Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с искусством оригами, историей возникновения бумаги.
- Показать основные приёмы складывания бумаги.
- Научить складывать из бумаги изделие – стаканчик.
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
- Развивать умение правильно организовывать свою работу.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Беседа
Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркменистане мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем вылавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толчёными кусочками коры тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал – бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги; технологию её производства было запрещено вывозить за границу. Несмотря на это в VII в. н. э. странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передаёт секрет бумагоделания. Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой или шелковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в лист бумаги. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым – стеблями бамбука, древесной корой, коноплёй, тряпьём. Через сто лет японская бумага становится по качеству лучше китайской.
На доске записано слово оригами. Дети читают это слово по слогам.
Оригами – это искусство складывания бумаги, которое зародилось в Японии много веков назад.
Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь “ори” означает “сложенный”, а “ками” – “бумага” и “бог” одновременно. Умение складывать из бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага была материалом редким и дорогим.
3. Сказка из бумаги
Учитель, рассказывая сказку, показывает изделия из бумаги, чтобы дети имели наглядное представление воспринимаемой ими информации
Учитель. Вам понравилась сказка? Вы хотите научиться складывать такие изделия? Тогда перед началом работы вспомним какие знаете правила организации рабочего места.
4. Правила рабочего человека
- Каждый работает на своём постоянном месте.
- Готовь рабочее место правильно.
- Во время работы держи рабочее место в порядке и чистоте.
- Береги инструменты, материалы, думай, как сделать лучше.
- Слушай внимательно объяснение учителя.
- При работе соблюдай технику безопасности.
- Закончив работу, убери своё рабочее место быстро и аккуратно.
5. Беседа об изделии, которое предстоит сделать
Учитель. Чтобы узнать, какое изделие из бумаги будем учиться изготавливать, послушайте следующую историю.
Стаканчик.
Мама, папа и Женя пошли в лес за ягодами. Стоял жаркий июльский день. Ягод было так много, что пришлось вылить воду из баночки, чтобы и в неё набирать малину. Но вот всё было наполнено, и они сели отдохнуть около холодного ключа. Вода так и притягивала к себе, очень хотелось пить. Но брать воду было не во что. И тогда Женя сказала:
– А у нас есть листок бумаги?
– Да, – ответила мама.
Девочка взяла лист плотной оберточной бумаги и …подала маме бумажный стаканчик. Такие стаканчики Женя сделала и себе, и папе.
– Какая ты у нас умница, – похвалил дочку папа. – Твое умение нам очень пригодилось.
6. Изготовление стаканчика из квадрата
7. Раскрашивание изделия
Учитель. Чтобы стаканчик выглядел красивым и нарядным, не похожим на другие, его нужно раскрасить так, как позволяет вам ваша фантазия.
8. Выставка работ
Учитель. Где можно использовать это изделие? Можно складывать в стаканчик семена цветов…
Практическое применение.