Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика, Информатика


С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помочь учителю более эффективно организовать работу по предъявлению нового материала, широко использовать отсканированные слайды.

Прежде всего хочу отметить, что нельзя использовать видеофрагмент только ради демонстрации. Применять его можно только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию математических знаний в умений, т.е. для: создания у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний, проверки знаний учащихся.

Использование видеофрагментов позволяет приступить к решению важной задачи медиаобразования школьников, т. е. формированию информационных умений на материале средств массовой информации.

Например, при изучении темы "Графики" применение НИТ нацелено на:

  • отработку умения строить и читать графики;
  • развитие графической культуры, познавательного интереса к изучению математики;
  • расширение кругозора учащихся;
  • привитие навыков самостоятельной работы, воспитание адекватной самооценки,

Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.

На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.

На контрольном уроке компьютер может проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал.

Кроме этих трех основных типов программ, могут быть и другие: обобщающие, игровые, комбинированные.

Особо мне хотелось бы остановиться на использовании такой информационной технологии, как компьютерные презентации на уроках математики.

Компьютерные презентации использую на уроке в процессе объяснения нового материала. Что же представляет собой компьютерная презентация?

Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты (графу, анимацию, видео, звук). Электронные страницы презентации называются слайдами. Созданные слайды позволяют вывести на экран необходимый материал, который учащимся необходимо законспектировать, это дает возможность и учителю, и учащимся вести диалог через компьютер.

При использовании компьютера как средства обучения, можно выделить следующие положительные моменты: компьютерные технологии повышают мотивацию учения; позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение; создают условия для самостоятельной работы; способствуют выработке самооценки у учащихся; создают комфортную среду обучения; служат справочником, обучающим устройством и тренажером.

Математика – наука сложная, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной.

Предлагаю разработку урока математики в 5 классе, с использованием презентации Power Point и программы-теста, написанной с помощью HTML.

 Тема: “Обыкновенные дроби”.

Цели:

  • Систематизирование и выявление уровня ЗУН учащихся.
  • Привитие навыков самостоятельной работы.
  • Воспитание адекватной самооценки и коммуникативных качеств личности.
  • Развитие математической речи.

Ход урока:

1 этап. Применяется презентация Power Point.

Класс делится на группы. Учитель задает вопросы, а ученики, отвечая на них, зарабатывают баллы для своей команды. После каждого ответа ученика на экране появляется правильный ответ. В результате работы определяется победитель – группа, набравшая наибольшее количество очков.

Вопросы и задания:

  1. Какая дробь называется правильной?
  2. Какая дробь называется неправильной?
  3. Прочитать и определить название дробей: ; ; ; ; .
  4. Прочитать и определить название дробей: ; ; ; ; ; .
  5. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Какая дробь больше: правильная или неправильная? Привести примеры.
  7. С помощью примера: += рассказать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
  8. С помощью примера: -= рассказать правило вычитания дробей с разными знаменателями.
  9. Объяснить, как получили следующее равенство: = ;
  10. Объяснить, как получили равенство: = .

2 этап. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста. Задания, требующие вычислений, необходимо оформить в рабочей тетради. Отвечая на вопросы теста, каждый ученик зарабатывает баллы для своей команды.

Задания теста:

1. Дробь называется правильной, если числитель

  • равен знаменателю;
  • больше знаменателя;
  • меньше знаменателя.

2. Дробь называется неправильной, если знаменатель

  • больше числителя;
  • меньше или равен числителю.

3. Если числитель дроби равен знаменателю, то такая дробь

  • правильная;
  • неправильная.

4. Верно ли:

> ?

  • Да.
  • Нет.

5. У Васи было 50 марок. На день рождения он решил подарить всех марок. Сколько марок подарил мальчик?

  • 25
  • 30
  • 15
  • 20

6. В аквариум налили 10 л воды, заполнив его объема. Сколько литров воды вмещает аквариум?

  • 25
  • 10
  • 15
  • 20

7. При решении уравнения = 13 получили:

  • 107;
  • 117;
  • 13;
  • 9.

8. Смешанное число в неправильной дроби:

3 этап. Подведение итогов урока. Награждение победителей.

4 этап. Домашнее задание.

Презентация.

Приложение.