Открытый урок обучения грамоте и письму в 1-м классе по теме: "Звук [ч']. Строчная буква "ч". Правописание буквосочетаний "ча, чу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с новой буквой, выявить ее особенности в обозначении звука [ ч'].
  • Развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  • Развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой анализ слова.

Оборудование: домики зеленый и синий, звуковички, трафареты букв, карточки с гласными буквами, карточки с пропущенными орфограммами и таблички-выводы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Учитель. Сейчас я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сядут дети 1 ряда, если с мягкого согласного звука, сядут дети 2-го ряда, если с твердого согласного, сядут дети 3-го ряда.

II. Повторение, подготовка к изучению нового.

На доске рисунки с изображением домиков: 1 домик с зеленой крышей, 2 домик с синей крышей.

Учитель. Почему у домиков крыши разного цвета. Потому что в первом домике живут мягкие согласные, а во втором твердые согласные. Какие буквы обозначают всегда только твердые согласные, посели звуковичков в синий домик. Мы знаем пока две такие буквы ж и ш.

(Прикрепляют звуковичков в синий домик).

Учитель. Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные? Мы знаем одну такую букву й.

(Прикрепляют звуковичка в зеленый домик)

III. Постановка проблемы.

Учитель. Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках?

Вывешиваются на доску картинки с изображением черепахи, чашки, часов, врача, спичек.

Учитель. Как вы думаете, что общего у всех этих слов? (Выслушиваются ответы детей, пока не прозвучит)

Учитель. Во всех словах есть звук [ ч'].

IV. Работа по группам.

Учитель. Сейчас наш класс превращается в научно-исследовательский институт и делится на кафедры по 3-м направлениям.

  • 1-ая кафедра анализирует эти 5 слов и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный?
  • 2-ая кафедра анализирует эти же слова и делает вывод: звук [ ч'] твердый или мягкий согласный.
  • 3-я кафедра, анализируя эти же слова, делает вывод: звук [ ч'] звонкий или глухой звук?

(Дети работают в группах).

Руководители кафедр делают вывод: звук [ ч' ] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех этих словах он глухой.
Учитель подтверждает этот вывод и предлагает понаблюдать дальше.

Какой звук заблудился?

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) –
Скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала
На море гайка (чайка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Учитель. Какой звук заблудился?

Вывод: Звук [ ч'] согласный, глухой, всегда мягкий.

Знакомство с буквой Ч.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами друзья,
Буквы путать нам нельзя.

V. Физкультминутка.

VI. Работа в прописях стр. 23.

Подготовка руки к письму, обведение узора. Составление из элементов на доске буквы ч с комментированием. Дети находят строчную письменную букву Ч у себя в конвертах, вырезанную из бархатной бумаги и обводят ее указательным пальцем 5 раз. Затем пишут в прописи 1, 2, 3 строчку.

VII. Работа в азбуке стр. 134.

Учитель. Вспомните, какой мы сделали вывод и раскрасьте звуковичка. Прочитайте слоги. Почему слоги ча, чу выделены синим цветом? Это орфограммы и чтобы лучше их запомнить выучим стихотворение.

В сочетаниях жи-ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А!
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У!

VIII. Выборочное чтение стр. 134.

Учитель. Прочитайте слова с сочетанием ча-чу.

IX. Формирование орфографической зоркости (пропедевтика грамотного письма).

Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети показывают карточку с нужной буквой.

Ч . до, чиж . , ш . ны, ч . сы, задач . , ч . гун, ж . знь.

X. Работа в прописи с.23.

Написание слогов, подчеркнуть ошибкоопасные слоги и сочетания ча, чу, чк, чн.

Написание слов с сочетаниями ча, чу. Подчеркнуть орфограммы.

XI. Работа с текстом “Буква-почемучка”.

Учитель. Посмотрите на картинку и сделайте прогноз, почему такое название у текста?

Чтение про себя и ответ на вопрос. Выразительное чтение текста по абзацам.

Учитель. Какие слова с буквой ч встретились? Какой звук обозначает эта буква?

XII. Итог.

Учитель обращает внимание на домики.

Учитель. Как вы думаете, в каком домике будет жить звуковичок буквы Ч.

Дети объясняют и прикрепляют фигурку звуковичка в зеленый домик.

Учитель. Звуковичок благодарит вас за урок словами, в котором есть буква Ч.

Дети читают слова на карточках, карточки вывешивают на доску:

чудесно, очаровательно,

умнички, до встречи.