Цели урока:
- обучающие:
- способствовать формированию умения делить многозначные числа на однозначные,
- рассмотреть разные способы записи деления многозначных чисел на однозначные и выбрать наиболее удобный,
- вывести алгоритм деления многозначных чисел на однозначные;
- закреплять знания по нумерации многозначных чисел;
- развивающая:
- содействовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развитию математической речи учащихся, возможности высказывать свое мнение;
- воспитывающая:
- содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету.
Оборудование: учебник, графическая модель числа, таблички для составления алгоритма.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
Психологический настрой на работу. Я вижу, что все настроены на работу, поэтому желаю вам успехов, внимания, хорошо усвоить новый материал.
II. Актуализация знаний.
– Прочитайте числа:
841, 2850, 50801, 210, 6527
– Из каких разрядов состоит число 210, 841.
– Дайте характеристику числу 2850.
– Выполните деление с остатком:
49 : 8
36 : 8
47 : 11
53 : 7
25 : 4
41 : 5
– Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное, остаток)
III. Постановка проблемы
– Решите примеры:
56 : 4
72 : 4
560 : 4
720 : 4
536 : 4
– Что заметили при решении примеров? (Примеры на деление, делитель 4, с увеличением делимого частное увеличивается)
– При решении, какого примера возникло затруднение? (Или какой пример лишний?)
– Чем этот пример отличается от остальных?
– Ребята, как вы думаете, над, чем нам предстоит сегодня работать? (Установить, как делится трехзначное число на однозначное) Какова тема нашего урока?
– Каким приемом пользовались при делении 1 – 4-х примеров?
IV. “Открытие” детьми нового знания.
– Как предлагаете выполнить деление 536 на 4?
– Можно ли решить этот пример, разбив делимое на сумму удобных слагаемых?
– Посмотрите на графическую модель числа 536.
– Выделите первое удобное слагаемое? 400. Сколько осталось? 136. Выделите из числа 136 второе удобное слагаемое. 120 – это второе удобное слагаемое. Сколько осталось? 16 – это третье слагаемое.
– На какие удобные слагаемые мы разбили число 536? (400 + 120 + 16)
– Разделим каждое слагаемое на 4.
536 : 4 = (400 + 120 + 16) : 4 = 400 : 4 + 120 : 4 + 16 : 4 = 100 + 30 + 4 = 134
– Удобна ли такая запись деления?
– Посмотрите еще раз на графическую модель. С каких единиц мы начали деление? (С более крупных единиц счета)
– Какая самая крупная единица счета в числе 536? (Сотни)
– Что сделали с оставшейся сотней? (Раздробили в десятки)
– А когда разделили десятки, что сделали?
– А кто догадался, как можно делить любое многозначное число, не разбивая на удобные слагаемые? (Деление начинать с крупных единиц счета, остаток дробить и делить более мелкие единицы)
– Запишем второй способ деления.
– Сколько сотен в числе 536? (5) Делим 5 с. на 4. Сколько получится? 1 с. и остаток 1 с. – это 10 десятков, да еще 3 десятка получается 13 д. Делим 13 д. на 4. Сколько получится? 3 д. и остаток 1 д. – это 10 единицЮ да еще 6 единиц получается 16 ед. Делим 16 ед. на 4. Сколько получится? 4. Остатка нет.
5 с. : 4 = 1 с. (ост.1с.)
13 д. : = 3 д. (ост. 1д.)
16 ед. : 4 = 4
536 : 4 = 134
– Сделайте вывод, как выполняется деление многозначного числа на однозначное?
– Ребята, удобна ли такая запись деления? Почему?
– Существует ли другая запись деления? Какая? (Это деление “столбиком” или “уголком”)
– Рассмотрим третий способ записи деления столбиком.
– Вместо знака : ставим уголок. С какого разряда начинаем деление? (С сотен – это первое неполное делимое. Определим сколько будет цифр в частном? 3 )
– Делим 5 сотен на 4 . Берем по 1, записываем цифру в частное. Выполним проверку умножением 1 умножить на 4 получится 4, записываем результат умножения под сотнями. Вычитанием находим остаток 5минус 4 получится 1 - остаток меньше делителя, значит цифра в частном подобрана верно.
– 1 с. это 10 д. да еще 3 д. получится 13 десятков – это второе неполное делимое. Делим 13 на 4. Берем по 3, выполняем проверку умножением. 3 умножить на 4 получится 12, записываем результат под десятками. Вычитанием находим остаток - 13 минус 12 получится 1 – остаток меньше делителя, значит цифра в частном подобрана верно.
– 1 д. Это 10 ед. да еще 6 ед., получится 16 единиц – это третье неполное делимое. Делим 16 на 4. Берем по 4, выполняем проверку умножением. 3 умножить на 4 получится 16, записываем результат под единицами. Выполняем вычитание - 16 минус 16 равно 0. Остатка нет. Деление выполнено. Чтобы убедиться в правильности решения, выполним проверку умножением.
– Кому понравилась такая запись деления?
– А теперь давайте составим алгоритм, которым будем пользоваться при решении примеров на деление.
- 1 шаг – найти первое неполное делимое
- 2 шаг – определи число цифр в частном
- 3 шаг – найти цифры в каждом разряде частного
– Помни остаток всегда меньше делителя!!!
– Сравним наш алгоритм с алгоритмом учебника. Что можно сказать?
V. Первичное закрепление.
1. Индивидуальная работа у доски № 6 (1, 2, 3)
2. Работа в паре № 4.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Выполняем № 5 (1-й столбик)
VII. Повторение (Резерв № 7а)
VIII. Итог
– Что нового узнали? С каких единиц счета мы начинаем письменное деление? Кто скажет алгоритм деления столбиком? Кто доволен своей работой на уроке? Какой этап работы понравился больше всего?
IX. Домашнее задание: № 3, по выбору № 5, № 8
Литература: Методические рекомендации по математике Петерсон Л.Г.