Объяснительная записка
Исследования когнитивной психологии показали, что любой ребенок обладает индивидуально-своеобразными способами изучения реальности, которые принято называть познавательными стилями. Индивидуальные познавательные стили ученика проявляются в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее, как и какие решения он принимает в сложных ситуациях, а также в его познавательном отношении к окружающему миру. Становится очевидной необходимость индивидуализации интеллектуального развития учащихся, которая обеспечивает каждому ребенку индивидуализированную педагогическую поддержку с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное развитие исключает скрытую форму интеллектуального насилия – это касается и традиционного содержания образования в виде системы "готовых истин", и традиционных критериев успешности обучения в виде ЗУНов, и традиционного распределения познавательных ролей (учитель - в качестве ведущего впереди, ребенок - в качестве ведомого сзади) и т.д. Индивидуализация интеллектуального развития в процессе обучения предполагает учет своеобразия умственного опыта конкретного ученика, его познавательных стилей и, соответственно, требует осуществить работу в следующих направлениях:
- Создание условий для актуализации умственного опыта, познавательных стилей ребенка.
- Создание условий для усложнения и наращивания индивидуального умственного опыта ребенка в максимально возможном диапазоне, обогащения стилевых характеристик его интеллектуального поведения за счет:
- освоения полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения;
- мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований проблемной ситуации);
- взаимодействия разных познавательных стилей.
Проблема интеллектуального развития детей в условиях лицейского образования имеет свои специфические особенности. Если рассматривать образовательный процесс в начальной школе Лицея естественных наук, можно отметить наличие следующих основных противоречий:
- необходимость полноценного раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка и отсутствие у него механизмов и способов самопознания и сформированного способа познавательного поведения;
- стремление педагогов, работающих с детьми в начальной школе, оказать помощь и педагогическую поддержку их интеллектуальному развитию и отсутствие путей и средств осуществления этого на уроке.
Из данных противоречий вытекает следующая проблема: Каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников в условиях лицейского образования?
Возникает необходимость в разработке программы деятельности педагогического коллектива начальной школы лицея.
Цель программы: разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников в условиях лицея.
Объектом исследования соответственно этому является образовательный процесс в начальной школе лицея, а предметом исследования - индивидуальный стиль познавательной деятельности младшего школьника.
Рабочая гипотеза в организации нашей деятельности: обучение в начальной школе может оказать существенное влияние на интеллектуальное развитие младших школьников, если будет успешно функционировать система работы по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности (ИСПД) учащихся на основе педагогической поддержки.
Иными словами, формирование у каждого ученика ИСПД создает предпосылки для трансформации усваиваемых знаний в "личностное знание" (М. Полани), которое, по сути дела, и есть основа интеллектуального творчества. С этой точки зрения, задача развития стилевых свойств интеллекта учащихся в полной мере соответствует идеологии "продуктивного обучения".
Реализация программы рассчитана на 5 лет и предполагает следующие этапы:
I этап – организационный (2003–2004 учебный год).
Задача: изучить теоретические материалы и разработать стратегию и тактику КЦП по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников в образовательном процессе Лицея естественных наук.
I этап реализуется по разделам (смотри Приложение 1):
- Организация работы с педагогами и совместная работа с психологом Лицея естественных наук;
- Организация работы с учащимися;
- Организация работы с родителями;
- Контроль руководителя кафедры начальных классов ЛЕН.
II этап – основной (2004-2006 учебные годы).
Задача: обеспечить условия, способствующие включению всех участников образовательного процесса в деятельность по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников Лицея на основе применения технологий индивидуализации обучения.
III этап – итоговый (2006-2007 учебный год).
Задача: обобщить опыт педагогов по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников Лицея.
IV этап – резервный, коррекционный (2007-2008 учебный год).
Задача: создать условия для реализации и закрепления накопленного опыта по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников Лицея.
Прогнозируемый результат
- Выявить индивидуальные познавательные стили каждого ученика и педагога, составить карты познавательных стилей классов. Определить группы риска, разработать и применить методы включения учащихся с разными познавательными стилями в образовательный процесс.
- Оказать учащимся помощь в осознании “сильных” и “слабых” сторон субъективных познавательных средств.
- Повысить эффективность познавательной деятельности учащихся за счет расширения арсенала способов познания, что позволит ученикам выработать индивидуальные механизмы познавательной активности при переходе в основную школу и послужит базой для формирования исследовательских умений лицеистов.
- Вооружить педагогов приемами работы с учащимися разных познавательных стилей, формами оказания индивидуализированной помощи школьникам в развитии их интеллектуальных возможностей.