Тип урока: изучение нового материала
Вид: урок-практикум
Цели урока:
научить разрабатывать типовой набор элементов мозаики и создавать фигуры из данных элементов в графическом редакторе Paint.
Задачи урока:
1. Учебная – обобщение и закрепление знаний
по программе Paint, формирование навыков
самостоятельной работы учащихся.
2. Развивающая – развитие логического
мышления, памяти, внимания.
3. Познавательная – развитие интереса к
решению творческих задач и межпредметных связей,
усиление познавательной мотивации, повышение
интереса к занятиям информатикой.
Оборудование:
компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением Windows, графический редактор Paint, проектор с экраном.
План проведения урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы | Время |
1. Мотивационный этап | Постановка цели урока. | 2 мин |
2. Повторение пройденного материала. | Фронтальный опрос. | 5 мин |
3. Объяснение нового материала | Беседа с демонстрацией на компьютере. Выполнение задания №1. | 15 мин |
4. Закрепление изученного материала | Выполнение заданий №2 и №3 на компьютере. | 12 мин |
5. Подведение итогов | Вывод, просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. | 5 мин |
6. Домашнее задание | Придумайте и составьте свою композицию из меню готовых форм. | 1 мин |
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте! Вы наверняка любите играть? А в мозаику вы когда-нибудь играли?
Ученики: (предполагаемый ответ) Да.
Учитель: Что можно делать из мозаики?
Ученики: Из мозаики можно складывать различные картинки.
Учитель: Из чего состоит мозаика?
Ученики: Мозаика состоит из различных фигурок.
Учитель: Все ли мозаичные наборы, с которыми вам приходилось играть, одинаковы?
Ученики: Нет.
Учитель: Скажите, чем мозаичные наборы могут отличаться друг от друга?
Ученики: В одних мозаичных наборах все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только по цвету. В других наборах фигурки могут быть разной формы.
Постановка цели урока:
Учитель: Сегодня на уроке вы научитесь делать фигуры из элементов мозаики, используя компьютер.
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: “Конструирование из мозаики”.
Фронтальный опрос:
Учитель: Перед тем, как разбирать новую тему, ответьте на вопросы:
1. Какие инструменты имеются в графическом редакторе Paint?
2. Чем отличается произвольное выделение фрагмента от прямоугольного?
3. Чем отличается выделение без фона от выделения с фоном?
4. Как выполняется сборка рисунка из элементов?
5. Как в графическом редакторе нарисовать квадрат и круг?
6. Как связаны в графическом редакторе точки начала и конца прорисовки круга с квадратом?
7. Как создать папку?
8. Как сохранить рисунок на диске в вашу папку?
9. Как открыть рисунок, сохраненный ранее на диске из вашей папки?
Объяснение нового материала:
Учитель: Любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей – типовых элементов. Эти детали должны хорошо совмещаться друг с другом при построении изображения.
Запишите в тетради: Работа по составлению объектов из типовых элементов называется – конструированием.
Конструирование из мозаики – это не только детское занятие, но и одно из направлений искусства.
Учитель: Давайте вспомним из истории, что украшали с древних времен мозаичными панно?
Ученики: Стены зданий и различные бытовые изделия.
Учитель: Правильно. Особенно знамениты итальянские мозаики. Заслугой великого русского ученого М.В. Ломоносова является возрождение мозаичного искусства в России. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных цветных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна. И в современной архитектуре часто используют мозаику для украшения зданий. В Санкт-Петербургском метрополитене, например на станции “Автово”, есть прекрасные примеры мозаичных панно.
Учитель: Отгадайте загадку.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Ученики: Светофор.
Учитель: Молодцы. (Учитель проецирует на экран изображение светофора.)
<Рисунок1>
Учитель: Давайте повторим правила дорожного движения. Ваша задача: закончить предложение, начатое мной.
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться …
Ученики: Опасно.
Учитель: Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь …”
Ученики: Открыт.
Учитель: Желтый свет - предупрежденье –
Жди сигнала для …
Ученики: Движенья.
Учитель: Из каких деталей состоит светофор?
Ученики: Квадрат, круг, треугольник.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие инструменты необходимо использовать в графическом редакторе, чтобы нарисовать светофор.
Ученики: Прямоугольник, эллипс, линия, ластик, заливка, палитра, прямоугольное выделение.
Задание 1. Меню готовых форм.
Учитель: Набор деталей мозаики мы создадим вместе. Я на своем компьютере, а вы, глядя на экран, сделаете это на своем компьютере.
На рисунке 2 представлен графический алгоритм построения деталей мозаики. Все детали построены на основе исходного базового квадрата.
<Рисунок2>
1. Выполните графический алгоритм, представленный на рисунке 2.
(Примечание! Для того, чтобы ваш мозаичный рисунок хорошо просматривался, необходимо обратить внимание на следующее:
а) если ваши фигуры будут состоять из маленького числа мозаичных деталей, то рекомендуется квадрат рисовать со стороной 1 см;
б) если ваши фигуры будут состоять из большого числа мозаичных деталей, то рекомендуется квадрат рисовать со стороной 0,5 см.)
2. Расположите детали получившегося “конструктора” справа на рабочем поле.
3. Сохраните построения в файле с названием “Меню мозаики” в вашей папке.
Задание 2. Фигуры из элементов мозаики. Задание выполняется учениками самостоятельно.
1. В графическом редакторе Paint выполните команду Файл>Открыть.
2. В диалоговом окне выделите файл с названием “Меню мозаики”.
3. Щелкните на кнопке Открыть.
4. Используя прием “скопировать - вставить”, сложите фигуру, приведенную на рисунке 1.
5. Раскрасьте фигуру разными красками, используя инструмент, Заливка и Палитру.
6. Сохраните полученную фигуру в своей папке под именем Светофор.
<Рисунок3>
Закрепление новой темы:
Задание 3. Придумайте и создайте свои фигуры из элементов мозаики.
1. Откройте файл “Меню мозаики”.
2. Придумайте и создайте свои фигуры из элементов мозаики.
3. Раскрасьте фигуру разными красками, используя инструмент, Заливка и Палитру.
4. Сохраните фигуры на диске в своей папке.
Подведение итогов:
Учитель: Давайте попробуем сделать вывод. (Учитель выслушивает мнения учеников и подводит итог)
В графическом редакторе Paint можно разработать типовой набор элементов мозаики, а затем, используя его, конструировать различные узоры, фигурки и композиции. Для выполнения многих графических работ, связанных с конструированием из отдельных типовых элементов, часто используют так называемое меню готовых форм. Сделав такое меню один раз, и сохранив его, можно на основе готовых элементов создавать все новые и новые композиции. Меню готовых форм облегчает работу и освобождает больше времени для творчества. Важно выполнить единственное требование: детали должны быть совместимы. Этого можно добиться, если разработать набор деталей на основе одной фигуры.
Просмотр рисунков, выполненных учениками, используя компьютер, проектор и экран.
Разбор ошибок, допущенных при составлении фигур.
Выставление отметок.
Домашнее задание:
Учитель: Откройте и запишите в дневники. Придумайте и составьте свои композиции из мозаики на компьютере и сохраните их на диске (или в тетради, если компьютера нет).
Рекомендации. В композициях можно комбинировать большие и маленькие мозаичные детали и использовать заливку фона.
Работы учеников.
<Рисунок4>
Бабочка
<Рисунок5>
Петух
<Рисунок6>
Девочка
<Рисунок7>
Рыбка
<Рисунок8>
Цветы
<Рисунок9>
Город
<Рисунок10>
Девушка у колодца
<Рисунок11>
Усадьба
Литература:
1. Информатика 5-6 класс. Учебник. Начальный курс. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 2-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2005.- стр.160.
2. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 2-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2004. - стр.176.
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры. Сценарии вечеров досуга. Составитель Т.Ф.Саулина. М.: “Просвещение”, 1989. - стр.64.