“Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды
знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем…”
Габдулла Тукай
Зрительный ряд: выставка, подготовленная учениками “Бабушкин сундук”.Таблицы растительных орнаментов.
Литературный ряд: стихи Г. Тукая.
Музыкальный ряд: татарские народные мелодии.
Материалы: самоклеющаяся пленка, шаблоны растительных мотивов, бросовый материал - пластмассовое ведерко из-под майонеза, ножницы.
Конспект урока:
Декоративное искусство - обширная область художественного творчества, включающая в себя традиционные ремесла и новые виды художественной промышленности, внешнюю и внутреннюю отделку зданий и мебель, декоративные ткани и костюмы, сувениры и т.п. Это искусство художественного оформления быта и всей окружающей нас предметной среды. В наше время люди, занимающиеся этим искусством, самые востребованные в мире профессий. Назовите, пожалуйста, данную профессию.
Ученик:
Дизайнер.Произведения декоративного искусства имеют двойственную природу. Они связаны как с материальным, так и духовным производством, органически соединяют в себе утилитарные и эстетические функции.
Специфика художественного языка и образность декоративного искусства формируется в зависимости от вида используемого материала (металл, дерево, ткань и т.п. ) и способа его изготовления, будь-то изделие домашнего ремесла или традиционного промысла, серийное или выставочное - уникальное произведение профессионального художника. Но надо учитывать также и форму функционирования произведений декоративного искусства, которые могут быть предназначены для бытовой среды (убранства интерьера) или комплекса костюма. Обширная область их применения – оформление празднеств, обрядов, выставочных экспозиций и другие элементы временного убранства.
Другая отличительная особенность декоративного искусства - это его яркое этническое своеобразие. Как никакое из других искусств оно связанно с традицией и не может существовать вне символических, орнаментальных образов и навыков мастерства, сложившихся еще в далеком прошлом. Именно в современном декоративном искусстве республики получают возможность развития традиции татарского народного искусства, его эстетические, этнические, утилитарно- бытовые функции. Они могут быть переосмыслены и трансформированы в творчестве профессиональных художников, народных и самодеятельных мастеров. В продукции предприятий народных и художественной промышленности. Это формы творчества, существующие в современном декоративном искусстве. Одни из них возникли в годы советской власти, другие- в конце ХIX- начале ХХ вв., хотя истоки большинства художественных ремесел надо искать в традиционном народном искусстве.
Из поколения в поколение передавались традиции татарского декоративного искусства. Они представлены в высокохудожественных произведениях ювелирного ремесла и в таких техниках его, как бугорчатая и плоская ажурная филигрань, в уникальной кожаной мозаике, тамбурной и золотошвейной вышивках, художественном ткачестве, в полихромной декорации и резной орнаментации сельского жилища, в искусстве резьбы по камню. Эти шедевры искусства татар стали неисчерпаемым источником вдохновения в творчестве современных художников.
Развитие декоративного искусства- это развитие и взаимодействие двух типов творчества- традиционного народного и уникального профессионального искусства. Народное искусство является хранителем национальных традиций, художественного мышления и мировоззрения народа как определенной этнической общности.
В формировании общенационального искусства татарского народа, состоящего из таких этнических компонентов как татары волжские (казанские, мишаре, кряшены), уральские, сибирские, и другие, основополагающую роль сыграла художественная культура казанских татар. Несмотря на определенную сложность своей художественной системы, татарское декоративное искусство является целостным. Поскольку оно развивается одновременно с формированием татарского этноса, то несет в себе этническое ядро художественной культуры, являясь одним из основ национального.
Анализ декоративного искусства Татарстана выявил, что на современном этапе доминирующую роль в нем играет профессиональное творчество. Конечно, образный язык, материалы и технологии, которыми оперирует современный художник, выкристаллизовывались в недрах традиционного коллективного творчества, каким является народное искусство.
Богатство, содержательность и многообразие художественного таланта татарского народа нашли выражение в его творчестве- задушевных мелодиях песен, текстах баитов (сказаний), искрометных танцах, пословицах и поговорках.
(Домашнее задание - ученики на свой выбор исполняют татарский танец, песню или зачитывают пословицы и поговорки).
Но, пожалуй, наиболее ярко и красочно этот талант обнаружил себя в изобразительном искусстве, в котором воплотились и утверждающий оптимизм и поэтичность, глубокая философская мысль и практическая смекалка.
Татарам известны все основные виды творчества в области декоративного и прикладного
искусства, будь то монументальная архитектура или убранство народного жилища, разнообразный комплекс национального костюма или бытовой ансамбль интерьера, оформление различных обрядов, празднеств и т.д. Произведения татарских мастеров раскрывают перед нами картину развития в исторической жизни народа таких видов искусства, как узорчатое ткачество и ковроделие, вышивка тамбуром и золотое шитье, резьба по камню и дереву, кожаная мозаика и ювелирное искусство, каллиграфия.
(Кабинет украшен выставкой – произведениями татарских мастеров - подлениками. Собран с помощью учащихся).
Все эти виды декоративного творчества имеют свой, веками выработанный, комплекс орнаментальных форм и мотивов, композиционных и ритмических построений, свою специфику и изобразительный язык, отражающие особенности национальной культуры.
Ученик:
(сообщение). Культура татар занимает особое место в тюркском мире. Как западная ветвь тюркской цивилизации она служила посредническим звеном между культурами Востока и Запада, Центральной Азии и России. В ней достаточно рано, в отличие от других тюркских народов, получили развитие элементы европейской культуры. Высокохудожественные образцы национального искусства татар занимают достойное место в мировом культурном наследии.Искусство татарского народа складывается из культуры различных составляющих его этнических групп: казанских татар, мишарей, кряшен, касимовских, приуральских, астраханских, сибирских и других, проживающих в основном на своих исконных территориях Поволжья и Приуралья, Западной Сибири. Ведущей и объединяющей для этих этнических групп была и остается культура казанских татар.
В различных произведениях мы встречаем изображения животных, птиц и человека как в орнаментальном декоре, так и в мелкой пластике. Многие из этих образов сохранились в промежуточной форме в фольклоре, мифологии, верованиях казанских татар, в народном орнаменте. К концу домонгольского (Х - начало ХII вв.) периода зооморфная тематика в булгарском искусстве заменяется цветочно- растительной орнаментацией. “Цветочный стиль”, с его живописной системой композиции, определяет образный строй художественного языка булгарских, а позднее казанско-татарских мастеров, выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении-в формах растительной орнаментики.
Ученик:
(сообщение). Цветочно-растительный орнамент занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний. Рядом со степными узорами древнего восточно-азиатского и восточноэллинского происхождения (тюльпаны, пальметты, пальметтовидные, лотосообразные, трилистники) мирно уживаются в стилевом единстве изображения садовых и полевых цветов более позднего происхождения. В этом разнообразном мире цветов наряду с реалистично трактованными значительное место занимают и фантастические цветы; однако и здесь, в своей фантазии, народные умельцы руководствовались чувством меры, ритма, масштаба. Наиболее реалистичная трактовка цветов и листьев проявляется в вышивках, технике гравировки, а стилизованная, условная- в технике скани. В резном украшении жилища растительная орнаментация получает небольшое распространение, и то лишь с конца ХIХ в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. Цветочно - растительные изображения подразделяются на три группы: степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Преобладающее место в творчестве народа занимают изображения степных и луговых цветов. Изображения садовых цветов встречаются в большинстве случаев в искусстве городского расселения. Из степных мотивов азиатского происхождения преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики, ветреницы. Из луговых мотивов местного происхождения часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, цветов шиповника, ромашек.Из садовых - георгины, хризантемы, астры, пионы, анютины глазки, розы. реже нарциссы и ирис. Изредка встречаются изображения колосьев ржи, листьев кенафа, конского щавеля, ягод черники, шиповника, фруктов.
Задание: Выполнить дизайнерский проект-аппликацию, используя растительный мотив орнамента казанских татар. (С помощью самоклеющей пленки ученики и бросового материала- ведерка из-под майонеза, шаблонов –элементов растительного орнамента учащиеся должны придумать линейную композицию для цветочного горшка с татарским растительным орнаментом. Детям демонстрируется готовый проект. На классной доске рисуется схема – план поэтапной работы, вывешиваются таблицы разных растительных мотивов: мотив волнообразного побега, композиция типа “модехиль”, мотив трилистника, тюльпана и листьев. Работа может выполняться индивидуально или попарно).
Подведение итогов - выставка проектов.
Домашнее задание: собрать иллюстративный материал по теме “использование растительного орнамента в современном интерьере”.
“…Прекрасным любоваться не грешно…
Немного есть прекрасного на свете,
И греет сердце радостью оно.” (Каюм Насыри. “Сказаниния о мудром Абу али Сине”)
Ваши цветочные горшки стали прекрасным украшением нашего кабинета, они подчеркивают национальный колорит интерьера. Надеюсь и вижу по лицам, вы довольны своей работой, радость переполняет ваши сердца от красоты и успеха проекта. Вы никогда не останитесь равнодушными и не пройдете мимо цветов, будите любоваться формой, цветом. Самое главное берегите природу, любите ее. Завершая наш урок, хочу зачитать отрывок из стихотворения татарского поэта Габдуллы Тукая “Летняя заря”:
“Сплошь в росе, цветы и травы улыбнулись от
души,
Трели песен соловьиных полились дождем в тиши.
Чтоб на радостную землю поглядеть издалека,
Словно лебеди, застыли в синем небе облака…”