Цель занятия: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по истории России второй половины XYIII в., анализ противоречий внутренней и внешней политики России во время правления Екатерины II и Павла I.
Задачи занятия:
а) образовательные – обобщение, систематизация изученного ранее фактического материала, попытка определить, каким образом субъективные качества российских самодержцев влияли на жизнь государства.
б) воспитательные – побуждать учащихся обсуждать между ними проблемные, спорные ситуации, самостоятельно искать пути их решения, попытка найти компромисс, стать толерантнее друг к другу.
в) развивающие – развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде, развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.
Тип занятия: повторительно-обобщающее.
Оборудование: материалы заданий, иллюстрации, карточки, классная доска, учебник (Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XYII – XIX вв. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2000).
План занятия:
- Преамбула (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её практической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, условий игры, создание доброжелательной атмосферы – 5 мин.
- Розыгрыш права начать игру – 5 мин.
- Конкурс “Домашнее задание” - выступление двух команд – “современников” Екатерины II и Павла I, аргументация собственной позиции, ответы на вопросы “экспертов”. Анализ выступления команд экспертной группой, рецензирование – 20 мин.
- Конкурс знатоков – “Мозговой штурм” - 10 мин.
- Конкурс “Капитанов команд” - 10 мин.
- Работа с источниками (документами) – 20 мин.
- Подведение итогов занятия – 5 мин.
- Саморефлексия учащихся – 5 мин.
(занятие рассчитано на 1 час 20 минут)
Условия урока-игры
В игре принимают участие 2 команды по 6-8 человек каждая. Несколько учащихся, выбранных самими ребятами, составляют экспертную группу, оставшиеся учащиеся выступают в роли болельщиков.
Вначале определяется команда, которая получит право начать игру. Учащимся предлагается внимательно прочитать отрывок из мемуаров В.Н. Головиной [Головина В.Н. “Мемуары”. М., 1911] и ответить на вопрос: “О каких чертах правления Павла I и свойствах его характера свидетельствует этот эпизод?”
“Однажды весною, после обеда, бывшего обыкновенно в час, император гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колокола, во всяком случае, не церковного, и, справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду. Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в 3 часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час”.
На размышление даётся 3 минуты. Капитан команды определяет, кто будет отвечать (каждый член команды имеет право ответа только 1 раз, таким образом, в течение игры почти все члены команды имеют возможность ответить). Если, по мнению экспертной группы, команда отвечает полно и правильно, за ответ она получает 5 баллов, в случае правильного, но краткого и неаргументированного ответа, - от 2 до 4 баллов, за неправильный и неполный ответ команда может получить от 0 до 1 балла.
Команда, набравшая больше баллов в ходе первого задания, открывает игру (далее все вопросы задаются поочерёдно), соответственно, команда, набравшая больше баллов по итогам всей игры, объявляется победителем.
Конкурс “Домашнее задание”
Задача каждой команды (предварительно сами ребята договариваются, “современниками” какого монарха – Екатерины II или Павла I они хотели бы стать на время игры) - убедительно и аргументированно продемонстрировать преимущества правления того монарха, чьими “подданными” они являются. После выступления экспертная группа вправе задать командам уточняющие вопросы, а затем оценить и прокомментировать выступление. Максимальная оценка – 5 баллов.
“Мозговой штурм”
Задача команд: восстановить хронологическую последовательность, указав даты перечисленных событий российской истории. Команда, выполнившая задание первой и без ошибок, получает 5 баллов, вторая – от 0 до 4 баллов.
- Кючук – Кайнарджийский мир
- Присоединение Крыма к Российской империи
- Созыв Уложенной комиссии Екатериной II
- Первый раздел Польши
- Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва
- Ясский мир
- Открытие Смольного института в Петербурге
- Открытие в Петербурге памятника Петру I –
“Медного всадника”.
(правильная последовательность 7,3,5,1,4,8,2,6).
Конкурс капитанов
Капитанам команд одновременно задаются вопросы и предлагаются 4 варианта ответа, задача капитанов – поднять табличку с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Кто был воспитателем наследника престола Павла Петровича?
а) Лагарп
б) Панин
в) Потёмкин
г) Екатерина II
2. Какое сословие составляло основную базу русского Просвещённого абсолютизма?
а) мещанство
б) крепостное крестьянство
в) купечество
г) дворянство
3. Отметьте территорию Польши, отошедшую к России по разделу 1795 г.
а) Правобережная Украина
б) Восточная Белоруссия
в) Галиция
г) Литва
4. В Петербурге стоят два памятника Петру I. Отметьте автора того, который был поставлен в правление Екатерины II:
а) Растрелли
б) Фальконе
в) Тон
г) Мартос
5.Укажите событие, которого не было в период царствования Павла I
а) принятие императором звания гроссмейстера Мальтийского ордена
б) мелочная регламентация быта русского дворянства
в) издание Манифеста о вольности дворянства
г) издание Манифеста, устанавливающего передачу престола строго по мужской линии
(правильные ответы: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 5-в).
Работа с документами (источниками)
Задание командам: внимательно прочитайте 2 отрывка из предлженных источников и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.
1 команда:
1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”.
М.М. Сперанский
Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно?
2. . “Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он хотел быть Иоанном IY: но россияне уже видели Екатерину II, знали, что государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти с повиновением и низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права… Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, как на грозный метеор, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий”.
Н.М. Карамзин
Вопрос: Соответствовали ли политика Павла общим тенденциям развития Российского государства со времен Петра Великого, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой? Попытайтесь найти связь между его политикой и дворцовым переворотом 1801 г.
2 команда:
1. Просвещённым абсолютизмом называют время с середины XYIII.в. до Французской революции 1789 г., и связывают его с именами прусского короля Фридриха II, австрийского императора Иосифа II и Екатерины II. Именно их политика, как считают историки, в наибольшей мере складывалась под влиянием идей просветителей. Многие историки, однако, полагают, что в России Просвещённый абсолютизм был политикой лишь первых лет царствования Екатерины II и затем, после восстания Пугачёва, сменился политикой откровенно реакционной. Другие считают, что Просвещённый абсолютизм вообще, а в России в особенности, был своего рода либеральной маской, в то время как суть политики не менялась. Наконец, третьи утверждают, что понятие Просвещённый абсолютизм в принципе не совместимо с российским самодержавием. С другой стороны, некоторые историки считают возможным применять понятие Просвещённый абсолютизм и к царствованию Елизаветы Петровны и даже Петра I.
Задание: Внимательно прочитайте текст и сделайте вывод о политике Екатерины Великой и возможности применения к ней понятия Просвещённый абсолютизм. Приведите аргументы “за” и “против”.
2. “Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое. Дворянство обеспечено в верном получении доходов со своих поместий, отпуская за море хлеб, корабельные леса, мачты, сало, пеньку, лён и т.п. Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нем ненависть к Павлу, и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом. Мысль извести Павла каким бы то ни было способом сделалась почти общею”.
М. Фонвизин
Вопрос: Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в России?
Подведение итогов занятия
Объявляются результаты, высказываются члены экспертной группы, учитель, награждаются победители.
Саморефлексия учащихся
Учащимся предлагается высказаться о том, насколько им понравилась игра, что было легко и понятно при выполнении заданий, а что показалось сложным, как они могут оценить собственное участие в коллективной игре и выступление команды в целом.