Цели:
- Познакомить детей с новой буквой, выявить ее особенности в обозначении звука [ ч'].
- Развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
- Развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой анализ слова.
Оборудование: домики зеленый и синий, звуковички, трафареты букв, карточки с гласными буквами, карточки с пропущенными орфограммами и таблички-выводы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Учитель. Сейчас я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сядут дети 1 ряда, если с мягкого согласного звука, сядут дети 2-го ряда, если с твердого согласного, сядут дети 3-го ряда.
II. Повторение, подготовка к изучению нового.
На доске рисунки с изображением домиков: 1 домик с зеленой крышей, 2 домик с синей крышей.
Учитель. Почему у домиков крыши разного цвета. Потому что в первом домике живут мягкие согласные, а во втором твердые согласные. Какие буквы обозначают всегда только твердые согласные, посели звуковичков в синий домик. Мы знаем пока две такие буквы ж и ш.
(Прикрепляют звуковичков в синий домик).
Учитель. Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные? Мы знаем одну такую букву й.
(Прикрепляют звуковичка в зеленый домик)
III. Постановка проблемы.
Учитель. Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках?
Вывешиваются на доску картинки с изображением черепахи, чашки, часов, врача, спичек.
Учитель. Как вы думаете, что общего у всех этих слов? (Выслушиваются ответы детей, пока не прозвучит)
Учитель. Во всех словах есть звук [ ч'].
IV. Работа по группам.
Учитель. Сейчас наш класс превращается в научно-исследовательский институт и делится на кафедры по 3-м направлениям.
- 1-ая кафедра анализирует эти 5 слов и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный?
- 2-ая кафедра анализирует эти же слова и делает вывод: звук [ ч'] твердый или мягкий согласный.
- 3-я кафедра, анализируя эти же слова, делает вывод: звук [ ч'] звонкий или глухой звук?
(Дети работают в группах).
Руководители кафедр делают вывод: звук [ ч'
] согласный, во всех этих словах он мягкий,
во всех этих словах он глухой.
Учитель подтверждает этот вывод и предлагает
понаблюдать дальше.
Какой звук заблудился?
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) –
Скок да скок!Наевшись рыбы до отвала
На море гайка (чайка) отдыхала.Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
Учитель. Какой звук заблудился?
Вывод: Звук [ ч'] согласный, глухой, всегда мягкий.
Знакомство с буквой Ч.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами друзья,
Буквы путать нам нельзя.
V. Физкультминутка.
VI. Работа в прописях стр. 23.
Подготовка руки к письму, обведение узора. Составление из элементов на доске буквы ч с комментированием. Дети находят строчную письменную букву Ч у себя в конвертах, вырезанную из бархатной бумаги и обводят ее указательным пальцем 5 раз. Затем пишут в прописи 1, 2, 3 строчку.
VII. Работа в азбуке стр. 134.
Учитель. Вспомните, какой мы сделали вывод и раскрасьте звуковичка. Прочитайте слоги. Почему слоги ча, чу выделены синим цветом? Это орфограммы и чтобы лучше их запомнить выучим стихотворение.
В сочетаниях жи-ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А!
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У!
VIII. Выборочное чтение стр. 134.
Учитель. Прочитайте слова с сочетанием ча-чу.
IX. Формирование орфографической зоркости (пропедевтика грамотного письма).
Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети показывают карточку с нужной буквой.
Ч . до, чиж . , ш . ны, ч . сы, задач . , ч . гун, ж . знь.
X. Работа в прописи с.23.
Написание слогов, подчеркнуть ошибкоопасные слоги и сочетания ча, чу, чк, чн.
Написание слов с сочетаниями ча, чу. Подчеркнуть орфограммы.
XI. Работа с текстом “Буква-почемучка”.
Учитель. Посмотрите на картинку и сделайте прогноз, почему такое название у текста?
Чтение про себя и ответ на вопрос. Выразительное чтение текста по абзацам.
Учитель. Какие слова с буквой ч встретились? Какой звук обозначает эта буква?
XII. Итог.
Учитель обращает внимание на домики.
Учитель. Как вы думаете, в каком домике будет жить звуковичок буквы Ч.
Дети объясняют и прикрепляют фигурку звуковичка в зеленый домик.
Учитель. Звуковичок благодарит вас за урок словами, в котором есть буква Ч.
Дети читают слова на карточках, карточки вывешивают на доску:
чудесно, очаровательно, умнички, до встречи. |