О, Химия
Наука ты чудес,
В тебе –
И вещества и превращения
Куда ни глянь – везде твои явления!
Тебя мы восхваляем до небес,
Великих гениев творенье!
Цели игры:
развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
воспитание коллективизма.
Оформление: карточки со знаками химических элементов, тематические газеты по химии, наглядные пособия (химические часы), эмблемы участников команд.
ХОД ИГРЫ
- Вступительное слово ведущего
- Представление жюри
- Представление команд (название, девиз, приветствие)
Этап 1. Химическая разминка.
Привести определения понятий:
- химическая реакция
- вещество
- физическое явление
- химический элемент
- химическое явление
- наука химия
- виды смеси
- однородная смесь
- неоднородная смесь
- химическая формула
- простое вещество
- сложное вещество
Каждое правильное определение оценивается в 1 балл.
Этап 2. Проверка знания знаков химических элементов
1. Работа по карточкам:
Учитель называет химический элемент, учащиеся поднимают карточки с данным знаком.
I место – 4 балла
II место – 3 балла.
2. Использование наглядных пособий для проверки знаний химических элементов.
Учитель на “химических часах” (см. приложение ниже) показывает знак химического элемента, учащиеся называют его. Для каждой команды отдельное задание.
Каждый правильный ответ – 2 балла.
Этап 3. Логическая ловушка.
Карточки для каждой команды:
Продолжите ряд элементов:
А) Al, C, P, O …
Б) Li, C, Mg, P, K, Ti …
Правильный ответ: 6 баллов.
Этап 4. Практическая часть.
Вариант 1.
При нагревании студенистого вещества голубого цвета образовался черный порошок. Состав студенистого вещества и черного порошка разный. К каким явлениям (физическим или химическим) можно отнести этот процесс? На чем основан ваш вывод?
Вариант 2.
При добавлении йодной воды к крахмальному клейстеру наблюдается синее окрашивание. При нагревании оно исчезает. На основании этих признаков один ученик утверждал, что произошла химическая реакция, а другой – что это физическое явление. Кто из учеников прав? На основании чего он пришел к выводу? Каково ваше мнение?
Вариант 3.
При сливании двух бесцветных растворов (иодида калия и нитрата свинца) выпадает желтый осадок. Какое явление (физическое или химическое) происходит? На основании чего сделан ваш вывод?
Вариант 4.
Два юных любителя химии повели опыты. В пламени газовой горелки прокалили красную медную пластину и получили на ее поверхности налет черного цвета. Растворили его в соляной кислоте и получили зеленый раствор. Мнения о сущности происходящего разделились. Один считал, что произошли химические реакции, другой – что происходили химические и физические процессы. Какие явления и при каких условиях протекали? Выберите правильный ответ: 1 – химические, при нагревании и при обычных условиях, 2 – химические и физические, при нагревании, 3 – физические и химические, при нагревании и при обычных условиях, 4 – химические, при обычных условиях.
За правильный ответ – 10 баллов.
Этап 5. Конкурс капитанов.
Капитаны проводят лабораторный опыт – нагревание воды.
Вопрос: - К какому явлению относится данный процесс?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данного опыта?
Оценка – максимальная 10 баллов.
Этап 6. Домашнее задание.
Заранее командам было выдано задание – составить сказку о химических элементах или стихотворение, посвященное химии. Составленные учащимися сказки и стихотворения приводятся в приложении.
Этап 7. Защита газет.
Подведение итогов.
Награждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Посвящается Химии.
О, Химия!
Хоть памятку дайте какую-то что ли,
Как химию нам изучать.
Ведь эта наука сложнее для нас,
Чем физика, даже, чем русский.
А если ее поймем мы сейчас,
То легче нам будет учиться.
2. Химические сказки.
Жил был элемент и звали его Кальций. Однажды он в виде вещества попал в организм человека. Человек почувствовал, что здоровье улучшилось. Затем Кальций стали употреблять в организм для укрепления костей. Он есть в молоке, твороге, в молочных продуктах.
С тех пор его занесли в периодическую систему Д.И. Менделеева. И стал он жить поживать, да добра наживать.
Жили-были два элемента – Золото и Платина. Золото добывали испанцы, а Платину выбрасывали. Однажды, в один солнечный день на элемент Платину набрел ученый. Он спросил у Платины: “Кто ты такая?” – “Я?” – с возмущением спросила Платина, – “я в будущем стану самым дорогим веществом!”. “Откуда ты знаешь?” – спросил ученый. “Я спросила у самого мудрого вещества – водорода!”, - ответила Платина.
“А с чего ты взяла, что он самый умный?” – спросил ученый.
“Он чаще всего вместе с кислородом появляется среди людей в виде воды!” – ответила Платина.
В дальнейшем оказалось, что водород и кислород были правы. Платина стала самым дорогим веществом. И жили они долго и счастливо. А ученый доказал, что платина – дорогой металл.
Жил-был атом кислорода и два атома водорода. Однажды утром они встретились и долго болтали друг с другом. Внезапно подбежал Феррум. Три малышки так испугались, что от страха соединились в одну молекулу воды.
Жили-Были 2 молекулы и их друг. И очень часто они были вдалеке друг от друга. И думали они как бы им чаще быть вместе. Но не было верёвки, которая связала бы их, не было человека, который смог бы построить для них домик. Совсем друзья пригорюнились. И многие века скитались они по свету в поисках человека, который мог бы им помочь. И – Эврика! Нашелся такой человек! Превратил он наших друзей в молекулу воды. Он помог им, сам не подозревая, что был великим человеком. И теперь этих друзей водой не разлить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”. Москва, АСТ-Пресс, 1999г.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов о животных”. Ярославль: “Акадения развития”, 1997.
- Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии.8 класс”. Москва, Просвещение, 1991г.
- Малахов В.В. “Биололгия в вопросах и ответах”.М.: “Международные отношения”, 1993.