Основные цели:
1. Ввести число 7, цифру 7; разобрать состав числа 7.
2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание на числовом отрезке
3. Развивать вычислительные навыки, мышление, речь, познавательные интересы.
Структура урока.
I. Организационный момент
II. Устный счет
III. Постановка учебной задачи
1. Взаимосвязь между частью и целым.
2. Постановка проблемы. Целеполагание.
IV. «Открытие» детьми нового знания.
1. Место числа 7 в натуральном ряду чисел, сведения о числе 7.
2. Пропись в тетрадях цифры 7.
3. Работа над неравенством.
4. Решение задачи в стихах.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
1. Состав числа 7.
2. Выполнение № 1 с.2
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе
1. Выполнение № 2 с.2, № 3 с. 2.
VIII. Подведение итогов урока.
Оборудование:
Рисунки гномиков, счётный материал «грибы», модель отрезка, числовой отрезок, линейки 20 см, «домик» из геометрического материала, учебники «Математика 1 класс часть 2», тетради, магнитофон, наглядность для физкульт. минутки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
За холмом у реки жили гномики. Пышка и Крошка. Пышка был высокий, толстенький, а Крошка – маленький, умный, на все руки мастер. Пышка хотел быть таким же умным как Крошка, всё у него спрашивал. Однажды он попросил научить его считать до 20. А вы, ребята, умеете?
II. Устный счет.
1. – Счёт до 20 вперёд и обратно.
- Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5.
- Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число?
- Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число?
- Назовите число, которое состоит между 3 и 5, 14 и 16.
- Назовите соседей числа 7.
2. Посчитайте по линейке и найдите значение выражений
8 + 4
12 – 4
4 +8
12 – 8
3. Крошка набрал на зиму грибов, повесил сушить. А Пышка уже внимательно смотрит. Посмотрите и вы. Заблудилось число. Найдите его место в натуральном ряду чисел.
- Что вы можете сказать о числе 5?
- Придумайте выражения, значения которых равны 5.
III. Постановка учебной задачи.
1. Гномики любили ходить к ручью. Но однажды после сильной бури ручей завалило огромным камнем. Поможем гномикам очистить ручей от камня.
- Как обозначен весь отрезок на рисунке? (Р)
- На какие части он разбит? (М и Б)
- Как получить весь отрезок? (Б+М)
- Что означает равенство М+Б? Чему оно равно?
- Что останется, если из всего отрезка вычесть часть Б
- Какое ещё равенство можно составить?
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием, убрали камень.
2. Приближалась зима, и гномики решили построить себе дом. Крошка начал рассчитывать количество камней на дом.
6 + 1
6 - 1
- В чём сходство и в чём различие этих выражений? Найдите значения выражений.
- Какое наибольшее число камней возьмёт Крошка для строительства дома?
- Как вы предполагаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Цель нашего урока – характеристика числа 7, его состав. Так же мы постараемся научится писать цифру 7 в тетрадях.
IV. – 1. Как получили 7? Что можете сказать о числе 7? (В натуральном ряду чисел число 7 стоит на седьмом месте между числами 6 и 8.)
Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.
(Учитель показывает цифру 7 из кассы разрезных цифр)
- Чего бывает по 7?
7 дней недели
7 цветов радуги
- Знаете ли вы сказки, где встречаются 7 героев?
- Волк и 7 козлят.
- Белоснежка и 7 гномов.
- Сказка о спящей царевне и 7 богатырях.
- В русском языке есть много пословиц и поговорок, где встречается число 7. Сможете ли вы их назвать?
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Работать до седьмого пота. На седьмом небе от счастья.
- Когда-то семерка была последним, предельным числом и употреблялась в значении «много» «всё». Отсюда и смысл этих поговорок.
Нередко, в древности числу 7 приписывали волшебную силу. Лекари вручали больному 7 разных лекарств, настоенных на 7 травах и советовали пить их по 7 дней.
2. – Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать его в тетради.
- Кто догадался, как будем писать? (Через клетку).
7 7
Начинаем писать ниже верхней линии клетки. Ведём, вверх до линии, закругляем, ведём в правый верхний угол клетки, затем наклонную линию к середине нижней линии клетки. Отрываем руку, пишем элемент II (поясок).
3. Крошка и Пышка тоже сегодня узнали много нового. Но и без дела не сидели. Они построили дом.
- Сколько деталей в доме? (7)
- На какие части их можно разбить?
По форме 4 квадрата и 3 треугольника.
По цвету 5 белых и 2 красных.
- Наступила зима. На окнах появились узоры.
Вставить в окошко число, чтобы неравенство было верным. Назовите все возможные варианты от 1 до 6. Какое число вставить нельзя?
4. Зажили гномики хорошо. Не страшны им лютые морозы. Крошка учил Пышку каждый день новому. Сегодня он задал ему задачу про своих братьев - гномов.
У Пышки в кармашке
Конфеты в бумажке
Он дал по конфете
Изюмке, и Пете,
И Тиму и Тому,
И Крошке, и Грому,
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет?
А сколько было гномов? (7 = 7)
Что можно сказать о количестве конфет и гномов? Запиши в тетрадь.
V. Физкультминутка.
- Гномики приглашают нас в гости к своим братьям. (Дети шагают под музыку).
- А чтобы было веселей идти – поиграем.
Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделаем наклонов. (7)
Сколько у меня кружков –
Сколько сделаем прыжков (7).
V I. - Откроем с. 2 учебника. Ну, вот мы и оказались в гостях у гномов. Сколько их? (7)
- Где в натуральном ряду чисел стоит число 7?
- Как получили 7?
1. Состав числа 7 (с помощью костяшек домино)
7 это 6 и 1; 5и 2; 4и 3
(На доске составляется таблица)
2. № 1 с. 2 – коллективная работа.
- На сколько частей разбит отрезок? (На 7)
- Сколько из них показано белым? Сколько зелёным цветом?
6 + 1 = 7
1 + 6 = 7
7 – 6 = 1
7 – 1 = 6
Аналогично 5+2 и 4+3
V II. Самостоятельная работа; проверка.
- Повторим сложение и вычитание на числовом отрезке
и выполним № 2, с. 2
V III. Итог.
- С каким числом познакомились?
- Можете ли вы теперь решать примеры в пределах 7? Придумайте пример с ответом 7.