ЦЕЛИ:
- познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с историческим событием;
- формировать навык чтения;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать мышление и пространственное воображение, навык конструирования;
- воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;
- воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок атомного взрыва, фрагменты музыкальных произведений военных лет, опорные карточки, свеча, бумажные журавлики, карта мира.
ХОД УРОКА:
- Подготовительный этап.
- Знакомство с текстом.
- Работа над текстом.
Учитель:
- Найдите и прочитайте, как изображен атомный
взрыв бомбы? (Страница 189 учебника)
(Звучит музыка военных лет)
Учитель:
-6 августа 1945 года – страшная страница в
истории человечества. В этот день на японский
город Хиросиму с американского самолета была
сброшена атомная бомба. В миллионные доли
секунды на мирный город упал огненный шар, шар
ярче солнечного света.
Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет
ничего светлого. Остались только слезы, горе,
смерть…
По всей земле летит сообщение: “Американцы
сбросили атомную бомбу на город Японии”.
(Пауза)
-И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.
С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.
(Музыка прекращается)
В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.
(Подготовленная ученица со свечой в руках):
“Когда я выйду к солнышку?” – спросила у
врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке:
- Когда придет зима, и тысячу журавликов ты
сделаешь сама”
(Учитель подает ей журавлика)
Учитель:
-У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.
(Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь,
Хочу я слышать звонкий смех,
Хочу я радости для всех.
Чтоб злая бомба никогда
Не разрушала города.
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь!
(Свеча гаснет)
Учитель:
- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…
И с тех пор в парке мира города Хиросимы поставлен памятник всем детям, погибшим от атомного взрыва. Каждый день туда приходят и приносят новые гирлянды бумажных журавликов. Бывало, налетит ветер, подхватит бумажную стаю, и тогда журавлики разлетаются по всему свету и словно говорят всем: “Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!”
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”. Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь). Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв? (Он принес смерть.)
(Чтение рассказа учителем и подготовленными учениками).
- А вот как атомный взрыв изобразил художник.
(На доске рисунок взрыва).
- Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике
на рисунок?
- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в
жизнь, делая при этом белых журавлей.)
- Найдите и прочтите, как Сасаки делала
журавликов? (Страница 190 учебника).
- И сегодня я хочу, чтобы каждый из вас тоже
научился делать бумажные журавлики.
(Описание сборки журавлика – оригами.)
Базовая форма “Птица”
- Перегните квадрат по диагонали.
- Согните вправо “долиной”.
- Верхний слой согните влево “горой”.
- Результат. Переверните.
- Согните вправо “ долиной”.
- Согните влево “горой”.
- Сложите углы к центру.
- Разогните.
- Раскройте, отгибая на себя верхний слой, одновременно выгибая указанные складки горой.
- Результат. Переверните.
1
2
3
4
5
11. Наметьте складки.
12. Повторите операции пункта 9.
13. Базовая форма “Птица".
12
Журавль счастья
Журавль — птица, почитаемая японцами. Фигурка журавлика является международным символом оригами.
1. Базовая форма “Птица”. Две складки
“долиной”. Повторите с другой стороны.
2. Наметьте две линии.
3. Вогните внутрь и в сторону с двух сторон.
4.Сформируйте клюв.
5.Опустите крылья.
6. Журавль счастья.
Учитель:
- Давайте вернемся к тексту.
(Работа над текстом).
- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью?
(Врачи, японские дети, московские школьники –
присылали ей свих журавликов.)
- Что сделали, чтобы память о погибших детях
увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в
центре города Хиросимы.)
- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте.
(Страница 191 учебника).
- Как ведут себя люди и дети у этого памятника?
(Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько
секунд проводят в молчании, а дети приносят белых
журавликов.)
- Найдите и прочитайте об этом в тексте. (Страница
191 учебника).
- А сейчас мы с вами тоже проведем несколько
секунд в молчании, в знак памяти всех погибших
детей на Земле.
(Минута молчания при свечах. Составление гирлянды дружбы).
Учитель:
- А теперь из журавликов, которых сегодня сделали мы, составим большую гирлянду дружбы. Она является символом выздоровления и верой в жизнь.
(Дети прикрепляют журавликов по рядам к доске в виде гирлянды.)
- Итог урока и домашнее задание.
Вопросы для закрепления:
- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
- Что такое белый журавлик?
- В какой стране происходили события?
- О каком городе шла речь в тексте?
- Вашим домашним заданием будет пересказ
рассказа, а в знак мира, дружбы и счастья на Земле
мы проводим конкурс рисунков “Пусть всегда
будет солнце, дружба и мир”.