Урок математики в 1 классе по теме: "Число 7. Цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

1. Ввести число 7, цифру 7; разобрать состав числа 7.

2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание на числовом отрезке

3. Развивать вычислительные навыки, мышление, речь, познавательные интересы.

Структура урока.

I. Организационный момент

II. Устный счет

III. Постановка учебной задачи

1. Взаимосвязь между частью и целым.

2. Постановка проблемы. Целеполагание.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

1. Место числа 7 в натуральном ряду чисел, сведения о числе 7.

2. Пропись в тетрадях цифры 7.

3. Работа над неравенством.

4. Решение задачи в стихах.

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

1. Состав числа 7.

2. Выполнение № 1 с.2

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе

1. Выполнение № 2 с.2, № 3 с. 2.

VIII. Подведение итогов урока.

Оборудование:

Рисунки гномиков, счётный материал «грибы», модель отрезка, числовой отрезок, линейки 20 см, «домик» из геометрического материала, учебники «Математика 1 класс часть 2», тетради, магнитофон, наглядность для физкульт. минутки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

За холмом у реки жили гномики. Пышка и Крошка. Пышка был высокий, толстенький, а Крошка – маленький, умный, на все руки мастер. Пышка хотел быть таким же умным как Крошка, всё у него спрашивал. Однажды он попросил научить его считать до 20. А вы, ребята, умеете?

II. Устный счет.

1. – Счёт до 20 вперёд и обратно.

- Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5.

- Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число?

- Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число?

- Назовите число, которое состоит между 3 и 5, 14 и 16.

- Назовите соседей числа 7.

2. Посчитайте по линейке и найдите значение выражений

8 + 4
12 – 4
4 +8
12 – 8

3. Крошка набрал на зиму грибов, повесил сушить. А Пышка уже внимательно смотрит. Посмотрите и вы. Заблудилось число. Найдите его место в натуральном ряду чисел.

- Что вы можете сказать о числе 5?

- Придумайте выражения, значения которых равны 5.

III. Постановка учебной задачи.

1. Гномики любили ходить к ручью. Но однажды после сильной бури ручей завалило огромным камнем. Поможем гномикам очистить ручей от камня.

IMG4.gif (1497 bytes)

- Как обозначен весь отрезок на рисунке? (Р)

- На какие части он разбит? (М и Б)

- Как получить весь отрезок? (Б+М)

- Что означает равенство М+Б? Чему оно равно?

- Что останется, если из всего отрезка вычесть часть Б

- Какое ещё равенство можно составить?

- Молодцы ребята! Вы справились с заданием, убрали камень.

2. Приближалась зима, и гномики решили построить себе дом. Крошка начал рассчитывать количество камней на дом.

6 + 1
6 - 1

- В чём сходство и в чём различие этих выражений? Найдите значения выражений.

- Какое наибольшее число камней возьмёт Крошка для строительства дома?

- Как вы предполагаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Цель нашего урока – характеристика числа 7, его состав. Так же мы постараемся научится писать цифру 7 в тетрадях.

IV. – 1. Как получили 7? Что можете сказать о числе 7? (В натуральном ряду чисел число 7 стоит на седьмом месте между числами 6 и 8.)

Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

(Учитель показывает цифру 7 из кассы разрезных цифр)

- Чего бывает по 7?

7 дней недели

7 цветов радуги

- Знаете ли вы сказки, где встречаются 7 героев?

  • Волк и 7 козлят.
  • Белоснежка и 7 гномов.
  • Сказка о спящей царевне и 7 богатырях.

- В русском языке есть много пословиц и поговорок, где встречается число 7. Сможете ли вы их назвать?

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Работать до седьмого пота. На седьмом небе от счастья.

- Когда-то семерка была последним, предельным числом и употреблялась в значении «много» «всё». Отсюда и смысл этих поговорок.

Нередко, в древности числу 7 приписывали волшебную силу. Лекари вручали больному 7 разных лекарств, настоенных на 7 травах и советовали пить их по 7 дней.

2. – Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать его в тетради.

- Кто догадался, как будем писать? (Через клетку).

7 7

Начинаем писать ниже верхней линии клетки. Ведём, вверх до линии, закругляем, ведём в правый верхний угол клетки, затем наклонную линию к середине нижней линии клетки. Отрываем руку, пишем элемент II (поясок).

3. Крошка и Пышка тоже сегодня узнали много нового. Но и без дела не сидели. Они построили дом.

- Сколько деталей в доме? (7)

- На какие части их можно разбить?

img5.gif (2465 bytes)

По форме 4 квадрата и 3 треугольника.

По цвету 5 белых и 2 красных.

- Наступила зима. На окнах появились узоры.

img6.gif (1427 bytes)

Вставить в окошко число, чтобы неравенство было верным. Назовите все возможные варианты от 1 до 6. Какое число вставить нельзя?

4. Зажили гномики хорошо. Не страшны им лютые морозы. Крошка учил Пышку каждый день новому. Сегодня он задал ему задачу про своих братьев - гномов.

У Пышки в кармашке
Конфеты в бумажке
Он дал по конфете
Изюмке, и Пете,
И Тиму и Тому,
И Крошке, и Грому,
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет?
А сколько было гномов? (7 = 7)

Что можно сказать о количестве конфет и гномов? Запиши в тетрадь.

V. Физкультминутка.

- Гномики приглашают нас в гости к своим братьям. (Дети шагают под музыку).

- А чтобы было веселей идти – поиграем.

Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделаем наклонов. (7)
Сколько у меня кружков –
Сколько сделаем прыжков (7).

V I. - Откроем с. 2 учебника. Ну, вот мы и оказались в гостях у гномов. Сколько их? (7)

- Где в натуральном ряду чисел стоит число 7?

- Как получили 7?

1. Состав числа 7 (с помощью костяшек домино)

7 это 6 и 1; 5и 2; 4и 3

(На доске составляется таблица)

2. № 1 с. 2 – коллективная работа.

- На сколько частей разбит отрезок? (На 7)

- Сколько из них показано белым? Сколько зелёным цветом?

6 + 1 = 7

1 + 6 = 7

7 – 6 = 1

7 – 1 = 6

Аналогично 5+2 и 4+3

V II. Самостоятельная работа; проверка.

- Повторим сложение и вычитание на числовом отрезке

и выполним № 2, с. 2

V III. Итог.

- С каким числом познакомились?

- Можете ли вы теперь решать примеры в пределах 7? Придумайте пример с ответом 7.