume (деревья)

8) Во время исполнения песни букве о не везло: по техническим причинам у нее отключался микрофон. В эти моменты буква h поддерживала свою подругу, находясь с ней рядом, чтобы гласная о не волновалась и продолжала петь, потому что согласная буква h, стоящая после любой гласной, не произносится и является значком долготы предыдущей гласной:

oh [o:] – ' ohne – (без; …)

 Праздничный вечер завершило выступление буквы n с буквами g, k [ка] и буквы r [эр], которые спели песню по-французски, ведь:

- буква n [эн] перед буквой k [ка] обозначает такой же носовой звук, как и буквосочетание ng:

ng singen (петь); lang (длинный, долгий)

nk danke (cпасибо); krank (больной)

! Заметь: в середине и и в конце слов!

- в немецком языке есть два варианта произношения согласного r –переднеязычный (похож на обычный русский [р]1, но произносится слабее его) и заднеязычный (похож на картавый [р]2); этот вариант более употребляемый в современном немецком языке).

r [р]2 - rеich (богатый)

После праздника журналистка – буква а, брала у всех интервью. Когда она подошла к одной из ведущих – букве u, то та уставшим голосом отвечала на ее вопросы, потому что в дифтонге аu ['aу] ударение падает на

1-ый его компонент; 2-ой же – произносится слабо и нечетко:

аu ['ау] - dеr Ваum (дерево)

 А буква е, не останавливаясь, торопливо дала интервью букве а и убежала, ведь буква е подвергается сильному сокращению (= редукции) в безударных слогах на конце слов, т.е. гласная е в такой позиции произносится слабо и нечетко:

e [э] – die 'Ende 'En-de (конец, …)

en [эн] – 'enden 'en-den (кончать (ся); заканчивать (ся); …)