Урок математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обучающие:
    • способствовать формированию умения делить многозначные числа на однозначные,
    • рассмотреть разные способы записи деления многозначных чисел на однозначные и выбрать наиболее удобный,
    • вывести алгоритм деления многозначных чисел на однозначные;
    • закреплять знания по нумерации многозначных чисел;
  • развивающая:
    • содействовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развитию математической речи учащихся, возможности высказывать свое мнение;
  • воспитывающая:
    • содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету.

Оборудование: учебник, графическая модель числа, таблички для составления алгоритма.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

Психологический настрой на работу. Я вижу, что все настроены на работу, поэтому желаю вам успехов, внимания, хорошо усвоить новый материал.

II. Актуализация знаний.

– Прочитайте числа:

841, 2850, 50801, 210, 6527

– Из каких разрядов состоит число 210, 841.

– Дайте характеристику числу 2850.

– Выполните деление с остатком:

49 : 8
36 : 8
47 : 11
53 : 7
25 : 4
41 : 5

– Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное, остаток)

III. Постановка проблемы

– Решите примеры:

56 : 4
72 : 4
560 : 4
720 : 4
536 : 4

– Что заметили при решении примеров? (Примеры на деление, делитель 4, с увеличением делимого частное увеличивается)

– При решении, какого примера возникло затруднение? (Или какой пример лишний?)

– Чем этот пример отличается от остальных?

– Ребята, как вы думаете, над, чем нам предстоит сегодня работать? (Установить, как делится трехзначное число на однозначное) Какова тема нашего урока?

– Каким приемом пользовались при делении 1 – 4-х примеров?

IV. “Открытие” детьми нового знания.

– Как предлагаете выполнить деление 536 на 4?

– Можно ли решить этот пример, разбив делимое на сумму удобных слагаемых?

– Посмотрите на графическую модель числа 536.

– Выделите первое удобное слагаемое? 400. Сколько осталось? 136. Выделите из числа 136 второе удобное слагаемое. 120 – это второе удобное слагаемое. Сколько осталось? 16 – это третье слагаемое.

– На какие удобные слагаемые мы разбили число 536? (400 + 120 + 16)

– Разделим каждое слагаемое на 4.

536 : 4 = (400 + 120 + 16) : 4 = 400 : 4 + 120 : 4 + 16 : 4 = 100 + 30 + 4 = 134

– Удобна ли такая запись деления?

– Посмотрите еще раз на графическую модель. С каких единиц мы начали деление? (С более крупных единиц счета)

– Какая самая крупная единица счета в числе 536? (Сотни)

– Что сделали с оставшейся сотней? (Раздробили в десятки)

– А когда разделили десятки, что сделали?

– А кто догадался, как можно делить любое многозначное число, не разбивая на удобные слагаемые? (Деление начинать с крупных единиц счета, остаток дробить и делить более мелкие единицы)

– Запишем второй способ деления.

– Сколько сотен в числе 536? (5) Делим 5 с. на 4. Сколько получится? 1 с. и остаток 1 с. – это 10 десятков, да еще 3 десятка получается 13 д. Делим 13 д. на 4. Сколько получится? 3 д. и остаток 1 д. – это 10 единицЮ да еще 6 единиц получается 16 ед. Делим 16 ед. на 4. Сколько получится?  4. Остатка нет.

5 с. :  4 = 1 с. (ост.1с.)
13 д. :  = 3 д. (ост. 1д.)
16 ед. :  4 =  4
536 : 4 = 134

– Сделайте вывод, как выполняется деление многозначного числа на однозначное?

– Ребята, удобна ли такая запись деления? Почему?

– Существует ли другая запись деления? Какая? (Это деление “столбиком” или “уголком”)

– Рассмотрим третий способ записи деления столбиком.

– Вместо знака : ставим уголок. С какого разряда начинаем деление? (С сотен – это первое неполное делимое. Определим сколько будет цифр в частном? 3 )

– Делим 5 сотен на 4 . Берем по 1, записываем цифру в частное. Выполним проверку умножением 1 умножить на 4 получится 4, записываем результат умножения под сотнями. Вычитанием находим остаток 5минус 4 получится 1 - остаток меньше делителя, значит цифра в частном подобрана верно.

– 1 с. это 10 д. да еще 3 д. получится 13 десятков – это второе неполное делимое. Делим 13 на 4. Берем по 3, выполняем проверку умножением. 3 умножить на 4 получится 12, записываем результат под десятками. Вычитанием находим остаток - 13 минус 12 получится 1 – остаток меньше делителя, значит цифра в частном подобрана верно.

– 1 д. Это 10 ед. да еще 6 ед., получится 16 единиц – это третье неполное делимое. Делим 16 на 4. Берем по 4, выполняем проверку умножением. 3 умножить на 4 получится 16, записываем результат под единицами. Выполняем вычитание - 16 минус 16 равно 0. Остатка нет. Деление выполнено. Чтобы убедиться в правильности решения, выполним проверку умножением.

– Кому понравилась такая запись деления?

– А теперь давайте составим алгоритм, которым будем пользоваться при решении примеров на деление.

  • 1 шаг – найти первое неполное делимое
  • 2 шаг – определи число цифр в частном
  • 3 шаг – найти цифры в каждом разряде частного

– Помни остаток всегда меньше делителя!!!

– Сравним наш алгоритм с алгоритмом учебника. Что можно сказать?

V. Первичное закрепление.

1. Индивидуальная работа у доски № 6 (1, 2, 3)

2. Работа в паре № 4.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Выполняем № 5 (1-й столбик)

VII. Повторение (Резерв № 7а)

VIII. Итог

– Что нового узнали? С каких единиц счета мы начинаем письменное деление? Кто скажет алгоритм деления столбиком? Кто доволен своей работой на уроке? Какой этап работы понравился больше всего?

IX. Домашнее задание: № 3, по выбору № 5, № 8

Литература: Методические рекомендации по математике Петерсон Л.Г.