ВВЕДЕНИЕ
Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.
Д.Б.Эльконин.
С целью подготовки к школьному обучению и адаптации к школьным условиям, развития навыков общения, формирования учебной мотивации, развития мелкой моторики, мыслительных процессов и речи в Воскресенской средней школе последние 7 лет проводятся клубные занятия для дошкольников по программе “Учимся играя”, составленной и апробированной психологом с учётом современных реалий. Работа ведётся по трём направлениям: развитие коммуникативных способностей и эмоционального мира детей, познавательной сферы, моторной организации пространства.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);
- умение организовывать общение (“Я умею!”), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).
В играх выявляются эмоциональные проблемы детей и в них же эти проблемы решаются: развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции и снижается агрессия, исчезают страхи, развиваются умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ.
Развитие умственных способностей по определённой системе в игровой форме включает упражнения на обобщение, сравнение, анализ, классификацию, нахождение причинно-следственных связей, работу над звуковой стороной речи.
МОТОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА.
Развитие мелких мышц рук, координации движения, пространственная ориентировка также возможна в игровой форме: это и строительства города будущего из готовых форм, пластилина, теста; штриховка нарисованных по шаблону объектов; работа с трафаретами различной конфигурации; нанизывание бусинок и завязывание узелков, в которых зашифрованы послания индейцев и т.д. Упражнения, включающие танцевально-двигательные и телесно-ориентировочные техники.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Занятия проходят в присутствии родителей. Считаю открытую форму занятий наиболее приемлемой, т.к. родители в ходе занятия сразу видят, какие проблемы существуют у их детей, какие процессы в мышлении и общении необходимо развивать, и как это делается, поэтому психологу проще объяснять родителям комплексы коррекционных упражнений, которые родители закрепляют дома с детьми
Ещё формами работы с родителями являются индивидуальные и групповые беседы по поводу агрессивных, конфликтных, застенчивых, замкнутых, гиперактивных детей, испытывающих речевые затруднения, страхи; на которых они получают рекомендации и советы, к какому специалисту обратиться в случае надобности; родительские собрания, тренинговые упражнения, а также клубные занятия “Готовим ребёнка к школе”, где родители получают теоретические и практические знания умения и навыки по подготовке детей к школе в игровой и соревновательной форме.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, т.е. научить общаться.
- Создать детям условия для успешной адаптации в новых условиях.
- Формировать стойкую учебную мотивацию.
- Развивать познавательные процессы для успешного овладения знаниями и усвоения понятий, необходимых для последующего обучения и в повседневной жизни.
- Привлечь родителей для решения проблем детей, связанных со школьной адаптацией и предотвращения негативных последствий раннего обучения.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе используются принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, личностный подход, индивидуализация.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
При проведения занятий соблюдаются условия принятия, безопасности, поддержки, безоценочности. Для этого позитивно подкрепляются все идеи ребёнка; ошибки используются как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; создаётся климат взаимного доверия с непременной возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
У детей на столах всегда должны быть цветные карандаши или фломастеры, бумага для рисования, папки, куда складываются работы, пластилин, трафареты животных, растений, шаблоны геометрических фигур.
На занятиях используется повседневный опыт детей. Это позволяет ребёнку почувствовать: то, что с ним сейчас происходит, - это важно.
Необходимо выслушивать все ответы детей, даже если они неоднократно повторяются. Произнося одни и те же слова, дети на самом деле предъявляют себя. Для ребёнка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему. Они могут выражать гордость за то, что он тоже знает это.
Так как современные дети очень подвижные, активные, раскованные в поведении, импульсивные, встречаются гиперактивные, то во время занятий происходит частая смена деятельности: игры за столом сменяются подвижными играми, работа по аналогии – творческими, такое чередование исключает быструю утомляемость и истощаемость нервной системы, а также перегрузки.
Занятия проводятся во втором полугодии один раз в неделю по 90 минут, т.е. всего 30 занятий за десять недель. Считаю большее количество занятий нецелесообразным, т.к. если проводить занятия весь год и в большем объёме, то время пребывания в школе увеличивается ещё на один год.
Особое внимание уделяется домашнему заданию, в которое входят не только упражнения по аналогии, но и творческие, что позволяет наиболее полно реализовать потенциал ребёнка и приблизить его к школьным условиям.
ИГРОТЕКА
Игрушки: куклы, персонажи литературных
произведений, мебель, посуда, наборы мягких и
пластмассовых животных, технические игрушки и
т.д.
Настольные и настенные игры: кубики, разрезные
картинки, детское домино, различного вида лото,
фишки, трафареты, шаблоны.
Инвентарь для подвижных игр.
Принадлежности для строительных,
сюжетно–ролевых игр.
Пособия с описаниями и правилами игр.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1988
- Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство “Ось – 89”, 1998.
- Венгер Л.А. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Ярославль. Академия развития. 2000.
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Числа и цифры. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Ярославль. Академия развития. 2000.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / под редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Михалков С.В. Стихи. (любое издание)
- Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках.: (Для занятий с детьми 5-6 лет).- 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика. 1985
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Турган Е.О. А знаешь ли ты? (альбом с игровыми занятиями). М.: Малыш, 1986.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, Флокс, 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
1 |
б) счёт и порядковые числительные. |
Диагностика Л.А. Венгера “Комплекс методик готовности к школьному обучению” (индивидуально) |
|
1. Рисование по образцу квадратов. 2. Обвести картинки по точкам, назвать одним словом.
|
2
|
б) гласные звуки и буквы (а, о); В) Устанавливаем закономерность, способы расположения фигур; Г) сказка “Репка” |
Методика Н. Гуткиной “Домик” |
|
|
3 |
б) выделение гласных звуков в словах; в) чтение отрывков из книги Джанни Родари “Приключения Чипполино”; г) упражнения в различении цвета и размера фигур; формирование представления о символическом изображении вещей. |
Методика Керна-Йерасека “Ориентировочный тест школьной зрелости” |
|
1. Раскрасить предметы, в названиях
которых встречаются гласные звуки [а], [о].
|
4 |
б) согласные звуки; в) геометрические фигуры; |
Методика “Рисование по точкам” . |
|
1. Нарисовать справа кругов больше, чем
слева.
|
5 |
б) сказка “Теремок”; в) пространственные представления – “Заселяем теремок”; г) ищем звуки гласные и согласные в словах, обозначаем их буквами; д) упр. в нахождении отличительных признаков двух групп фигур, их сопоставление и сравнение. |
Методика изучения мотивации (по Н. Л. Белопольской) |
|
1. Раскрасьте только те рисунки, на
которых изображён только один предмет.
|
6 |
б) посуда (что где лежит); в) объединение предметов в множества по определённому признаку; г) закрепление понятий “первый, последний, сложение, вычитание”; д) сказка “Лиса и журавль” |
Методика “Узор” |
|
|
7 |
б) цифры и числа; в)расположение предметов по величине; г) закрепление представлений “выше-ниже, больше-меньше, длиннее-короче, легче-тяжелее”. |
Методика “Рисунок семьи” |
|
|
8 |
|
Методика Рене Жиля (для исследования межличностных отношений ребёнка) индивидуально. |
|
|
9 |
б) ознакомления с правилами перехода (переезда) перекрёстка, регулируемого светофором; в) изучение состава чисел (Примеров много – ответ один); г) закрепление понятия о делении слов на слоги. |
Методика Эльконина “Графический диктант” | 1. Как помочь детям с нарушениями в
общении? 2. Тренинговые упр. на снятие эмоционального напряжения. |
|
10 |
б) закрепление знаний состава чисел первого десятка; в) классификация фигур по цвету, форме, величине. |
Анкета для определения школьной мотивации |
|
Тренировать память, мышление, речь, мелкие мышцы рук; укреплять здоровье, закаляться. Помнить правила общения и пользоваться ими ежедневно. |