Обновление содержания образования в начальной сельской школе (на примере МОУ "Зональненская СОШ")

Разделы: Администрирование школы


Зональненская средняя школа одна из крупных школ Томского района. Только в начальной школе обучалось до 300 человек. В настоящий момент, в связи с демографическим спадом, количество учащихся младших классов от 210 до 250. Это позволяет комплектовать на параллели по несколько классов.

Кроме этого, методическое объединение учителей начальных классов включает в себя высококвалифицированных педагогов.

МО учителей начальных классов состоит из 15 педагогов, 2-х школьных логопедов, школьного психолога, стаж работы которых oт 3-х до 30-ти лет. На данный момент профессиональный статус таков:

  • учителя, высшей категории-5 чел.
  • 1-ой кв. категории-10 чел.

Несмотря, на довольно высокий статус, педагоги стараются постоянно совершенствовать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Благодаря работоспособному, творческому коллективу учителей начальных классов мы имеем возможность обучать детей исходя из их способностей и возможностей и запросов родителей.

Таким образом, у нас открыты классы, которые обучаются по программам:

  • система РО Занкова Л.В.;
  • “Школа – 2100”;
  • традиционная система обучения.

Учителя, работающие в классах по системе развивающегося обучения, много работают над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, сделать их активными участниками учебного процесса. Уроки педагоги выстраивают так, что учащиеся сами замечают те или иные пробелы в понимании материала и пытаются дополнить их. В поисках ответов дети коллективно трудятся, а учитель лишь направляет к желанной цели. В этом учебном году педагоги рассмотрели и изучили методику проведения проблемных уроков при введении нового материала, некоторые учителя уже успешно применяют данную методику.

В классах, где учителя придерживаются подходов традиционной системы обучения, идёт постепенное формирование учебных действий, которые способствуют формированию прочных, глубоких знаний, осознанному усвоению материала. Педагоги продумывают психологические и методические приёмы, чтобы сделать доступным усвоение материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью.

В классах общего назначения у нас обучаются и дети с ЗПР, УО. Учителя, преподающие у детей с особыми нуждами, постоянно работают в тесной связи с медико-психолого-логопедической службой школы. Хорошо зная особенности детей, педагоги умело воздействуют на личность ребёнка с целью достижения образовательных и воспитательных задач. Основа – индивидуальная работа, для этого составляются и постоянно анализируются и дополняются диагностические карты, ведутся тетради индивидуального развития. Вся работа направлена на развитие психических функций и формирование у школьников практических умений и навыков.

Итак, МО учителей начальных классов работает над общими проблемами и над частными в творческих группах (по программам обучения). Таким образом, работая по различным программам, осуществляются разные подходы в обучении, которые помогают индивидуальном восприятию и осмыслению учащимися материала. Довольно высокий процент качественной успеваемости достигается учителями повседневной кропотливой работой. Этому предшествует и огромная работа по комплектованию классов. Проводя диагностику дошкольников, мы придерживаемся определённых принципов и взглядов на организацию процесса обучения и развития ребёнка.

Каждый ребёнок может успешно учиться по такой программе, которая соответствует особенностям его развития.

В этом случае учебный процесс происходит в зоне ближайшего развития ребёнка. Той помощи, которую учитель реально оказывает детям на уроке, оказывается достаточно, чтобы каждый ученик успешно усваивал учебную программу.

В разных системах обучения существуют различные требования к особенностям психологической готовности детей к школе.

Например, в классах, работающих по системе развивающего обучения, мало типовых заданий и усвоение программы происходит за счёт активного участия ребёнка в анализе заданий на уроке. Это требует от детей повышенного уровня познавательной активности, собранности, внимания и пр. Чем сильнее класс по подбору учеников, тем меньше учитель может уделять внимания организации поведения учеников. Он также может повышать темп преподавания, давать детям сложные задания и т. д.

Каждый ребёнок имеет право на успешное обучение, а не просто формальное посещение любой школы.

Ребёнок приходит в школу учиться таким, каков он есть, и он имеет право чувствовать себя успешным, получать удовлетворение и пользу от процесса обучения.

Особенности психического развития не есть нечто изначально заданное и навсегда определённое.

Вследствие этого особенности психического развития могут быть скорректированы при соответствующем изменении ситуации развития.

Здесь мы стоим на позициях деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который утверждал, что все особенности развития психических функций ребёнка, его способностей и поведения подвержены условиями его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается любая бытовая деятельность.

Психика ребёнка адаптивна, и все психические функции и способности развиваются в той мере, в какой они востребованы условиями, в которые помещён ребёнок. При изменении особенностей взаимодействия взрослых с ребёнком соответствующим образом будет меняться и развитие его психических функций.

Таким образом, получается, что на основании диагностического обследования трудно сделать точный прогноз будущих учебных достижений ребёнка, так как диагностика выявляет особенности психического развития здесь и сейчас. В ближайшем будущем всё может измениться: ребёнку могут быть созданы условия, которые будут способствовать его эффективному развитию.

Окончательное решение о выборе для ребёнка класса должны принимать родители.

Именно родителям ближе всего судьба ребёнка, от них в большей степени зависят особенности его психического развития, они больше других заинтересованы в том, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в школе (в общении с детьми на уроках), поэтому они должны нести ответственность за выбор школы и класса.

Психолог может лишь дать рекомендации, рассказать о тех или иных возможных последствиях обучения в различных условиях, показать родителям, к чему может привести их выбор.

По нашему мнению, действительной целью диагностического обследования должно стать оказание помощи детям и родителям в подборе для ребёнка оптимальных условий обучения и развития.

Просветительская работа с папами и мамами у нас начинается на собрании для родителей будущих первоклассников, которое проводится перед началом приёма детей в школу. Родителей информируют о классах, о программах, системах обучения в начальной школе, об особенностях построения учебного процесса в каждом классе. Они узнают о требованиях, которые предъявляются к ребёнку в школе.

Родители также получают информацию о том, что необходимый уровень развития психических функций и способностей детей определяется, с одной стороны, программами и системами обучения, а с другой – подбором учащихся в классе.

То есть ребёнка очень важно готовить к будущим условиям обучения и развития.

Здесь важно отметить, что на самом деле в школу приходят разные дети, и все они могут и должны учиться, но разные системы обучения выдвигают разные требования к уровню психологической подготовки детей. После ознакомления родителей с трудностями, которые ожидают детей в первом классе, им говорится, что, по мнению педагогического коллектива школы, благом для ребёнка является поступление в такой первый класс, к требованиям которого он подготовлен и в котором мог бы успешно учиться. И далее родителям сообщается о том, что для оказания им помощи в выборе для ребёнка класса, системы обучения школьные специалисты проводят диагностику психологической готовности детей к школе.

Причём диагностическое обследование является обязательным для каждого ребёнка, поскольку администрация и педагогический коллектив школы считают своим долгом предупредить родителей о возможных будущих проблемах детей в обучении, дать необходимые рекомендации учителям и родителям по коррекционно-воспитательной работе.

После собеседования совместно со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии комплектуются классы, все материалы собеседования представлены педагогу, набирающему первый класс. Далее составляется общая картина будущего класса. И только после этого начинается формирование базисного учебного плана. Разработанный учебный план школы должен удовлетворять таким требованиям:

  • полнота (сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учёт региональных и национальных образовательных, социокультурных и иных потребностей);
  • целостность (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
  • сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, между циклами предметов, отдельными предметами, между обязательными предметами и предметами по выбору);
  • преемственность между степенями и классами (годами обучения);
  • гибкость плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки учащихся;
  • обеспеченность ресурсами.

Значение учебного плана школы настолько велико, что его разработка ни в коем случае не может быть формальной, в этот процесс должен быть включен весь педагогический коллектив.

Учебный план начальных классов
Зональненской средней школы
на 2005 – 20006 учебный год.

Образовательные области. Образовательные компоненты. Федеральный (Ф), региональный (Р) компоненты.
Русский язык Русский язык Ф 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Литература (чтение) Чтение Ф 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Математика Математика Ф 4 4 4 5 4 4 5 4 5 4 4
Естествознание Мир вокруг нас Ф   0,75 0,75                
  Природоведение Ф         1 1   2   2 2
  Естествознание Ф       2     2   2    
  Окружающий мир Ф 1                    
  Экология Р   0,25 0,25   0,25 0,25   0,25   0,25 0,25
  Сибиреведение Р         0,25 0,25   0,25   0,25 0,25
Искусство Музыка Ф 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  Изобразительное искусство Ф 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  Художественное воспитание Р         0,5 0,5   0,5   0,5 0,5
Физическая культура Физическая культура Ф 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Технология Трудовое обучение Ф 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Итого     20 20 20 22 21 21 22 22 22 22 22
Обязательные занятия по выбору                          
  Информатика   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  Геометрия           1 1          
  ДПИ           1            
  Занимательная грамматика         1   1          
                           
Факультативные занятия                          
  История               1 1 1 1 1
  Полезные привычки   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Максимальная нагрузка учащегося     22 22 22 25 25 25 25 25 25 25 25

Примечание: образовательные программы:

  • Традиционная система обучения: 1Б, 1В,2Б, 2В, 3Б, 4Б, 4В.
  • Система РО Занкова Л.В.: 1А, 2А.
  • “Школа – 2100”: 3А, 4А.

Базисный учебный план устанавливает:

  • соотношение между федеральным, региональным и школьными компонентами стандарта образования;
  • соотношение между базовой и дифференцируемой частями образования;
  • недельную нагрузку по базовым образовательным областям, обязательным и факультативным занятиям;
  • максимально допустимую недельную нагрузку учащихся;
  • итоговое количество часов, финансируемых государством.

В данном учебном плане произошла конкретизация ФБУП, так здесь учтены программы обучения, запросы учащихся и их родителей.

В структуре выделены:

  • инвариативная часть (ядро), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
  • вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Эти две части в учебном плане представлены тремя основными видами учебных занятий:

  • обязательные занятия, обеспечивающие базовое ядро общего образования (формирование и развитие базовой культуры учащегося в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта);
  • факультативные занятия ;
  • обязательные занятия по выбору учащихся.

Разделение компетенций в области образования отражаются в учебном плане посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонента.

  • Федеральный компонент, обеспечивая единство общего среднего образования в стране, включает в себя учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.
  • Национально-региональный компонент отражает региональные особенности Томской области и включает в себя ту часть содержания образования, которая раскрывает своеобразие культуры региона (сибиреведение, экология).
  • Школьный компонент (обязательные занятия по выбору учащихся, факультативные занятия) отражает специфику образовательных программ каждого класса, запросы учащихся и их родителей.

Одной из ценных находок нашего коллектива мы считаем переход на “предметное” обучение в преподавании факультативных курсов.

  • Первый шаг – это опрос родителей и учащихся об их желаниях и запросах (предлагается список факультативных курсов, которые педагоги школы могут предложить к изучению).
  • Второй шаг – обработка анкетирования и выявление более затребованных предметов.
  • Третий шаг – распределение факультативных курсов среди учителей, параллелей, классов.
  • Четвёртый шаг – утверждение программ на заседании Методического совета школы.
  • Пятый шаг – непосредственное преподавание факультативных курсов.

Из базисного учебного плана видно, что на вариативную часть предлагается в разных классах от двух до пяти часов. Таким образом, учителю необходимо ежедневно качественно подготовить уроки обязательной части БУПа да ещё и предметы вариативной части. Мы решили эту проблему так: например, на параллели три вторых класса, каждый учитель выбирает себе факультативный курс, который уже апробирован им, или который он желает вести. Педагог готовит занятия и проводит их во всех трёх классах. Такие занятия проводятся более качественно и результативно. Учителю нет необходимости готовиться к проведению трёх разных занятий, надо подготовить содержательную часть для одного и провести его на высоком уровне.

Благодаря этому у нас остаётся время и на проведение занятий по выбору, которые мы посчитали нужным проводить их для поддержания интереса детей к знаниям, для активного развития склонностей, способностей, талантов. Создаются модульные группы. В каждой параллели проходят еженедельные занятия, где предлагаются нестандартные задания, развивающие логику и смекалку.

Итак, вариативная часть БУП представлена курсами, направленными:

  • на развитие общеучебных навыков (“занимательная грамматика” – этот курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. На этих занятиях дети в игровой форме постигают секреты русского языка).
  • на расширение и углубление знаний (“история” – этот курс служит, прежде всего удовлетворению и развитию любознательности детей, при этом большое внимание уделяется расширению кругозора, развитию мышления и памяти; “геометрия” – основное внимание уделяется формированию пространственных представлений, развитию речи, необходимых практических навыков; “информатика” – этот курс является средством развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы).
  • на развитие трудовых навыков, творческих способностей (“декоративно-прикладное искусство” – этот курс призван развить ручную умелость через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка; знакомству с происхождением материалов, ручных ремёсел, видов художественного творчества, помогает развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного).

Таким образом, учителя начальных классов средней школы посёлка Зональный обновляют содержание образования для более успешного усвоения детьми учебного материала, для повышения качества обучения, для поддержания познавательного интереса.