Цели:
- Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
- Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- Освоение содержания заповедей христианской морали.
Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по которым мы живем.
– Давайте начнем сегодняшний разговор о добре и зле в нашей жизни с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день.
(Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе).
– А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
– Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть?
(Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам).
Знакомство с Библией, Детской библией
– Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).
– Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства, Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?
– А вот “Детская библия” (показ книги). Она подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.
“Мудрый царь Соломон”.
“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
– Которая же из них была матерью? (Выслушать высказывания детей).
– Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.
Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни– Дома вы тоже написали коротенькие рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.
Прочитайте их.
Заслушиваются работы детей:
Новый год
(Иванов Кирилл)Все люди очень любят праздники. Я тоже их люблю, особенно Новый год. Однажды, когда я был еще маленьким, ко мне и моему брату приходил Дед Мороз. Он принес нам гостинцы, а мне подарили маленькую машинку, о которой я мечтал. Это был самый хороший Новый год.
***
(Дука Ирина)Была зима. Я жила с папой, мамой и братом в поселке Печенга. У меня дома не было никого из животных. Я с братом гуляла, когда мы увидели маму. У нее в руках было что-то беленькое. Это была маленькая киска. Мы назвали ее Ника. С тех пор она живет у нас, ей уже 3,5 года. Мы ее все очень любим и заботимся о ней, хотя она такая шалунья! Это самое счастливое событие в моей жизни!
Капля доброты
(Никифорова Наташа)Летом я гостила у бабушки в деревне. Однажды мы с подругой Катей пошли купаться на Сухону. На берегу сидели мальчишки и громко смеялись. Мы подошли и увидели, что они пытаются утопить котенка. Маленький пушистый комочек мяукал и дрожал от страха. Катя попросила мальчишек отдать нам котенка в обмен на спасательный жилет. Они согласились. Мы взяли котенка и отнесли бабушке. За лето он подрос и стал красивым пушистым котом. Ребята, не обижайте животных! Они такие беззащитные! Подарите им каплю своей доброты!
Мой добрый поступок
(Григорова Юля)Однажды я с папой пошла в сберкассу. Там было очень много народу. Люди стояли в очереди, чтобы получить деньги. Вдруг я увидела, что одна женщина, доставая кошелек, выронила бумажные деньги и не заметила этого. Я подошла, подняла их и отдала ей. Она очень удивилась и поблагодарила меня. Потом я несколько раз встречала ее в поселке, и она помнила мой добрый поступок.
Добрый доктор
(Павлов Вадим)На Севере дети часто болеют. У нас в поселке есть детский доктор. Ее зовут Тамара Васильевна. Она лечит детей от многих болезней. Я тоже был ее пациентом. Врач вылечила меня не только лекарством, но и своими добрыми словами. Вот как здорово, что есть такие добрые врачи!
***
(Формова Кристя)Когда я была маленькая, я увидела у соседей кошку, которая поймала птичку. Я кинула палку в кошку. Кошка выпустила птичку, а я спасла жизнь воробью.
***
(Логвин Ваня)В моей школьной жизни случилось нечто ужасное. На продленке украли полдник. Нам было неприятно. Мы все остались голодные, и я не хотел бы, чтобы это произошло опять.
Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями
– Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.
Нравственные законы |
Разъяснение |
– почитай отца твоего и матерь твою – не убей – не укради – не произноси ложного свидетельства на своего друга |
– жизнь человеческая неприкосновенна; эта
заповедь оберегает жизнь любого человека – мы обязаны уважать своих родителей – никто не имеет право брать то, что принадлежит другому – люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе |
Знакомство с “добрыми” и “злыми” рисунками детей
(Рисунки открываются поочередно, выслушиваются комментарии учащихся).
Учитель делает “качественный” анализ рисунков и анализ их “количественного” состава:
– “Добрых” рисунков оказалось гораздо больше, чем “злых”. (Это показатель психологического здоровья класса). Содержанием “добрых” рисунков является нечто “красивое”: мама, любимые животные, надежный друг, цветы, появление на свет малыша и т.д. Содержанием “злого” рисунка явился волк-хищник, хитрый убийца.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
Вывод. Итог
– А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни?
(Выслушать ответы детей. При затруднении предложить разрешить ситуацию:
– Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?)
Сформулировать вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека.
Материал для учителя
Человеческое общество может существовать лишь до тех пор, пока оно подчиняется общепринятым законам или правилам и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному произволу. Проблемы и разногласия в обществе неизбежны, и для того, чтобы предохранить его от распада, должны соблюдаться определенные ограничения и правила. Общество формирует эталон (образец), позволяющий судить о добродетелях (добре) и пороках (зле), о созидании и разрушении, о хороших и дурных поступках. Любое сообщество людей жизнеспособно лишь потому, что в нем в большей или меньшей степени достигнуто согласие подчиняться единым законам (правилам).
Литература
- Детская Библия.
- “Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.
- Введение в христианскую этику. Часть 1. Становление нравственной личности. Триада. Москва. 1997.