Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Учебно-воспитательные задачи:
- закрепить знание о природе родного края, топонимике, исследователях;
- формировать навыки работы с дополнительной литературой;
- воспитывать гордость и ответственность за свой край.
Наглядность, оборудование:
- Плакат «Счастливый случай»;
- Экологическая карта г. Саяногорска;
- Стенд «Редкие и охраняемые животные и растения Хакасии» (рисунки, фотографии);
- Выставка рисунков ребят о природе;
- Выставка книг, журналов, рефератов.
Слова на доске
Природа-это книга, которую
надо прочитать и правильно
понять, ошибочные понимания
приносит большой вред.
М.Л. Налбандян.
Вступительные слова учителя
О красоте и богатстве нашей республики сложено немало стихов и песен, картин художников, не только живущих, но и побывавших здесь, хотя бы один раз.
«Считаю Хакасию одним из благоприятных уголков мира: долина, окруженная горами, много солнечных дней, Енисей, плодородная земля, дешевая электроэнергия, а в недрах вся таблица Менделеева »,- так определил нашу республику академик М.А. Лаврентьев.
Известный русский ученый М.В.Ломоносов писал «Российское могущество прирастать будет Сибирью» «И это могущество «использовать», «приумножать», воспевать и изображать будете вы сегодня на нашей игре.
Что мы узнали об истории освоения и изучения природы, топонимики нашей республики покажет сегодняшняя игра.
А если кто-то захочет узнать побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты учащихся.
Чтобы сохранить природу нашим потомкам, мы должны ее хорошо знать и разумно использовать.
Начало игры
Играют 2 команды по 6 человек. Представители команд (9-10 кл.), члены жюри. Игра проходит в несколько туров. Название туров написаны на листочках.
1-й тур «Дальше-дальше»
Вопросы для 1-й команды:
- Ученые путешественники, побывавшие в Хакасии. (Мартьянов Николай Михайлович- натуралист, краевед, ботаник, основатель Минусинского музея. Егор Пестеров - первый исследователь Саян. Паллас Петр Симонович – геолог, ботаник, составил гербарий из 200 растений Хакасии.)
- К каком году Хакасия вошла в состав России? (1707.г.)
- Назовите год образования Хакасской автономной области.(20 октября 1930 г.)
- Какая котловина занимает значительную часть Хакасии? (Минусинская)
- Самое большое по площади озеро в Хакасии. (Беле, 78 км)
- Высочайшая точка Хакассии.(гора Карагаш , 2930 м)
- Площадь Хакасии. (61,9 тыс. км.)
Вопросы для 2-й команды:
- Когда образовалась древнее государство? (6-7 в.н.э.)
- В каком году Хакасская автономная область преобразована в республику? (13 июня 1993 г.)
- С какими районами граничит Хакасия? (Кемеровская обл., Красноярский край, республика Алтай, республика Тыва).
- Самая высокая точка Кузнецкого Алатау. (г. Верхний зуб, 2178 м.).
- Какова высота хребта Борус? (г. Пойлова, 2318 м.).
- Назовите реки Хакасии. (Енисей. Абакан, Чулым, Белый Июс).
- Озера, обладающие целебными свойствами. (Шира, Улуг-Холь, Ханкуль, Бейское, Алтайское).
Время 2 минуты, подведение итогов, рекламная пауза, звучит музыка
2 тур «Заморочки из бочки»
(используем мешочек в качестве бочки, а вопросы – бочонки из игры «лото»)
1. Какие заповедники, заказники есть в нашей республике? («Чазы», «Малый», «Абакан», «Боградский», «Июсский»).
2. Слово (высказывание) великих (известных) ученых географов о:
- карте («Карта – язык географии, без карты нет географии» Н. Баранский.);
- глобусе («Глобус – уменьшенная модель земли.» М. Бехам);
- путешествиях «Путешественником надо родиться. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы»;
3. Что означают названия (топонимика):
- Аскиз (речное племя, село асаков);
- Бирикчуль (труднопроходимая река);
- Изых (место, защищенное от ветра, священное место);
- Таштып (каменное дно);
- Черногорск (черная гора);
- Борус (мокрое место, священное место).
4. Когда и как был основан г. Абаза? (История города начинается с 1966 года, когда Абаза получила развитие, как форпост таштыпского острога, до 1966 года это был рабочий поселок, а затем стал городом районного подчинения).
5. Это одна из величайших рек России, протекает вдоль восточной границы Хакасии, на протяжении 300 км. (За Саянским хребтом в республике Тыва у города Кызыл, там где сливаются две реки Бий-Хем и Каа-Хем, образуется река Улуг-Хем, что означает «Великая река» - и начинается могучая сибирская река Енисей).
6. Какое озеро Хакасии называют «Озером здоровья»? (O. Шира, за минеральную воду от 17 – 27 г/л соли и иловую грязь).
7. Какие лекарственные растения Хакасии ва знаете? (Черемша, мать-и-мачеха, зверобой, золотой корень, одуванчик, пастушья сумка и т. д.).
3 тур «Ты мне – я тебе»
Домашнее задание
Вопросы подготовили сами ребята, задают друг-другу по очереди (сидящему напротив).
- Назовите птиц, которые гнездятся колониями. (Грачи, ласточки, дрозды, чайки).
- Какие птицы устраивают несколько гнезд на одном дереве? (Грачи).
- Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Падаль, раненное животное).
- Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).
- Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху).
- Какие деревья являются самыми распространенными в наших лесах? (Кедр, ель, сосна).
- Какие животные Хакасии находятся под охраной? (Выдра, косуля, лось, горностай, марал, куница).
- Самая большая птица? (Глухарь).
- Каких птиц Хакасии знаете? (Тетерев, рябчик, жаворонок, дятел, стриж).
- Хищные птицы Хакасии? (Ястреб, беркут, лунь).
- Перелетные птицы? (Скворец, дрозд, журавль, чибис, гагара, коростель).
4 тур «Темная лошадка»
Вопросы:
- Кем были первые обитатели долины Енисея? (Выходцы с юга, в расовом отношении – монголоиды, сначало они освоили Средний Енисей от современного пос. Старое Означенное до реки Ангары, а позже и другие районы бассейна реки).
- В каком году была введена трасса мужества «Абакан – Тайшет?» (Декабрь 1965 года, 7 лет).
- В чем особенности этой трассы? (Проложено 647 км ЖД полотна, возведено 712 искусственных сооружений, пробито 12 тоннелей, протяжностью 10 км, построено 700 мостов и виадуков).
- С какой целью была построена эта трасса? (Она связывала Южную Сибирь с веткой «Тайшет - Лена» и главной сибирской железной дорогой, сократив путь до Восточной Сибири более чем на 400 км, по ней грузы идут на Кузбасс, среднюю Азию и т. д.).
Слово учителя
Память о строителях остается навсегда, она сохранилась в песне:
«Мы отсюда уйдем на другие дороги,
Нам в Сибири придется немало прокладывать трасс,
Но в сердцах сохраним мы Саянов дороги
И друзей дорогих»
Заключительное слово учителя
Звучит музыка, подведение итогов, награждение.