Цели:
- Сформировать представление об информации как одного из трех составляющих, основополагающих понятий науки — вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
- Сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- Углубить общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
- Осветить правовые аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программные продукты, уголовного наказания за создание вредоносных программ, несанкционированного доступа к компьютеру.
- Рассмотреть меры борьбы с компьютерными преступлениями.
Задачи:
- Воспитательная — развить познавательный интерес, заложить основы правового воспитания и информационной культуры учащихся.
- Учебная — изучить основные правовые аспекты работы с информацией.
- Развивающая — развивать чувство ответственности за свои поступки.
- Познавательная — расширить правовой и информационный кругозор учащихся.
Подготовительный этап работы.
Заранее подготовить с учащимися сообщения по теме семинара. Помочь им найти материал и отобрать его для своего выступления, подсказать адреса в Интернете, где можно найти материал для выступлений. Проверить презентации по теме урока. Темы презентаций:
- Что такое информация?
- Компьютерная преступность.
- Меры борьбы с компьютерной преступностью.
- Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернете.
На уроках обществознания повторить правила составления схемы и таблицы, а на уроках информатики рассмотреть правила кодирования информации, криптографии, правила составления тезисов и презентаций.
Ход урока
1. Тема нашего урока: «Правовые аспекты работы с информацией».
Чтобы лучше разобраться с этой темой, давайте вспомним, что мы понимаем под информацией.
Презентация 1: «Что такое информация?»
Вывод:
Любая информация - это собственность.
2. Что такое право собственности и ее защита?
Работа с документами. Четыре группы знакомятся с официальными документами:
- УК РФ, сборник приказов
- Конституция
- Учебник "Право 10 класс"
Итогом работы будут:
- Выводы группа 1
- Таблица группа 2
- Схема группа 3
Результат работы 2 группы (могут быть и другие варианты)
Выводы сделаны в форме презентации
Вывод:
Любая собственность охраняется законом.
Итак,
Любая информация - это собственность. Любая собственность охраняется законом.
Мы много раз видели сообщения о защите авторских прав на тех или иных носителях информации. (Показать) Читали об этом, слышали, но теперь посмотрим на это с правовой точки зрения.
Мы предлагаем вам ряд законов по охране авторских прав в области информации.
Ваша задача прочитать текст законов, проанализировать их и сделать обобщающие выводы. Возможно, тезисные выводы на экран компьютера или распечатать.
Несмотря на то, что закон так хорошо защищает авторские права, в современном мире продолжаются компьютерные преступления.
Итак, посмотрим презентации:
- Компьютерные преступления
- Меры предупреждения компьютерной преступности
- Опасности в Интернете и меры борьбы с ними
Итоги урока
Oдна из форм защиты информации это кодирование информации и криптография. Проверим, как вы подготовили свою информацию к защите.
Д/з: найти материал по истории развития вычислительной техники и приготовить сообщения по этой теме.