Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Озёра"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: усвоить понятие озеро, познакомить учащихся с особенностями озёр (пресные, солёные, проточные, бессточные), научить находить крупнейшие озёра на карте полушарий, рассмотреть вопрос охраны водоёмов.

Оборудование: карта полушарий, глобус, карта Тюменской области, рисунки озёр, макет местности.

Ход урока:

  1. Организация класса:

    В начале урока учащиеся сидят полукругом на стульях перед доской. Парты в классе расставлены для работы в группах. Рабочие места оборудованы учебниками, атласами, словарями, глобусами, программами работы группы, бумагой для записей, ручками, карандашами, линейками, пластилином, заготовками для кроссворда.

  2. Актуализация знаний:
  • Дети, вы любите цветы?
  • Очень приятно среди зимы полюбоваться цветущими растениями, а особенную радость испытываешь тогда, когда это растение выращено тобой самим. Вот и мы в течение нашего урока попробуем “вырастить” цветок, но цветок этот необычный. Давайте назовём его ромашкой знаний, особенностью цветка является то, что каждый лепесток “раскрывается” только тогда, когда мы показываем свои знания по определённому вопросу.

( Обратить внимание детей на запись, находящуюся на доске).

  1. Почему брошенный камень падает вниз?
  2. В каком направлении течёт река?
  3. С каким явлением связано испарение воды с поверхности водоёмов?
  4. Где можно увидеть уменьшенное изображение поверхности Земли без искажения формы материков?
  5. Назовите недостающий материк: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
  6. В какой части света мы живём?
  7. Как называется проточный водоём с истоком и устьем?
  8. Как называется самый большой в мире резервуар с пресной водой?
  9. Чем отличаются река, озеро, пруд и лужа?
  10. Откуда вода может попасть в озеро?

( Рядом с номером вопроса прикреплён лепесток от ромашки, на обратной стороне которого написан правильный ответ. Ребёнок, прочитав все вопросы на доске, сам решает, на какой из них он будет давать ответ. Чтобы проверить правильность своего ответа, ученик выходит к доске, открепляет лепесток и проверяет сам себя, прочитав ответ на обороте. В случае неправильного ответа лепесток возвращается на место, и кто-то другой пытается дать ответ на этот вопрос, если же ответ дан правильно, то лепесток самим учеником помещается в то место на доске, где должна “расцвести” ромашка.

Ответы на вопросы: 1. Закон всемирного тяготения. 2. Вниз. 3. Круговорот воды в природе. 4. На глобусе. 5. Австралия. 6. Азия. 7. Река. 8. Байкал. 9. (ответа нет) 10. (ответа нет).

Вопросы 8, 9, 10 или любые другие могут вызвать затруднения , какие-то из вопросов дети вообще не выберут для ответов).

  • Почему данные вопросы вызвали у вас затруднения? (Дети пытаются найти причины своих затруднений, учитель фиксирует высказывания детей, обобщает их и вместе с детьми формулирует тему урока).
  • Попытаемся к концу урока найти ответы на трудные вопросы и сделать наш цветок знаний более пышным.
  1. Совместное “открытие” знаний:

- Для дальнейшей работы нам необходимо организовать работу в группах. Каждая группа будет выполнять свою программу и через определённый промежуток времени представит отчёт о проделанной работе. (Дети переходят на свои рабочие места, знакомятся с алгоритмом работы и приступают к её выполнению, учитель оказывает помощь тем группам, которые испытывают затруднения в ходе самостоятельной работы).

Задания:

Группа 1.

  1. Прочитай материал учебника на странице 8. [1]
  2. Используя полученные знания, ответь на вопросы:
    • Что такое озеро? (Подсказка находится в словаре на странице 4). [2]
    • Чем озеро отличается от реки?
    • Чем озеро похоже на реку?
  3. Используя макет местности и воду, попробуйте определить, где может образоваться озеро. Обозначьте это место на макете синим пластилином.
  4. Используя глобус или карты, найдите озёра, расположенные в Азии, вписав их названия в заготовки для кроссворда.

Группа 2.

  1. Прочитайте материал учебника на странице 8. [1
  2. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
  • Что называется бассейном? (Подсказка в словаре на странице 1). [2]
  • Какое озеро называется проточным?
  • Какое озеро называется бессточным?
  1. Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
  2.            
  3. Используя глобус или карты, найдите озёра, расположенные в

Африке, вписав их названия в заготовки для кроссворда.

Группа 3.

  1. Прочитайте материал учебника на странице 9. [1]
  2. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
  • В каком климате озёрная вода чаще всего бывает солёной?
  • В каком климате озёрная вода бывает пресная?
  • Какая вода пригодна для питья?
  1. Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте озеро и реку.

4. Используя глобус или карты, найдите озёра, расположенные в Австралии и Европе, вписав их названия в заготовки для кроссворда.

Группа 4.

  1. Прочитайте материал учебника на странице 9. [1]
  2. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
  • Какая вода нужна фабрикам, заводам, фермам?
  • По какой причине питьевой воды становится всё меньше?
  • Что такое очистные сооружения?
  1. Выполните задание 3 на странице 9 учебника.[1 ]
  2. Используя глобус или карты, найдите озёра, расположенные в Северной Америке, вписав их названия в заготовки для кроссворда.

4. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).

  • Время работы в группе истекло.
  • Сейчас вам необходимо представить свою работу. Всем слушающим вас ребятам предстоит определить, будут ли найдены ответы на трудные вопросы, и пришло ли время распуститься всем лепесткам нашей “ромашки знаний”. ( Группы выступают по очереди. Учитель ведёт постоянное наблюдение за тем, как выступления воспринимаются учащимися класса. В конце всех выступлений на доске появляется кроссворд со страницы 10 учебника [1]).
  • Как можно назвать получившийся у нас кроссворд?
  • Можете ли вы рассказать что-то об озёрах, названия которых встречаются в кроссворде?

(Возможно организовать выступления учеников с короткими сообщениями, подготовленными заранее).

Примеры сообщений:

  1. В нашей стране есть много озёр, некоторые из них такие огромные, что их за величину называют морями. Например, таким является Каспийское море. Каспийское море-озеро по площади и объёму воды является величайшим на Земле внутренним бессточным солёным озером. Почему же всё-таки Каспий называют морем? Это связано с тем, что озеро имеет многие черты, присущие морям: громадную массу воды, приливы, высокие волны, когда бушует шторм. Но солёность воды сравнительно небольшая (почти в три раза меньше солёности Мирового океана). В море впадает около 130 рек, и главной является Волга. Каспийское море всегда славилось ценными породами рыбы, здесь ведётся и нефтяной промысел.
  2. Байкал – необыкновенное явление на нашей планете, одно из величайших, красивейших озёр. Это самое глубокое, самое большое по объёму чистейшей пресной воды, самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал – одно из древнейших озёр мира: ему около 25 миллионов лет. Более трёхсот рек и речек впадает в Байкал, а вытекает одна река – Ангара. Прозрачность воды в озере достигает более 40 метров. У Байкала очень бурный нрав: высота волн во время шторма достигает более четырёх метров.
  3. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Из него вытекает короткая, но полноводная река – Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны фашистские войска окружили Ленинград. Жители города страдали от холода и болезней, голодали. Лишь зимой, когда замёрзло Ладожское озеро, установилась Дорога жизни. Караваны грузовиков с продуктами и медикаментами прорывались в осаждённый Ленинград, а на обратном пути вывозили раненых и больных, детей. Город выстоял в этой войне – и во многом благодаря ладожской Дороге жизни и гражданскому подвигу народа.
  4. Тюменская область – край сотен тысяч озёр. Точное их число до настоящего времени не определено. С продвижением на север области количество их увеличивается. ( Рассказ об озере Андреевском).
  5. Итог урока:
  • Что узнали сегодня на уроке?
  • Где могут пригодиться эти знания?
  • Как мы получили знания?
  • Кто больше всех помог?
  • Как работал ты?
  • Как работала я?

 

Список используемой литературы:

  1. А. А. Вахрушев. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 2-ого класса. Часть 2.
  2. А. А. Вахрушев. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 2-ого класса. Часть 4.
  3. А. А. Вахрушев. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля” для 2-ого класса.
  4. А. А. Вахрушев. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.
  5. “Начальная школа плюс До и После” №7. 2003г.
  6. Энциклопедия для детей. Том 3. География.