Урок нестандартной формы в 5 классе "Полет на планету МИФ"по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление знаний в процессе решения различных заданий по указанной теме,
  • развитие математического мышления, логической речи учащихся, интереса к предмету через игровые формы работы,
  • формирование чувства ответственности, повышение активности.

Оборудование: макеты малых ракет разных цветов (для каждой команды), изображение планеты “МиФ”, метроном, магнитофон, изображение ЭВМ, звездочки, дракон в виде буквы Х, листки для записей, цветной мел.

ХОД УРОКА

“Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным”

Б. Паскаль.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок-соревнование, игра. Назовем мы его “Полет на планету МиФ” (Математика и Фантазия). Полет будет проходить по теме “Действия с обыкновенными дробями”. Участвовать в нем будут три экипажа (по количеству рядов в классе), которые полетят на разных ракетах, у каждого свой командир.
Цель каждого члена экипажа: показать отличные и хорошие знания и быстрее добраться до планеты. В полете мы должны выявить лидеров – самых активных членов экипажей. Узнаем мы их по количеству звездочек набранных за верные ответы. Конечно же, в полете, мы должны быть предельно внимательны и дисциплинированы.

II. Рапортуют командиры экипажей.

“Первый экипаж к полету готов. Все необходимое оборудование и документы в порядке”.

III. Историческая справка.

Учитель. А перед полетом давайте чуть-чуть коснемся истории.

Один из учеников рассказывает о возникновении дробей.

Учитель. Итак, за нашим полетом следят гости, будьте внимательны, не сбейтесь с курса.

IV. Соревнование команд.

Включен метроном.

Команда. Всем членам экипажей приступить к операции по проверке “блока памяти”.

Задания каждой команде даются по очереди.

  1. Приведите пример обыкновенной дроби со знаменателем 8.
  2. Что показывает знаменатель дроби?
  3. Что показывает числитель дроби?
  1. Какая дробь называется правильной?
  2. Какая дробь называется неправильной?
  3. Какая дробь больше 1?
  1. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
  2. Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
  3. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?

Экипажи подсчитывают количество набранных звезд, по результату определяется лидер и право старта.

Включен метроном.

Команда: Проверяем слаженность в работе экипажа. Задание: кто скорее сядет в ракету.

Включен метроном.

Команда: Всем экипажам приступить к вычислительному эксперименту по проверке основных параметров корабля.

Задание: Масса третьей ступени ракеты-носителя космического корабля 318кг, масса второй – 1908кг, а первой – 4773 кг. Какова масса всего корабля? Сколько тонн топлива необходимо для полета, если оно составляет массы корабля?

Включен метроном.

Команда: Стоп! На борту неполадки. Произошел сбой в ЭВМ. Быстро устранить ошибки.

1 экипаж

2 экипаж

3 экипаж

Включен метроном.

Команда: Внимание! Корабли приближаются к границе неизвестности. Отделу космической связи внимательно следить за экраном. Голос дракона: “Стой я непобедимый иксовый дракон. Никто не может пролететь через мои владения”.

Команда: Без паники! Приготовится к отражению атаки дракона.

    1) х  + = 2) х = 2 3) х =

Включен метроном.

Команда: Внимание! Уточним наши координаты. Мы должны пролететь путь ОМ. Какую часть пути пролетел каждый экипаж?

Включен метроном.

Команда: Оцениваем работу командиров.

1) а) = ? б) = ?

2) а) = ? б) = ?

3) а) = ? б) = ?

V. Подведение итогов.

Подсчитаем количество набранных звездочек у каждого экипажа, определяем лидеров, ставим оценки в журнал. Поздравляем экипажи с прибытием на планету МиФ.