Урок на тему: "Строение и функции зрительного анализатора"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения,
  • продолжить развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать.

Оборудование: таблица “Зрительный анализатор”, видеоматериал, разборная модель глаза, зеркало, слайды, репродукции картин: Федора Рокотова, Леонардо да Винчи “Джоконда”, “Портрет Чечилии Галлерани”, “Портрет Струйской”, В. Боровиковского “Портрет Марии Лопуховой”, Пинтуриккьо “Портрет мальчика”

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Изучение нового материала

Вопросы:

1). Что означает слово анализатор?

2). Что такое анализатор?

3). Из каких звеньев состоит анализатор?

К совсем иному я влекусь не без опаски, тревожит сердце мне, волнует и гнетет. Не что иное, как только ваши глазки.

Вопрос: С каким анализатором мы сегодня познакомимся?

1. Значение органа зрения

Вопрос: Какую роль играет зрительный анализатор?

Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.

Я выхожу на улицу, вижу солнце или тучи. Зеленые верхушки деревьев или снег, я вижу лужи или дымящийся от жары асфальт.

Рембрандт, Пикассо... “Это надо видеть, - говорим мы друг другу. И это на самом деле надо видеть...

“Посмотри мне в глаза” (вряд ли кто из нас вспоминает в эти минуты слова Гюго о том, что глаза зеркало души), мы знаем, именно в них можно увидеть правду или ложь, самое высокое чувство или самое низкое....

У Максимилиана Волошина есть очень точные строчки:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

2) Строение зрительного анализатора.

Работа с учебником стр. 73.

Вопросы:

1) Как устроен анализатор?

2) Что относится к вспомогательному анализатору?

а) Давайте выясним роль вспомогательного аппарата?

Вопрос: Какую роль выполняют ресницы, брови?

Задание №1. Определить функцию глазных мышц. Проследить за движением карандаша. Карандаш передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, вправо, влево, круговое движение.

Вопрос: Сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко?

Задание2. Определить, какую функцию выполняют веки. Испытуемому предлагается мигнуть.

Интересно! Человек делает от 2-5 мигательных движений в минуту, за 16 часов бодрствования 4800 раз. Мигание продолжается 0,4 секунды. Слезные железы своеобразная “фабрика слез” открывается под верхним веком 10-12 протоками. В сутки выделяется 1г. слез. Слезы состоят из 90 воды и 1г. соли. По двум каналам попадает в носовую полость. В 1909г ученый Лащенков открыл в слезной жидкости - лизоцим, способный убивать микробов.

Книга рекорда Гиннеса

(Втягивается молоко через носовую полость, а удаляется через слезный проток из глаза). Внутренняя оболочка век покрыта слизистой оболочкой - коньюктивой.

Задание № 3

Работа с зеркалом

Оттянуть нижнее веко. Определить цвет коньюктивы.

Рассказ о воспалении коньюктив.

Строение глазного яблока.

Вопросы:

1). Где расположено глазное яблоко?

2). Установите, отростки каких костей участвуют в образовании глазниц.

3). Какова роль глазниц?

4). Какова форма глаза?

Диаметр глазного яблока у взрослых составляет 24 мм, у новорожденных 16 мм. Глазное яблоко состоит из трех оболочек наружной, средней, внутренней.

Работа с учебником стр. 74-75.

Вопрос: Как называется наружная оболочка?

Белочная или склера - плотная, непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1 мм.

Склера переходит в прозрачную роговицу.

Задание № 4. Какую форму имеет роговица?

Испытуемого просят смотреть прямо перед собой. Экспериментатор рассматривает лицо в профиль.

Вопросы:

1) Как называется средняя оболочка?

2) Почему она получила такое название?

3) В какую оболочку переходит сосудистая в передней части?

Ткань радужной оболочки содержат особое красящее вещество - меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной пигментацией кожи и волос. Зрение у таких людей понижено. В центре радужки имеется круглое отверстие - зрачок.

Задание № 5. Обнаружить сужение и расширение зрачка.

1) Рассмотрите свои глаза в зеркале и отметьте величину зрачка.

2) Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте в зеркало за изменением величины зрачков. Вокруг зрачка расположены гладкие мышцы. Они незаметно для нас работают при ярком свете, мышцы сужают зрачок, в темноте сокращаются мышцы и зрачок расширяется.

Вопросы:

1) Что находится за зрачком?

2) Какую форму имеет хрусталик?

За зрачком находится двояковыпуклый хрусталик - это прозрачное эластичное образование. Он может менять рефлекторно свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на сетчатке. Внутренняя оболочка глаза - сетчатка 0,2 - 0,3 мм.

Просмотр видеофильма

Ответить на вопросы

1) Чем является сетчатка?

2) Что расположено в сетчатке?

3) Какой витамин входит в состав пигмента?

4) Что обеспечивают палочки?

5) Какое заболевание возникает при недостатке витамина А?

6) Какова роль колбочек?

7) Как происходит восприятие зрительных раздражений?

В сетчатой оболочке примерно 125 млн палочек и 6 млн колбочек. Главная масса колбочек сосредоточена в центральной области сетчатки - желтом пятне. В 1 мм желтого пятна находится от 1300 - 1400 колбочек, но по мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки.

Вопрос: Как вы думаете, почему колбочек в 16 раз меньше, чем палочек?

Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов - слепое пятно. В сетчатке одного глаза разветвляется примерно 1 млн волокон зрительного нерва. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Интересно! Профессионалы текстильщики различают до 100 оттенков черного цвета.

Опытный шлифовальщик способен увидеть просвет в 0,5 микрона. Человек может различать цвета до 130 оттенков спектра. В комическом полете глаз может воспринять даже отдельные ядерные частицы, которые вызывают вспышки фосфены.

3. Оптическая система глаза

Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служит для проведения и фокусирования световых лучей.

Вопросы:

1) На какой оболочке фокусируются лучи?

2) Что происходит в рецепторах сетчатки?

3) Как передаются нервные импульсы?

4) Куда передаются нервные импульсы?

Глаза много могут рассказать о человеке.

Герой романа И. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров учился на медицинском факультете университета и считал, что во взгляде нет никакой тайны или романтики. Он говорил только об анатомии глаза, а все остальное называл чепухой. И напрасно. Он, конечно, был не прав.

С Евгением Базаровым через годы спорит ленинградский поэт Александр Кушнер

Люблю глаза твои с лиловой синевой.
И впрямь фиалковый, оттенок их так редок.
Хоть это, может быть, просвечивает слой клеток.
Но боль, которую внушают мне они,
И память, связанную с морем и брезентом,
Не снимешь знанием, доступным в наши дни,
И суть страдания не объяснишь пигментом.

Л. Толстой так писал о глазах своей героини Марии Болконской: "Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет, внутри так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которой она жила до сих пор, выступила наружу".

Лицо молодой женщины писатель сравнивает с красотой, которая неожиданно выступает на стенках резного фонаря.

Давайте посмотрим несколько репродукций с картин знаменитых художников.

Леонардо да Винчи. Джоконда. Вот уже пять веков, как со стен в знаменитом французском музее Франции Лувре смотрит на людей знаменитая Монна Лиза по фамилии Джоконда. Кажется, ее взгляд говорит о том, что она о людях, их страстях знает все. Искусствоведы говорят даже, что это не зрители рассматривают ее, а она всякий раз внимательно вглядывается в лица зрителей всех национальностей, всех возрастов, разных эпох.

Леонардо да Винчи. Портрет Чечилии Галлерани. Это молодая дама происходила из знатной семьи. Была образованной, знала несколько языков, была знакома с современной литературой и искусством. Но она была резкой в суждениях. Ее глаза остры, саркастичны. Ее глаза в точности повторяют глаза хищного зверька, который уютно примостился на руках женщины. Художник тем самым подчеркнул сходство Чечилией Галлерани с горностаем. К такой не подходи!

Пинтуриккьо. Портрет мальчика. XV век. Италия. Золотая эпоха Возрождения, когда культура в центр мира поставила человека. До этого героями считались императоры, военноначальники и верховная знать. А здесь в центре мальчик - подросток. Его глаза и напряжены и спокойны одновременно. В них живой интерес к миру и некая грусть по поводу того, что этот мир не совсем совершенный.

Знаменитый портрет русского художника Владимира Боровиковского Марии Лопухиной. Она была совсем молода, когда он написал этот портрет. Она, одетая в утреннее платье светлых оттенков, стоит, облокотившись на столик. Рядом с ней, справа, букет засыхающих роз. Художник не мог знать, что дни этой молодой женщины сочтены, но он сумел заметить грусть в ее молодых глазах. Полвека спустя этот портрет увидел другой человек - поэт Яков Полонский, посмотрел на Марию Лопухну и влюбился, посвятив ей эти строки стихов.

Она давно прошла.
И нет уже тех глаз,
Что молча выражали
Страданье - тень любви

И мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела.

И долго будет этот взгляд
И эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать
Уча его любить, страдать, молчать, прощать.

И еще один портрет кисти русского художника Федора Рокотова. Портрет некой Струйской.

Пусть говорят стихи.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С картины Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза. Как два тумана,
Полу - улыбка, полу - плач,
Ее глаза как два обмана,
Сокрытых мглою неудач.

Когда потемки наступают
И начинается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза

Любите живопись, поэты.
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Наверное, для становления человека, его духовного взросления важнее именно такой взгляд человека. Взгляд, который пытается через выражение глаз угадать судьбу человека, понять его душевный настрой. (Еще раз прочитать третье четверостишье). Мы всегда с вами скажем она, или он смотрел на меня. Но только один из миллионов нашел редкостно точные слова глаза “мерцают”.

4. Рефракция глаза

а) Нормальное зрение.

б) Врожденные и приобретенные недостатки зрения.

1. Дальнозоркость.

Вопросы:

1) Как вы понимаете слово дальнозоркость?

2) Что происходит с глазным яблоком при дальнозоркости?

3) Где преломляются солнечные лучи?

4) Какие выписывают очки при дальнозоркости?

2. Близорукость.

Вопросы:

1) Какую форму имеет глазное яблоко у близоруких?

2) Где происходит преломление солнечных лучей?

3) Какие очки выписывают при близорукости?

Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.

5. Доклад “История открытия очков”.

6. Гигиена глаза

Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы сохранить зрение?

а) освещение

б) чтение в транспорте

в) соблюдать определенную позу при чтении

г) инфекционные заболевания

7. Статистические данные по классу.

8. Система улучшения зрения по П. Брег (Доклад + практическая часть)

9. Закрепление.

1. Задача Невидимка.

Р. Уэллс. Описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?

2. Первый вариант кроссворд “Орган зрения”. Второй вариант. Биологический лабиринт. “Зрительный анализатор” (Взаимопроверка).

10. Итог урока.

С чем мы познакомились? Что нового вы узнали?

Что больше всего понравилось?

Выразите свое отношение к уроку одним из этих лиц.

11. 3аключительное слово.

Наша жизнь при всех ее радостях очень трудна, наш мир действительно очень сложно устроен - все это вкупе и без нашего на то участия постоянно доставляет нашему организму немало хлопот. Когда же к этому же прибавляется “авось”. Существует библейское выражение “время разбрасывать камни, время собирать камни”. Другими словами разрушать и воссоздать. Первое в отношении здоровья нетрудно, а второе почти невозможно.

Всякая реконструкция за редким исключением заведомо хуже полного оригинала. Так не будем разбрасывать камни. Существует много пословиц.

“Береги глаз, как зеницу ока”, “Свой глаз лучше родного брата”, “Лучше много видеть, чем много жить”, “Вкус пищи узнают с солью, вкус мира - глазами”, “От глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет”.

12.  Дома

Стр. 73-75, р.т 43, 45. Доклады “Влияние сотовых телефонов на орган слуха”, “Гигиена органа слуха”