По теме “Множество” второе занятие по программе.
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- Обобщить и закрепить понятие “Множество”.
- Научить задавать множества перечислением и выделение общего свойства элементов множества.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательную потребность.
- Воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.
Развивающие:
- Развивать умения работать на персональном компьютере.
- Развивать потребность к самообразованию.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 40 минут.
Форма занятия: Игра “Незнайкина грамота”.
Данная форма вызывает интерес к предмету, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность, развивает практические знания и умения, способность самостоятельно работать на компьютере.
Оборудование и использование учебного материала
1. “Информатика в играх и задачах”. 2 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть 3. Автор Горячев А.В.Автор выпуска Волкова Т. О – М.: “Баласс”, 1998.
2. Аудиозапись “Привет Незнайка” с песнями из кинофильма “Незнайка с нашего двора”.
3. Рисунки с изображением Знайки и Незнайки.
4. Карточки со словами “Знайка”.
5. Раздаточный материал.
6. Персональный компьютер. Пакет прикладной программы “Мир информатики”, “Обобщение”.
Оформление доски
- Запись темы занятия.
- Рисунки с изображением Знайки и Незнайки.
- Графический рисунок (приложение 1) в увеличенном виде.
План занятия
№ | Название этапа занятия | Время в минутах | Методы и приёмы |
1 | Организационный момент | 1 мин. | |
2 | Актуализация знаний | 2 мин. | Активизация учебного процесса через рассказ |
3 | Подготовка к восприятию | 5 мин. | Повторение темы “Множества” выполняя задание 1. Приложение 1 |
4 | Изложение нового материала | 10 мин. | Выполнение задания 14 из ученической тетради. Приложение 2 |
5 | Работа на компьютере | 10 мин. | Прослушивание лекции с ПК о способах задания множеств. Практическая работа на компьютере |
6 | Физпауза | 1 мин. | Релаксация зрения под звуки детской песенки |
7 | Закрепление нового материала | 7 мин. | Практическое выполнение заданий на выделение основных свойств предметов. Задание 15 из ученических тетрадей |
8 | Физпауза | 1 мин. | Игра “Найди лишнего” |
9 | Подведение итога занятия | 3 мин. | Анализ работы учащихся на занятиях. Задание на внимание и готовность ракет к полёту |
Активация учебного процесса
Учитель. Знайка построил ракету и собрался полететь на Луну. Незнайка тоже очень хотел побывать на Луне. Незнайка пришел спросить Знайку, возьмет ли он его в полет.
Знайка ответил: “ Я бы тебя взял, но ведь ты ничего не знаешь. В полет можно брать только опытных и начитанных коротышек. Смотри, сколько я сам разных книжек прочитал”. Незнайка крепко задумался: “ Да, так много мне вовек не прочитать. Вот если бы найти нетолстую, но умную – преумную книжку, как вот эту”. Знайка дал ему книгу “Множества. Способы задания множеств”.
Давайте поможем Незнайке познать науку о способах задания множеств и полететь ша Луну. За хорошую работу я буду выдавать вам карточки со словом “Знайка”, что будет означать, что вы помогли выполнить Незнайке задание.
Подготовка к восприятию нового материала
Задание первое. (Приложение 1).
- Перечислить множество зверей на картинке. (Волк, белка, олень, медведь).
- Перечислить множество птиц на картинке. (Сова).
- Перечислить множество деревьев. (Деревьев на картине нет.)
Ответы проанализировать вместе с детьми.
Множество может включать совсем немного предметов, или очень-очень много предметов, или совсем не иметь предметов.
Учитель вручает карточки со словом “Знайка” самым активным ученикам.
Изучение нового материала
Учитель. Множество является заданным, т.е. известным, если ясно, какие у него элементы. Чтобы задать множество, нужно перечислить все его элементы.
Задание второе.
Задание 14 в тетради. (Приложение 2.)
Дети перечисляют дни недели и записывают “Дни недели”.
Дети перечисляют буквы алфавита и записывают в тетради “Буквы русского алфавита”.
Работа на компьютере
Задание третье.
Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 2 год обучения. “Обобщение”. Ученики слушаю лекцию с ПК.
Объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств.
Возьмем несколько предметов. Например: красный мяч, красную ленту и красный помидор. Эти предметы можно объединить по одному общему для них признаку – цвету. Все они красные. Из предложенных предметов два (мяч и помидор) можно объединить в другую группу - по форме. Оба эти предмета круглые.
Часто предметы, объединенные в одно множество, можно назвать каким-то общим словом (понятием). Например: чашка, стакан и тарелка имеют общее свойство. Они предназначены для еды и питья. Объединить их можно одним понятием – посуда.
Проанализировав лекцию, учитель объясняет практическую работу на ПК.
Обсуждаются этапы работы на компьютере.
1.Обсуждаются вопросы:
- Как выбирается задание на компьютере?
- Как дополнить необходимыми предметами данное множество?
- Как узнать о правильности выполненного задания?
2.Обсуждаются этапы работы.
- Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.
- Дополнить необходимыми предметами, прилагаемыми рядом справа, способом “протаскивании” нужной пиктограммы мышкой.
- Принцип самостоятельного выбора задания. Компьютер оценивает правильность выполнения задания.
Ученики составляю множество овощей, фруктов, животных, предметов по цвету, инструментов и геометрических фигур.
Учитель вручает карточки со словом “Знайка” выполнившим задание.
Физпауза
Под звуки песни “Привет Незнайка” ученики рассаживаются по своим местам за столы.
Выполнить упражнения на релаксацию зрения.
Закрепление нового материала
Задание четвертое.
Выполнить задание 15 в тетрадях. (Приложение 2).
Ученики называют общее свойство предметов и дают название множеству. Записывают в тетрадях.
Ответ:
- Овощи.
- Круглые предметы.
- Голубые предметы.
- Металлические предметы.
Учитель проверяет и оценивает несколько работ, награждает карточками со словами “Знайка”.
Физпауза
Задание пятое. Игра “Найди лишнего”
Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.
Например:
- В северных реках Уса и Печора водятся рыбы: щука, камбала (хлопок), кит(хлопок), налим, сёмга, карась, скат(хлопок), сиг.
- Города Коми республики: Сыктывкар, Сосногорск, Ухта, Москва (хлопок), Воркута, Минск (хлопок), Инта, Усинск, Вологда (хлопок), Печора
- Планеты: Луна, Марс, “Сникерс” (хлопок), Сатурн, Юпитер, Земля, вода (хлопок).
Итог занятия
Подводятся итоги занятия. О способах задания множеств. Кто и как помогал Незнайке. А все вместе помогли ему подготовиться к полету на Луну.
Задание шестое.
(Приложение 3). Чтобы полететь на Луну, проверим готовность ракет к полёту.
Ответ: вариант А.