Тема: “Весенние песенки”.
Цель: развивать эстетические чувства и понимание прекрасного; через слово и музыку пробуждать воображение; прививать поэтический вкус.
Оборудование: бумажный кораблик, веточки с зелеными листочками, магнитофонная запись “Голоса птиц”, музыкальные пьесы П. И. Чайковского “Март” и “апрель, романс С. Рахманинова.
Ход:
Учитель: Наступил долгожданный день, мы долго к нему готовились, чтобы отправиться в гости к нашей знакомой Фее. Сегодня мы вновь будем путешествовать по ее волшебной литературной стране. Но не одни, а с нашими гостями, которые, тоже очарованы, как и мы, улыбкой Весны. Почему Весны, да потому, что я увидела знак, который оставила Фея. Кто из вас увидел этот знак? (На доске изображение солнца)
– Но почему Фея выбрала именно солнце? (Солнце послужило причиной перемены в природе.)
– Какое солнышко весной?
– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)
– Сегодня вы будете продолжать учиться открывать в себе волшебника, быть чутким к слову так, чтобы оно трепетало, играло, переливалось красками и мелодиями разных просторов.
– У Федора Ивановича Тютчева есть замечательные стихи о весне.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…
– Какие замечательные слова! Это зазвучал наш поэтический ручеек. Он подхватил наш кораблик и понес его от одного причала к другому. (У учителя в руках бумажный кораблик, он передает его от одного ученика к другому.)
Чтение стихов детьми:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне…
Е. Баратынский.
Зима недаром злится…
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. И. Тютчев.
Март.
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна.
В. Алферов.
Учитель: Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный. Послушаем, как П.И.Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.
(Звучит музыкальная пьеса “Апрель”)
- Какое настроение создала мелодия?
– Что вы себе представили, слушая музыку?
– Закроем глаза и шепотом произнесем слово: “Весна!”
– Какое чувство у вас возникло?
– Благодаря мимике наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения. Попробуйте показать выражением лица свое весеннее настроение.
Игра – шутка. (Дети показывают ответ только жестами и мимикой).
– Он уже не пышный? (Нет)
– Он уже не лыжный? (Нет)
– Он не из ваты? (Нет)
– Он ноздреватый? (Да)
– Он уже не белый? (Нет)
– Он потемнелый? (Да)
– Серый и мокрый? (Да)
– Старый и добрый снег.
Учитель: Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песни – заклички.
Дети водят хоровод и поют, в руках веточки с листочками.
Мы весняночку поем –
Весну – красну позовем!
Ой, споем, ой, споем!
Весну – красну позовем!
Выпал весенний денек.
На бугре солнцепек.
Собирайся, народ, собирайся в хоровод!
Станем кругом ходить
Да весну веселить,
Хоровод заведем, песню мы запоем!
Здравствуй, здравствуй, весна!
Прилетела весна,
Разносила красу, зеленила в лесу.
Ах, ты ёлочка, ель
Ах, сосна, ты, сосна,
Не одни вы теперь –
Ведь повсюду – весна!
Учитель: Какие чувства возникли у вас, когда вы водили хоровод?
– Еще не кончилась весна – света, а солнце повело уже новое наступление. Как вы думаете, какая вторая победа солнца? (Весна – воды)
– Внимательно послушайте, как сама вдохновенная музыка весны заговорила в этих строчках. Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее хрустальную мелодию в одном из самых известных романсов на стихи Ф. Тютчева “Весенние воды”. (Звучит романс)
– Какую главную примету весны вы выделите из услышанного? (Ручьи)
– Какое у них настроение? Ведь они сами об этом говорят. (Радостное, бурное)
– Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (Журчат, звенят, как будто говорят)
– Но ведь мы с вами в волшебном царстве. Вот и Тютчев послушал, наверное, звук весенних ручьев, и они у него заговорили. А что бы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу. Приметы весны мы не только можем увидеть, но и услышать: пение птиц, звон капели, журчание ручейков.
– Да, весной звучит все по-особому. Послушайте весенние песенки птиц. (Магнитофонная запись)
– Учитель: Но разве летом птицы не поют? Ручьи не журчат? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Они стаи заметнее после перерыва. Эти особые звуки напоминают нам о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро будет зелено и тепло, эти звуки рождают особые настроения.)
– Давайте сейчас попробуем поискать секреты звуков в стихотворении “Ручей”, Т. Белозерова. Ведь недаром Фея пригласила нас в волшебное царство весенних песенок и загадок. Если вы попытаетесь отгадать загадку звуков, думаю, Фея за вас порадуется.
– Закройте глазки и внимательно – внимательно послушайте стихотворение.
Робко журча и дрожа от озноба,
В роще, разбуженной криком грачей,
Из-под холодной ладошки сугроба
Вылез, как ящерка, первый ручей…
– Слышен ли был этот ручей?
– Поэт такие слова подобрал, которые не только называют движение ручья, но и сами
ж – ж – журчат,
дрож – ж – жат,
пробуж – ж – ждаются.
– Вот и порадовали Фею, открыли секрет: звучание весны передается не только словами, называющими звуки, но и звучанием отдельных звуков в разных словах. Эти звуки помогают нам, читателям, лучше услышать весну, ее звуки.
– Напоит вода землю. Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? (Весна – зелени)
– Продолжим наш поэтический ручеек.
Чтение стихов детьми (в руках бумажный кораблик):
Первый лист.
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, -
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Ф. Тютчев.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся,
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
А. А. Фет.
Учитель: Много стихов русских поэтов сегодня прозвучало. Каждый из вас может дома приготовить для Феи свое стихотворение о весне, используя слова:
… моему
… лечу
… протяните
… назовите
… моему
… пойму
… отдохну
… весну
… моему
– Что ж, нам пора возвращаться. А поможет нам в этом песня “Весна – волшебница” (музыка И. Кадомцева)
Дети исполняют песню.
Учитель: Спасибо всем – всем! И хочется добавить, что весна каждому из нас дает на срок немалой душевной свежести запас, и мы не раз почувствуем средь зноя лета, как эта свежесть дорога.