Введение
Национально-региональный компонент (РНК) – часть государственного образовательного стандарта. Это норма, требования, правила, принятые в преподавании многих предметов в регионе и обязательные для выполнения каждым учебным заведением в Мурманской области. Цель РНК – воспитание у учащихся бережного отношения к природе, любви к родному краю, знакомство с историей и бытом народов, проживающих на территории Мурманской области.
В период гуманизации и демократизации образования уроки трудового обучения, изобразительного искусства, истории, природоведения в начальной школе нацелены не только на выработку у детей определённых умений, но и на развитие творческого начала, формирование эстетической культуры путём развития исторической памяти, интереса и любви к искусству и природе родного края.
Основным источником народной эстетики служит красота родной земли, которая воспитывает в людях поэтическое восприятие мира, делает из них художников.
Необычна природа Заполярья – это сплошные чудеса: полярная ночь и полярный день, северное сияние – “пожар” среди зимней стужи и снегопад в летнюю пору, столетние берёзовые рощи высотой не более полуметра и огромные “плантации” ягод, Кольский залив с блестящей водной гладью среди заснеженных сопок и корабли… Белая бескрайняя тундра, мчащаяся вдаль оленья упряжка и заходящее солнце… А главное – люди, живущие среди этих чудес, их руки, которые воплощают образы родной природы в предметы быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей.
Источником народной мудрости и красоты является искусство народов коми, саами, поморов. Кольская земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, которые дошли до нас из глубины веков. Эти произведения и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.
На уроках трудового обучения, изобразительного искусства, истории дети узнают, что коренными жителями Кольского полуострова являются саамы – самобытный народ, имеющий древнюю культуру. Саамские сказки дают им представление об условиях жизни, быта, культуре этого народа, пробуждают желание прикоснуться к произведениям древнего искусства, попытаться самим выполнить изделия из оленьего меха, украсить их вышивкой бисером.
С XII века по соседству с саамами и в дружбе с ними живут поморы – русские переселенцы из северных областей России. На уроках труда дети с интересом изучают народное искусство поморов, делают кукол-закруток <Рисунок 6>, знакомятся с костюмом поморов, любуются лепными птицами и изделиями из бересты.
В XIX веке на Кольский полуостров с Печоры пришли пастухи коми и ненцы. Они тоже стали жить рядом с поморами и саамами и принесли в быт много нового: постройку чумов, новый вид одежды из оленьего меха…Культура этого народа тоже интересна и необычна. Об этом говорит народное творчество коми. Игры, песни, пословицы и поговорки просты и красивы, что привлекает детское внимание.
В настоящее время существует много программ по предметам. Несмотря на то, что они имеют свои особенности, в каждую может быть включён национально-региональный компонент.
В школе № 57 г. Мурманска три года проходил эксперимент по включению РНК в русский язык основной школы. Мы получили замечательные результаты: уровень знаний учащихся значительно повысился: за счёт региональной лексики расширился словарный запас, учащиеся познакомились с историей и языковой культурой края, обучились навыкам исследовательской работы, повысился интерес к предмету.
Перед учителями начальных классов ставились следующие задачи: обогатить словарный запас школьников за счёт местного языкового материала, расширить знания учащихся об истории, культуре и природе Кольского Севера. С 1996 года в этой школе РНК введён в содержание всех предметов.
Введение РНК в курс начальной школы - дело актуальное, интересное, как для учителей, так и для учащихся.
Основная частьВосемнадцать лет я работаю в Краснощельской средней школе. Много лет изучаю историю родного края, культуру и быт народов, проживающих на этой территории. Пять лет работала по теме “Развитие творческих способностей учащихся через введение регионального компонента в уроки изобразительного искусства, трудового обучения, истории, природоведения”. Считаю эту работу интересной и познавательной.
Сначала я стала вводить РНК на уроках изобразительного искусства. Рассказав учащимся о быте поморов, повела их на экскурсию в сельский музей. Там они увидели предметы быта наших односельчан, нашли сходство в жизни народов коми, поморов и саами. А потом на уроках началось творчество учащихся. Мы рисовали внутреннее убранство избы. На следующих уроках, познакомившись с народными костюмами поморов и коми, учащиеся учились рисовать человека в народном костюме. Дети делали свой выбор в пользу того или иного костюма. Затем изображение человека вырезалось и помещалось ребятами в “интерьер” нарисованной избы. Позднее, познакомившись с декоративно-прикладным искусством, дети нашли много общего в росписи поморов и народа коми. После посещения в музее выставки плакатов с изображением деревянных досок с ижемскими росписями, на уроках ребята украшали свои деревянные доски понравившимися элементами ижемской и терской декоративной росписи. Позже расписные доски учащихся побывали на выставке в районном центре – селе Ловозеро.
Сходив осенью на экскурсию на берег реки Поной, ребята нарисовали много красивых пейзажей: “Поной осенью”, “Золотой дождь”, “Осенний пруд”… Побывав на Празднике Севера, Празднике Солнца – нарисовали тематические рисунки – самые лучшие побывали на выставках в с.Ловозеро, некоторые были подарены Центру детского творчества г. Сыктывкар.<Рисунок 3>
Познакомившись на уроке чтения с творчеством кольских поэтов А. Бажанова, О. Вороновой, изготовили рукописные книги. В процессе работы ребята побывали в роли редакторов и иллюстраторов своих книг, закрепили составные части книги. Работы получились разными и по внешнему виду, и по содержанию, так как каждый ребёнок подошёл к работе творчески.
Я учу детей подмечать в природе каждую мелочь, например: как падают листья, как взлетают птицы, где и как растёт гриб, чтобы потом они смогли это нарисовать. Занимаясь проблемой РНК, пришла к выводу, что дети на Кольском полуострове должны учиться рисовать по региональной программе, причём должна быть разница в обучении детей в сельской и городской школах. Я пыталась создать авторскую программу, но мне не хватило умений и времени довести эту работу до конца, однако я проконсультировалась в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и намерена завершить её.
Уже несколько лет учащиеся нашей школы участвуют в районных, областных и всероссийских конкурсах рисунка, например: “Моя семья”, “Мир на планете Земля”…Работы наших ребят отмечены благодарственными письмами и даже дипломом. И не случайно: ведь красота нашего удивительного края и полученные краеведческие знания побуждают детей к творчеству. <Рисунок 1>,<Рисунок 2>.
Постепенно в процессе работы я пришла к мысли, что РНК можно вводить во все предметы начальной школы, поэтому появился такой урок по природоведению, как “Водоёмы нашего края”, основанный на знании своей родной реки. Во 2 классе урок по теме “Красная книга” провела как киноурок, используя видеофильм И. Вдовина “Понойская депрессия” о гнездящихся у нас птицах: соколе-сапсане и орлане-белохвосте. Кстати, на киноуроке мы закрепили знания о Поное, которые получили ранее. Часто на уроках природоведения мы ходим на сезонные экскурсии в природу. Мы приносим красивые листья, необычные веточки, затейливые сучки деревьев, которые потом используем на уроках трудового обучения, превращая листья в красивые аппликации, составляя сухие букеты из листьев и веточек, а затейливые сучки продолжают свою жизнь в изображениях диковинных птиц и животных – поделках из дерева. Эти работы тоже побывали на выставке в с. Ловозеро, в сельском музее, на школьных выставках.
На уроках трудового обучения люблю работать с разными материалами: оленьим мехом, бисером, сукном, соломкой…<Рисунок 4>. Из сукна дети изготавливали штору на дверь, украшенную аппликациями из стриженного оленьего меха и помпонов; кошельки, чехлы для ножниц, украшенные бисером и цветами из оленьего меха. На 8 Марта мамам в подарок мы изготовили бисерные броши в виде ветки смородины с ягодами, которую осенью рисовали на уроке изобразительного искусства. На 23 февраля подарили папам мини-панно “Цветок в вазе”. Цветок тоже был сделан из бисера. Такое, только увеличенное панно коллективной работы, тоже отправлялось на выставку в Ловозеро, а также показывалось на выставке в Доме культуры села Краснощелья. <Рисунок 6>. На Пасху ребята обклеивали бисером, словно мозаикой, выточенное из дерева яйцо. Сделали подставку – получился замечательный подарок! Думаю, что наши северные дети особенно должны уметь работать с природным материалом, оленьим мехом и бисером, ведь это – наша национальная особенность.
Урок истории имеет много возможностей для введения РНК по таким темам, как:
3 класс – “История вещей”, “Одежда в разные времена”, “Название моего села”, “Моя родословная”.
4 класс – “В крестьянском доме”, “Век, в котором мы живём”…
Так, изучая тему “История вещей” в 3 классе, мы с детьми организовали выставку “Секреты бабушкиного сундука”. Каждый ребёнок принёс старую вещь, дорогую для семьи, например: бабушкин саамский головной убор, кисет, вышитый саамским узором… А потом мы побывали на выставке в сельском музее.
На уроке “Название моего села” ребята узнали, почему посёлок и близлежащие населённые пункты носят такие названия, а потом мы с ребятами побывали на экскурсии, где увидели три первых дома нашего села, узнали, в каком году появились здания различных предприятий, где была первая школа, больница, почему улицы имеют такие названия.
На уроке “Моя родословная” дети рассказывали о своих семьях, представив родословные, которые им помогли составить мамы и бабушки. К 80-летию нашего села мы объединили эти родословные, лучшие рисунки, сочинения о растениеводстве, сельском хозяйстве нашего края, о красоте родного села в одну большую книгу. <Рисунок 5>.
На уроке “Век, в котором мы живём” я рассказывала детям об односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны, показывая фотографии, читая воспоминания тех, кто вернулся с войны. На уроке природоведения мы высаживали деревца возле обелиска, а на классном часе решили навести там порядок. А потом на уроке истории мы встретились с ветераном Великой Отечественной войны. Такие уроки воспитывают в детских душах отзывчивость, доброту, сопереживание, гордость за односельчан.
В День освобождения Заполярья свой урок мы провели у стенда, посвящённого односельчанам, воевавшим в Заполярье, который я оформила, используя фотографии бывшего учителя нашей школы Ванина Г.И. и сельского музея, материалы, собранные бывшими учениками и работниками школы.
Считаю, что РНК можно вводить на многих уроках в начальной школе, но предварительно нужно собрать определённый материал и разработать программу.
Пробовала вводить РНК на уроках математики, составляя задачи, например: “Из Краснощелья и Ивановки навстречу друг другу выехали на моторных лодках два сенокосчика. Один ехал со скоростью 20 км/ч, другой - 15 км/ч. встретились они через 2 часа. Какое расстояние проехал каждый сенокосчик? Какое расстояние между Краснощельем и Ивановкой?”
Во 2 и 3 классах на уроках русского языка даю подобные диктанты: “Я живу в селе Краснощелье. Оно недалеко от села Ловозеро. В Мурманской области есть такие города: Оленегорск, Кировск, Апатиты.” Или даю такое задание: записать в алфавитном порядке населённые пункты Мурманской области. Нахожу время во 2, 3, 4 классах для написания сочинений о красоте родного края, о временах года.
На уроках музыки использовать РНК сложнее, но, если соединить, например, музыку и чтение, то получаются интересные интегрированные уроки. Так, изучая творчество О. Вороновой, разучиваем и исполняем песню “Пыжик – это оленёнок”. Знакомя учащихся с творчеством С. Есенина. Я пригласила ансамбль коми “Рытья – кыа” на урок. Дети читали стихи поэта, а женщины в национальных костюмах исполняли песни на стихи С. Есенина. Поскольку УМК к программе Д.Б. Кабалевского устарел, а нового оснащения нет, то приходится часто самой искать песни для разучивания, а иногда писать их самой. Так на 8 Марта написала песню “Это – мама”. Её мы исполняли в Доме культуры. Также написала песню “Краснощелье”, которую исполняют ансамбли “Рытья – кыа” (с.Краснощелье) и “Луявр” (с.Ловозеро).
Невозможно не использовать РНК в воспитательной работе, ведь дети должны знать историю своего села, поэтому я составила и провожу экскурсию “Моё село”. Её используют и мои коллеги. Написала сценарий праздника “Краше я не знаю края”, который проводился в Доме культуры силами школьного музея. Веду кружок “Юный эколог”. С учениками начальной школы мы изучаем окрестности села, учимся охранять природу, ликвидируем свалки, знакомимся с растениями и животными, занесёнными в “Красную книгу”.<Рисунок 7>. За год дети стали внимательнее присматриваться к окружающей природе, бережнее относиться к ней, заботиться о чистоте леса и села.
А прогулки-сказки в лес с учениками первого класса стали отправной точкой для развития фантазии, воображения. Одновременно шла работа по развитию устной речи и мышления учащихся.
Собрала большой краеведческий материал по истории сёл Краснощелье, Ивановка, Оксино. Этот материал будет использован при издании альманаха, посвящённого 75-летию оленеводческого совхоза. Мечтаю издать книгу о родном селе, которую могли бы использовать учителя на своих уроках.
ИтогСчитаю, что во все предметы начальной школы можно вводить РНК – это познавательно и интересно, расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к односельчанам, чужому труду, развивает желание трудиться на благо посёлка, учиться новому, создавать красивое своими руками, а самое главное – развивает интерес к учению, расширяет возможности обучения учащихся.