Конструирование — игра, полезная во всех отношениях

Разделы: Работа с дошкольниками


Рано утром детский сад
Малышей встречает,
Модули там ждут ребят
В уголке скучают.

Красный куб, синий куб,
Арка и ступенька,
Строим мы, строим мы
Постройки хорошенько.

Замечательный забор,
Мебель и машина.
Горка, лесенка, гараж,
Дорожка и арена.

В нашем МДОУ “Детский сад № 66 “Радость” города Норильска воспитанники младшей группы начинают каждый день с этой простой песенки: потому что любимым видом деятельности наших малышей является конструирование из крупногабаритных модулей-блоков.

Для детей в детском саду создан центр по конструированию, где собраны яркие, объемные, почти с них ростом, фигуры из наборов “Радуга”, “Мастер”, “Фантазия”. Сделанные из поролона, помещенные в съемные разноцветные чехлы четырех основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), геометрические фигуры легко обрабатываются, безопасны в использовании, поэтому нравятся ребятам.

Для развития личности ребенка, воображения, его творческих способностей, мышления, для формирования пространственных представлений, большое значение имеет игра. Игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у малышей положительные эмоции и речевую активность.

Так как игра становится ведущей деятельностью в развитии детей младшего дошкольного возраста, я сделала подборку игр и оформила их в виде картотеки.

В картотеку игр с крупногабаритными модулями для детей младшего дошкольного возраста вошли игры развивающие:

  • Целенаправленное восприятие цвета.
  • Восприятие формы (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус).
  • Нравственно – волевые качества личности ребенка.
  • Восприятие качеств величины.
  • Сближающие малышей друг с другом и воспитателем.
  • Формирующие целенаправленное внимание.

Приведу пример игр, развивающих восприятие формы.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры:

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры:

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

Проводятся в нашем центре и занятия по конструированию из крупногабаритных модулей-блоков. Занятия по конструированию из крупногабаритных модулей развивают у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; помогают уточнить представление о форме предметов, о положении частей, их относительной величине, характерных признаках, об окраске предметов; развивают чувства цвета, ритма, формы и композиции; формируют физические качества и двигательные навыки. Занятия приносят детям радость, побуждают к самостоятельности, поддерживают хорошее настроение.

Для того чтобы избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, при этом, развивая все стороны личности дошкольника, мною был разработан цикл тематических интегрированных занятий по направлению “конструирование + музыка”.

Весь цикл тематических занятий был систематизирован и оформлен в виде перспективного плана (Приложение 1) и буклетов. Буклет содержит: конспект занятия, образец постройки, дидактическую игру, музыкальный репертуар, художественное слово (Приложение 2).

При отборе содержания занятий учитывала интересы, желания, склонности и способности детей, что способствовало развитию определенных способностей каждого ребенка. Благодаря такому отбору детская деятельность стала более результативной.

Малышам очень нравятся эти занятия. Девочки как будущие хозяйки, любят строить мебель для комнаты. Очень красивые и удобные получаются у них стульчики, кресла, диванчики, аккуратные столики и тумбочки. Мальчики, как истинные мужчины, строят из модулей машины, корабли, самолеты. А все вместе воспитанники мечтают построить улицу в городе Норильске под названием “Радость”, которая будет выложена разноцветными мягкими кирпичиками. На этой улице будут стоять расписные домики, сказочные теремки, огороженные нарядными заборчиками. Их мечты, желания и возможности я помогаю осуществлять в нашем маленьком центре по конструированию.

Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми:

Чтоб построить мост и елку
Нам нужна, конечно, горка
Горка, горочка моя,
Как люблю кататься я.

Брус – кирпич везде помощник
Для заборов и дорожек,
Для трубы и для стены
Очень любим его мы.

Если в доме крыша – арка
В этом домике не жарко.
Из нее построим кресло,
Будет очень интересно.

По ходу своей работы в данном аспекте пришла к выводу, что воспитательно-образовательный процесс эффективнее, осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров – развлечений, праздников. Мною были написаны конспекты праздников и вечеров – развлечений с использованием крупногабаритных модулей (блоков): “Волшебные модули”, “Поиграем и попляшем”, “В гостях у игрушек”, “День рождения!”.

Сценарий развлечения с использованием крупногабаритных модулей-блоков – “Волшебные модули”

Главное украшение – разноцветные модули разнообразной формы и размера.
Звучит веселая детская песенка. Ребята в нарядных костюмах, украшенных маленькими эмблемами модулей, входят в зал.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята! Чудо чудное случилось! Сколько модулей красивых, в нашем зале появилось. Модули все разные, модули прекрасные. А каких они цветов? Кто ответ мне дать готов.

Дети называют цвета модулей.

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Но, о модулях вы не все сказали. Где большой здесь самый куб? А где самый малый куб?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Брус длинный где, скажите? А где цилиндр, покажите? Легкий модуль иль тяжелый? Грустный модуль иль веселый? Можно ли сидеть на нем, отдыхая жарким днем?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Ребята, почему же модули не улыбаются? (Дети отвечают). Правильно, как же им улыбаться, если у них ролика нет. Давайте вместе с вами подарим модулям веселую улыбку.

Под веселую музыку дети вместе с взрослыми делают модулям улыбку из самоклеящейся бумаги.

Ведущий: Ну, вот и дети улыбаются, И модули все усмехаются. Они очень бы хотели посмотреть на вас красивых, но у них нет глаз. Давайте, мои славные, исправим нашу ошибку.

Под музыку дети с взрослыми крепят к модулям глазки.

Ведущий: А вот, ребята, у меня Бантики веселые. Может модулям прическу, с вами сделать новую.

Ведущий под музыку предлагает желающим использовать заготовки бантиков.

Ведущий: Ой, какие симпатяшки!

Что за чудные мордашки?!
Красавцев таких не видывал свет...
Эх, жалко у модулей имени нет.

Давайте придумаем имена модулям.

Дети вместе с взрослыми дают имена: пузатик, кроха, колобок, шалун, веселун и т.д.

Ведущий: Модули мы все назвали, только с ними не играли. Эй, детишки, не зевайте, и с модулями поиграйте. Давайте для модулей построим большой дом, в котором они будут жить вместе и дружно.

Под веселую музыку дети с воспитателем строят из модулей дом.

Ведущий: Модулям очень понравился ваш домик. А сейчас давайте вместе с модулями порадуемся, потанцуем.

Дети исполняют “Танец топ-хлоп”.

Ведущий: С вами мы натанцевались, Поиграли и насмеялись. Нам в группу уже пора. Всем ребятам на прощанье Чудо-куб я вручаю.

Дети открывают куб, а там конфеты.

Ведущий: Куб-то волшебный, детки, подарил он вам конфетки.

Под веселую музыку дети уходят из зала в группу.

В освоении теоретических аспектов по теме: “Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами интегрированных занятий”, в помощь воспитателям разработала рекомендацию: “Интегрированный подход к организации занятий по конструированию и музыке”, а так же сделала подборку текстовой информации для родителей в виде:

  1. Консультации: “Игры, развивающие восприятие цвета, формы и величины у детей младшего дошкольного возраста”.
  2. Рекомендации: “Как познакомить детей с пространственными отношениями предметов”.
  3. Памятки: “Проверка сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста”.

Рекламу своего опыта работы по данной теме я представила в норильской детской газете “Морошка” №6 за 2004 год.