Цели урока:
- познакомить с музыкой, вызывающей в нашем воображении разные картины природы;
- развивать творческое воображение.
Оборудование: компьютер, проектор для компьютера, экран, компьютерные программы: «Музыкальный класс» - компании New Media Generation , «Шедевры русской живописи» - "Кирилл и Мефодий", «Энциклопедия классической музыки» - компания «Новый диск», «Электронное периодическое издание Федерации Интернет Образования «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01», «Караоке по-русски 2002 "Песни на любой вкус"».
Музыкальный материал: К. Дебюсси. «Лунный свет», И. Штраус. «Сказки Венского леса».
Изобразительный материал: П. Кончаловский. «Сирень», И. Шишкин. «Сосны», И. Левитан. «Березовая роща», А. Куинджи. «Ночь на Днепре», Снейдерс. «Птичий концерт», Мангазеев Б.В., Мангазеева Г.Г. Презентация «Птичий концерт», декоративные композиции учащихся творческой мастерской «Кружевоплетение» - www.chestnaya-olga.narod.ru
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учащиеся входят под песню «Чему учат в школе». (Диск «Караоке»).
- Здравствуйте, дети.
- Начнем мы с вами занятие с небольшой разминки.
(Работаем с диском «Музыкальный класс» (рисунок 1).
рисунок 1
Примечание: «Музыкальный класс» - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.
Курс «Теория музыки» поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты - нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие.
Игра «Крестики-нолики» самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы.
«Музыкальные кубики» позволят собрать мелодию, а «Музыкальный диктант» поможет проверить свой музыкальный слух и память. Если хочется спеть, лучше помощника, чем «Караоке» не бывает, выбрав из списка песню, можно спеть её всем классом.
Приложение «История музыкальных инструментов» поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание.
«Компьютерное фортепиано» даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры).
С помощью «Киберсинтезатора» можно создать свою собственную композицию в стиле «Рок», «Техно», «Рок-н-ролл», «Кантри» и «Латинос».
- Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики». Эта игра позволяет вспомнить музыкальные термины, музыкальные понятия, названия инструментов, ноты.
|
На экране компьютера (рисунок 1а) показаны различные музыкальные инструменты. Если учащийся правильно называет инструмент, поле под этим инструментом становится зеленым, а если неправильно, то красным. Задача ребенка обыграть компьютер, открыв три зеленых поля по горизонтали, вертикали или диагонали. |
|
На экране компьютера (рисунок 1б) появляются новые картинки. Только правильно определив и показав, что такое «квартет», «соло», «пауза с точкой» или «басовый ключ», можно обыграть компьютер. |
|
Задание компьютера (рисунок 1в) можно выполнить, если без ошибок показать расположение нот и правильно их назвать. |
II. Объяснение нового материала.
- Мы переходим к теме нашего урока: «Картины природы в музыке и изобразительном искусстве».
Вы уже знаете, что музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы. На предыдущих уроках мы с вами слушали музыку, которая в нашем воображении, нашим внутренним зрением рисовала портреты, богатырские образы.
- Музыку какого композитора мы слушали на
прошлом уроке?
- Мы слушали «Богатырскую симфонию» Александра
Порфирьевича Бородина.
- Какими вы представили себе героев этой
симфонии?
- В музыке Бородина ощущаются люди сильные,
могучие, люди-богатыри.
- И с какой известной картиной мы связали эту
музыку?
- С картиной В. М. Васнецова «Богатыри».
- Правильно, вы видите, как разные виды искусства -
музыка и живопись по-своему и независимо друг от
друга воплотили одно и то же жизненное
содержание. Звучание музыки нередко создаёт в
нашем воображении и различные картины природы.
Искусство и природа вообще неотделимы друг от
друга. Художник, композитор, поэт часто воспевают
природу, видя в ней прекрасный образец для своего
творчества. Сегодня мы послушаем с вами музыку
французского композитора Клода Дебюсси.
Примечание: Показываю фото и коротко рассказываю детям биографию композитора. Используется диск «Энциклопедия классической музыки» - здесь собраны 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний.
- Название произведения я не буду говорить, попробуйте сами догадаться. Пока вы будете слушать фрагмент этого произведения (звучит «Лунный свет» К. Дебюсси), я покажу вам несколько картин (рисунок 2). (На экране компьютера картины: П. Кончаловский. «Сирень», И. Шишкин. «Сосны», И. Левитан. «Березовая роща», А. Куинджи. «Ночь на Днепре»).
рисунок 2
- Определите, какой картине соответствует эта музыка? Как бы вы назвали эти картины? Какое название вы дали бы прослушанному произведению? Ответы детей.
- Молодцы, вы правильно определили. Клод Дебюсси назвал свое произведение «Лунный свет», Архип Куинджи дал название своей картине «Ночь на Днепре». Послушаем рассказ о картине
А. Куинджи. (Используется диск «Шедевры русской живописи». Эта программа представляет собой мультимедийный альбом, в котором представлены рассказы о 33 выдающихся художниках России и их произведениях).
- Но изобразительное искусство - это не только живопись. Это и скульптура и художественные композиции. Посмотрите на эти композиции - это тоже изобразительное искусство. (Показываю композиции, сделанные учащимися творческой мастерской «Кружевоплетение», руководителем которой я также являюсь. Познакомиться с этими композициями вы сможете, посетив сайт: www.chestnaya-olga.narod.ru ).
- Каждая из представленных композиций характеризует определенную картину природы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Например, глядя на композицию «Осень», вспоминается произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь». А, глядя на композицию «Чудо-дерево времён», в памяти всплывает цикл «Времена года» А. Вивальди.
- Послушайте стихи, которые родились у Е. С. Работкиной, глядя на композицию «Чудо-дерево времён» (рисунок 3).
|
Чудо-дерево времен Рассмотри со всех сторон: У подножья Новый год, Веселится весь народ! Перелески там и тут Нас весной порадуют. Лето красное придет, Поле маков зацветет. Ярок осени наряд, Листья золотом горят. А волшебница зима - Приукрасит все сама. Радость в каждый дом войдет Славный праздник - Новый год! |
III. Творческое задание.
- Сейчас будет звучать музыка, название этого произведения я вам также не буду говорить. Представьте, что вы художники, какую картину нарисовали бы вы, проникнувшись настроением этой музыки, (Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса», на экране компьютера портрет И. Штрауса. Потом показываю несколько разнохарактерных картин. Настоящим кладом для музыкантов можно считать программу «Шедевры музыки». Лекции по темам «Средневековье», «Возрождение», «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Импрессионизм», «Экспрессионизм», «Модернизм» и «Авангардизм» насыщены фотографиями, иллюстрациями и музыкальными произведениями).
- Вы правильно определили. Может быть, художник Снейдерс написал свою картину «Птичий концерт» (рисунок 4) под воздействием музыки И. Штрауса «Сказки Венского леса».
рисунок 4
- И. Штраус очень точно проиллюстрировал с помощью музыкальных инструментов голоса птиц. Давайте послушаем голоса птиц, которые изобразил И. Штраус в своем произведении.
Примечание: Показываю презентацию «Птичий концерт». Диск «Электронное периодическое издание «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01 - Мангазеев Б.В., Мангазеева Г.Г. «Информационные технологии как средство интеграции школьных предметов». В презентации звучит пение соловья, синицы, зяблика, кукование кукушки, стук дятла и звуки других птиц. Демонстрируются на экране изображения птиц.
IV. А теперь мы вернемся в наш «Музыкальный класс».
- Послушаем, что споют нам наши птички? Во время звучания мелодии птички-нотки сидят на стилизованном нотном стане (рисунок 5). Дети слушают, повторяют и запоминают звучащую мелодию.
рисунок 5
По окончании мелодии птички перелетают на антенну дома (рисунок 5а).
рисунок 5а
Задача ученика расположить птичек по своим первоначальным местам, итог прослушивается. Ошибки исправляются классом. Слушаем следующие мелодии, и несколько учеников работают над музыкальным диктантом.
V. Пение песни «Вместе весело шагать по просторам».
- В завершении нашего урока мы споем с вами песню «Вместе весело шагать по просторам». Обратите внимание на экран компьютера, какие красивые картины природы демонстрируются во время появления слов этой песни.
(Работаем с диском «Караоке», на экране компьютера слова песни на фоне разнообразных пейзажей).
VI. Подведение итогов.
- А сейчас, ребята мы подведем итоги. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Музыка может изображать картины природы.
- Мы познакомились с композитором К. Дебюсси и
услышали его произведение «Лунный свет».
- Познакомились с художником А. Куинджи и его
картиной «Ночь на Днепре».
- Посмотрели работы известных художников И.
Шишкина, И. Левитана.
- Изобразительное искусство - это не только
живопись и скульптура, но и художественные
композиции. Познакомились с несколькими
композициями, которые сделаны учащимися
творческой мастерской «Кружевоплетение» нашего
лицея.
- Услышали голоса птиц и изображение их в
музыкальном произведении И. Штрауса «Сказки
Венского леса».
- Правильно, вы сегодня убедились, что звучание музыки вызывает в нашем представлении различные картины природы. Музыка помогает ярко выразить и раскрыть содержание картины. Изобразительное искусство и музыка взаимодополняют друг друга. Искусство и природа неотделимы друг от друга.
- Вы хорошо сегодня поработали. (Выставляю
оценки).
- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания!
Примечание: При составлении компьютерной версии открытого урока использовались программы: Adobe Photoshop - для обработки репродукций картин; WinOnCD 6 - для форматирования музыкальных отрывков из формата cda в формат mp3; PowerPoint - для создания презентации.