Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
- проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
- умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости крыловской басни;
- развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
Оборудование: иллюстрации к басням, портрет Крылова, рисунки детей. На доске записаны пословицы.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Сообщение целей урока
Учитель
Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И.А. Крылова, и вам предоставляется возможность вспомнить басни, с которыми знакомились на уроках классного и внеклассного чтения, и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
III.Вступительная беседа
Дети.
Образ дедушки Крылова знают и любят с детства, а в более зрелые годы мы сохраняем детские впечатления о нём.
Д.Для каждого из нас он стал близким и родным, чем-то напоминающего рождественского Деда Мороза.
Д.Басни Крылова обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые истины, почерпнутые художником из жизни людей.
Д.Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойдён.
Д.Каждый раз, обращаясь к книге басен Крылова, мы с удовольствием перечитываем их, черпая из басен мудрость.
У.Сегодняшний урок пройдёт в форме КВН.
IV. обобщение знаний учащихся
Представление команд.
Команда “Вороны”, команда “Лисицы” и жюри в составе трёх человек из класса.
У.Каждая команда должна выполнить 5 заданий.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
1.Инсценировка басен(домашнее задание).
Команда инсценирует по две басни для команды соперников.
Задание:
-Вспомните название басни.
-Назовите недостатки людей, которые высмеиваются в данной басне.
-Ответьте на вопрос: “Какова мораль басни?”
-Попытайтесь выразить главную мысль пословицей.
Инсценировка басни “Ворона и лисица”.
У.Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?
(Лесть, глупость)
-Какова мораль этой басни?
Д.В мире существует такой порок, как лесть, её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых людей. Не нужно быть глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где – ложь.
У.Какой пословицей можно выразить главную мысль басни?
Д.Держи ухо востро.
У.Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети объясняют.
Инсценировка басни “Кукушка и петух”.
У.Какие недостатки людей высмеивает Крылов в этой басне?
Д.Лесть, подхалимство.
У.Чему вас учит эта басня?
Д.Нужно быть честным по отношению к себе и к другим. Говорить только то ,что есть на самом деле, не кривить душой.
У.Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?
Д.Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
У.Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Инсценировка басни “Зеркало и обезьяна”.
У.Какие недостатки людей высмеиваются этой басней?
Д.Неумение видеть себя и свои поступки.
У.Чему учит эта басня?
Д.Тому, что прежде, чем на других указывать, обсуждать их, лучше с самого себя начать, посмотреть всё ли у тебя в порядке.
У.Какой пословицей можно выразить мораль басни?
Д.В своём глазу и бревна не увидишь, а в чужом соломинку заметишь.
У.Объясните, пожалуйста, смысл этой пословицы.
Инсценировка басни “Стрекоза и муравей”.
У.В чём мораль этой басни?
Д.Нужно делать всё вовремя. Сначала сделать дело, а потом отдыхать.
У.Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?
Д.Делу время, потехе – час. Сделал дело, гуляй смело. Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.
У.Как вы понимаете смысл этой пословицы?
У.А у вас ребята бывает такое, что не сделаны уроки, а вы гуляете, откладывая их на потом?
Дети отвечают.
У.А теперь, какой совет дали бы вы ребятам, которые ведут себя как главная героиня из басни “Стрекоза и муравей”?
Дети дают советы.
Подведение итогов конкурса.
V.Физминутка
2.Каждой команде показывается по две иллюстрации с недостающими персонажами или предметами.
Задание:
-Определите название басни.
-Назовите недостающий персонаж или предмет.
-Вспомните басню (прочитайте наизусть)
-Определите мораль басни.
Команде “Вороны”: “Слон и Моська” (одна Моська), “Зеркало и Обезьяна” (мартышка с медведем)
Команде “Лисицы”: “Чиж и Голубь” (пустая клетка), “Мартышка и Очки” (мартышка без очков)
Подведение итогов конкурса.
3.Каждой команде зачитывается отрывок из басни.
Задание:
-Вспомните название басни.
-Назовите персонажей.
Засчитывается ответ поднятой руки.
Подведение итогов конкурса.
4.Каждой команде даётся листок с названиями басен.
Задание:
-Отметьте басни, которые И.А. Крылов не писал.
Список басен:
“Волк и Ягнёнок”
“Ворона и Лисица”
“Кошка и Соловей”
“Соловей и Ворона”
“Кукушка и Петух”
“Две подруги”
“Две собаки”
“Полкан и Шавка”
“Рыбьи дела”
“Рыбья пляска”
Подведение итогов конкурса.
5.Каждой команде по очереди зачитываются названия предметов из басен.
Задание:
-Узнайте и назовите басню.
-ель, сыр (“Ворона и Лисица”);
-очки, камень (“Мартышка и Очки”);
-пирог, бочонок, жаркое, кот (“Кот и Повар”);
-воз, облака, вода (“Лебедь, Рак и Щука”);
-сад, ягодки, глаза (“Лисица и Виноград”);
-подушка, ковёр, диван, серебро (“Две собаки”);
-замок, секрет (“Ларчик”);
-двор, огонь, ружьё (“Волк на псарне”).
Подведение итогов конкурса.
VI.Подведение итогов конкурса
Подведение общих итогов, слово членам жюри.
VII.Итог урока
У.Сегодня мы постарались вспомнить басни И.А. Крылова, с которыми знакомились на уроках классного и внеклассного чтения.
-Какие человеческие слабости и пороки высмеивал автор в своих произведениях?
Д.Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь, лицемерие, равнодушие к чужому горю, хвастовство, душевную чёрствость, подхалимство, лень, неблагодарность.
У.Чему вас научили басни? Что полезного из них взял каждый для себя?
Д.Быть честным и искренним по отношению к себе и другим людям, быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым.
У.Ребята, большое спасибо за урок.