Тема: Диалог. Списывание с печатного текста.
Цели:
- повторить правила написания заглавной буквы, дать понятие “ диалога”, формировать навык письма, учить списывать с печатного текста;
- развивать мышление, расширять словарный запас и развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к языку, коммуникативную культуру.
Оборудование: предметные картинки “сыр”, “сом”, “девочка”; ребусы; карточки со словами “диалог”, “жесты”, “мимика”; аппликация на доске – солнце, закрытое облаками.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть урока.
- В одной стране жил волшебник. И по утрам он занимался тем, что разгонял облака.
- А как вы думаете, ребята, зачем он это делал?
- Какое сейчас время года? (Зима) Что произошло с небом? (Покрылось густыми облаками.)
- Я предлагаю на уроке побыть немножко волшебниками. На доске разогнать облака, выполняя задания.
II. Основная часть урока.
1. – Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями – буквами, но не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь синюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благодарность ученый, и буквы охотно пользуются ими до сего времени. Но только, если в этом есть необходимость.
- А какая может в этом быть необходимость, как вы думаете, ребята?
- Когда слово пишется с заглавной буквы?
Задание: отгадываем ребусы.
- А теперь назовите полные имена.
Задание выполнено: убираем одно облачко с доски.
2. Работа в прописи Т. М. Андриановой, часть 2, стр. 26.
- Посмотрите на первую строчку? Что можете сказать о буквах? (Все буквы письменные, заглавные.)
- Встаньте те дети, чьи имена и фамилии начинаются с этих букв. Полюбуйтесь буквами. Какие они высокие и стройные!
- Выпишите те буквы, в которые входят эти элементы.
Гимнастика для пальцев.
После того, как дети поработали самостоятельно – проверяем. На доске написаны заглавные буквы. Цветным мелом выходящий к доске ребенок обводит у буквы нужный элемент и доказывает свой выбор буквы.
Убираем с доски одно облачко.
Физминутка.
3. На доске картинки: сыр, сом, девочка.
- Посмотрите на доску, назовите предметы. Напишите их названия.
При записи слова “девочка” дети задумываются, так как не знают написания некоторых букв. Потом догадываются, что можно написать ее имя – Мила.
- Подчеркните “лишнее” слово.
Дети анализируют слова: количество букв, слогов, ударный слог, одушевленность и т.д.
Убираем с доски одно облачко.
4. Сценка “Разгром” по Э. Успенскому.
- О чем хотели бы сказать, посмотрев эту сценку?
В беседе выясняем, что разговаривают мать и сын.
Вводится понятие “ диалог”. Диа – “два”, логос – “говорить”. На доске открывается карточка “диалог”.
- Прочитайте предложения в прописи. Это диалог? Кто спрашивает, а кто отвечает?
- Мама! Ара мал?
- Мал.
- А орлы?
- Они огромны, Алина!
Чтение диалога по ролям.
- Чем еще, кроме слов, пользуются артисты на сцене?
На доске открываем карточки: мимика, жесты.
- Разыграем сценку, используя актерские средства.
- Найдите в диалоге вопросительные предложения. Что можете о них сказать?
(В каждом предложении по два слова.)
Составьте схемы предложений.
Открываю запись предложений на доске. Беседуем с детьми о правилах записи предложений: заглавная буква в начале предложения, вопросительный знак в конце предложения. Обращаю внимание на соединения букв. Затем предложения на доске закрываю, а дети записывают предложения в тетрадь, глядя на печатный текст в прописи. После этого запись на доске опять открываю, и ученики проверяют написанное.
Убираем облачко на доске.
Физминутка.
5. Игра “Отгадай словечко”.
Ученик выходит к доске. Ему дается предметная картинка. Он должен, не называя предмета, объяснить что это. А класс – угадывает. Слова записываются в тетрадь: лимоны, мыло, молнии.
Убираем с доски последнее облачко.
III. Заключительная часть урока.На доске – солнышко.
- Сейчас, ребята, произойдет маленькое волшебство. Кто из вас знает волшебные слова?
- Крибле! Крибле! Бум! (Дети произносят эти слова с закрытыми глазами.)
На доске – улыбающееся солнышко
- Кого в наши дни можно назвать волшебником?
- А может ли каждый из нас стать волшебником?
В конце урока инсценировка стихотворения Г.Сапгира “Небылицы в лицах”.
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши – с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: “Кар, кар!”
- Да ведь это вороны!
- Мухомор тебе вареный!
Наша – то ворона ушаста.
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком – хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебе щелк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Наш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Нет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Налим Никодим
Гордится собою,
Налим Никодим
Носит шапку соболью,
Ни перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
РАЗГРОМ
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
( Э.Успенский).