Цели урока:
- закрепление знаний в процессе решения различных заданий по указанной теме,
- развитие математического мышления, логической речи учащихся, интереса к предмету через игровые формы работы,
- формирование чувства ответственности, повышение активности.
Оборудование: макеты малых ракет разных цветов (для каждой команды), изображение планеты “МиФ”, метроном, магнитофон, изображение ЭВМ, звездочки, дракон в виде буквы Х, листки для записей, цветной мел.
ХОД УРОКА
“Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным”
Б. Паскаль.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с вами не простой урок, а
урок-соревнование, игра. Назовем мы его “Полет на
планету МиФ” (Математика и Фантазия). Полет будет
проходить по теме “Действия с обыкновенными
дробями”. Участвовать в нем будут три экипажа (по
количеству рядов в классе), которые полетят на
разных ракетах, у каждого свой командир.
Цель каждого члена экипажа: показать отличные и
хорошие знания и быстрее добраться до планеты. В
полете мы должны выявить лидеров – самых
активных членов экипажей. Узнаем мы их по
количеству звездочек набранных за верные ответы.
Конечно же, в полете, мы должны быть предельно
внимательны и дисциплинированы.
II. Рапортуют командиры экипажей.
“Первый экипаж к полету готов. Все необходимое оборудование и документы в порядке”.
III. Историческая справка.
Учитель. А перед полетом давайте чуть-чуть коснемся истории.
Один из учеников рассказывает о возникновении дробей.
Учитель. Итак, за нашим полетом следят гости, будьте внимательны, не сбейтесь с курса.
IV. Соревнование команд.
Включен метроном.
Команда. Всем членам экипажей приступить к операции по проверке “блока памяти”.
Задания каждой команде даются по очереди.
- Приведите пример обыкновенной дроби со знаменателем 8.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какая дробь больше 1?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Экипажи подсчитывают количество набранных звезд, по результату определяется лидер и право старта.
Включен метроном.
Команда: Проверяем слаженность в работе экипажа. Задание: кто скорее сядет в ракету.
Включен метроном.
Команда: Всем экипажам приступить к вычислительному эксперименту по проверке основных параметров корабля.
Задание: Масса третьей ступени ракеты-носителя космического корабля 318кг, масса второй – 1908кг, а первой – 4773 кг. Какова масса всего корабля? Сколько тонн топлива необходимо для полета, если оно составляет массы корабля?
Включен метроном.
Команда: Стоп! На борту неполадки. Произошел сбой в ЭВМ. Быстро устранить ошибки.
1 экипаж
2 экипаж
3 экипаж
Включен метроном.
Команда: Внимание! Корабли приближаются к границе неизвестности. Отделу космической связи внимательно следить за экраном. Голос дракона: “Стой я непобедимый иксовый дракон. Никто не может пролететь через мои владения”.
Команда: Без паники! Приготовится к отражению атаки дракона.
1) х + = 2) – х = 2 3) х – =
Включен метроном.
Команда: Внимание! Уточним наши координаты. Мы должны пролететь путь ОМ. Какую часть пути пролетел каждый экипаж?
Включен метроном.
Команда: Оцениваем работу командиров.
1) а) – = ? б) = ?
2) а) – = ? б) = ?
3) а) – = ? б) = ?
V. Подведение итогов.
Подсчитаем количество набранных звездочек у каждого экипажа, определяем лидеров, ставим оценки в журнал. Поздравляем экипажи с прибытием на планету МиФ.