Педагогический консилиум по 5-м классам "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"

Разделы: Администрирование школы


Подготовка:

  1. Посещение уроков в 5-х классах администрацией, учителями-предметниками, психологом.
  2. Проведение анкеты для оценки уровня школьной мотивации учащихся.
  3. Проведение исследований психологом (методики “Несуществующее животное”, исследование типов памяти).

Участники педагогического консилиума:

Учителя-предметники, работающие в 5-х классах; учителя начальных классов, выпустившие 4-е классы; администрация школы; психолог.

(Приложение 1)

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности необходимо:

- учитывать психологические особенности младших подростков;

- уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешёл в 5 класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного, бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-х классах следующие:

*Выявление тех изменений в жизни ребёнка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.

*Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их возрастной этап.

*Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить). Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и в первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, школьники не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решения задачи, недостаточно развиты навыки учебного сотрудничества.

Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию пятиклассников:

1) Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

2) Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения.

3) Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно.

На педагогическом консилиуме выступают учителя начальной школы и рассказывают об особенностях классных коллективов и некоторых учащихся.

Учителя, работающие в 5-х классах, знакомят с итогами контрольных работ за курс начальной школы, отмечают типичные ошибки в работах учащихся.

Классные руководители дают информацию о семьях учащихся, о состоянии здоровья учеников, об особенностях адаптации пятиклассников.

Психолог знакомит с результатами исследований по методикам, даёт рекомендации по работе с классом, учитывая особенности памяти, знакомит с личностными особенностями учащихся на основе методики “Несуществующее животное”.

Администрация школы обобщает результаты исследований и наблюдений, делает выводы по посещённым урокам, анкетам и исследованиям.

В результате проведённой работы делаются выводы и даются рекомендации.

Результаты проведенной работы:

  • Оценка уровня школьной мотивации.(Данные представляются конкретно по классам).
  • Высокая школьная мотивация
  • Нормальная школьная мотивация
  • Внешняя школьная мотивация
  • Низкая школьная мотивация
  • Дезадаптация

У учащихся 5-х классов имеется интерес к учёбе. 2\ 3 учащихся 5 “А” имеют нормальную и высокую школьную мотивацию, учащиеся 5 “Б” - высокую и внешнюю. Поэтому, работая в 5 “Б”, необходимо создавать условия для развития познавательного интереса обучающихся.

5 “Б” - вновь созданный класс. В нём проведено исследование уровня тревожности. Результат: уровень тревожности в норме, адаптация к новым условиям обучения проходит нормально.

По результатам исследования личностных особенностей учащихся следующие выводы: 5 “А” класс – для 55% учеников важно как о них говорят окружающие, 5 “Б” класс – для 65% учеников мнение взрослого малозначимо.

Администрацией посещено 12 уроков. Из них в 5“А” – 7, в 5“Б” –5.

В ходе посещения уроков отмечается, что дети на уроках активны, проявляют интерес к знаниям, умеют анализировать, обобщать, но выводы делают с трудом, не умеют работать в группах, плохо развита децентрация (способность понимать других людей и сосуществовать с ними). В 5 “Б” классе дети часто отвлекаются, некоторые неадекватно реагируют на замечания.

Учителя используют разнообразные формы работы, но мало игровых моментов, не всегда проводится физкультурная минутка.

Классные руководители хорошо организовали знакомство учителей с учащимися. Каждый ребёнок имел карточку с именем и фамилией. Это очень удобно при знакомстве с классом. Классные руководители предоставили информацию о составе семей: 3 семьи – многодетные, 8 – одна мама, остальные – полные семья; о состоянии здоровья учащихся. Классные руководители проводят классные часы, тематические родительские собрания, работают индивидуально с родителями и учащимися. Итоги контрольных работ по русскому языку и математике показали, что материал за курс начальной школы всеми учащимися усвоен. Западают темы “Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением”, “Именованные числа и действия с ними”.

Техника чтения – в норме и выше нормы, что позволяет качественному обучению.

Выводы и рекомендации:

1. Поддерживать интерес к учёбе, используя методы положительной мотивации, и использовать игровые моменты.

2. Строить объяснение материала, опираясь на ведущую систему восприятия.

3. Во время уроков проводить физкультурные минутки.

4. Установить единые требования к учащимся, единый ритм и режим работы каждого класса.

5. Работать с учениками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

6. С учащимися проводить этические беседы.

7. В начальной школе больше уделять внимания темам, которые вызывают трудности.

8. Дежурные учителя организуют отдых учащихся на перемене.

9.Создать памятки родителям по работе с младшими подростками.

 Литература

Баттервот Дж. “Принципы психологии развития” М.: Совершенство,1999.

Битянова М.Р. “Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка” М.: Педагогический поиск, 1997.

Битянова М.Р. “Организация психологической службы” М.: Совершенство,1998.

Маркова А.К. “Формирование мотивации учения в школьном возрасте” М., 1983.

“Рабочая книга школьного психолога”/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Третьяков П.И. “Школа: управление по результатам” М.: Новая школа, 2001.

 Приложение 1.

ПОДГОТОВКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОНСИЛИУМУ ПО ТЕМЕ “ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ В 5 КЛАССАХ”.

Проблема.

Проблема перехода учеников из начальной школы в школу 2-й ступени или проблема преемственности в обучении заключается:

*педагогический аспект – ученики в 5-м классе снижают показатели обученности. встречаются с большим числом учителей. предметов. требований. технологий;

*психологический аспект – происходит процесс смены ведущей деятельности. Формирование новой социальной позиции.

Цель: коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников. выявление причин. вызывающих затруднение у учеников и учителей. разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин.

Выделение оснований для кооперации учителей. преподающих в классе.

Участники: учителя. классные руководители. администрация .

Подготовительная работа: общее знакомство с классами. наблюдения. беседы с классными руководителями. учителями начальных классов. диагностика сформированности основных учебных умений. предметные диагностики. анкетирование учеников.