Урок чтения "Ю.Яковлев "Белые журавлики""

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с историческим событием;
  • формировать навык чтения;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать мышление и пространственное воображение, навык конструирования;
  • воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;
  • воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок атомного взрыва, фрагменты музыкальных произведений военных лет, опорные карточки, свеча, бумажные журавлики, карта мира.

ХОД УРОКА:

  1. Подготовительный этап.
  2. (Звучит музыка военных лет)

    Учитель:
    -6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света.
    Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть…
    По всей земле летит сообщение: “Американцы сбросили атомную бомбу на город Японии”.

    (Пауза)

    -И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.

    С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.

    (Музыка прекращается)

    В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.

    (Подготовленная ученица со свечой в руках):

    “Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача.
    А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
    И врач ответил девочке:
    - Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама”

    (Учитель подает ей журавлика)

    Учитель:

    -У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.

    (Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):

    Я жить хочу, не умереть,
    Хочу не плакать я, а петь,
    Хочу я слышать звонкий смех,
    Хочу я радости для всех.
    Чтоб злая бомба никогда
    Не разрушала города.
    Я жить хочу, не умереть,
    Хочу не плакать я, а петь!

    (Свеча гаснет)

    Учитель:

    - Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…

    И с тех пор в парке мира города Хиросимы поставлен памятник всем детям, погибшим от атомного взрыва. Каждый день туда приходят и приносят новые гирлянды бумажных журавликов. Бывало, налетит ветер, подхватит бумажную стаю, и тогда журавлики разлетаются по всему свету и словно говорят всем: “Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!”

  3. Знакомство с текстом.
  4. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”. Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь). Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв? (Он принес смерть.)

    (Чтение рассказа учителем и подготовленными учениками).

  5. Работа над текстом.

    Учитель:
    - Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы? (Страница 189 учебника)
    - А вот как атомный взрыв изобразил художник.

    (На доске рисунок взрыва).

    - Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике на рисунок?
    - Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей.)
    - Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов? (Страница 190 учебника).
    - И сегодня я хочу, чтобы каждый из вас тоже научился делать бумажные журавлики.

писание сборки журавлика – оригами.)

Базовая форма “Птица”

  1. Перегните квадрат по диагонали.
  2. Согните вправо “долиной”.
  3. Верхний слой согните влево “горой”.
  4. Результат. Переверните.
  5. Согните вправо “ долиной”.
  6. Согните влево “горой”.
  7. Сложите углы к центру.
  8. Разогните.
  9. Раскройте, отгибая на себя верхний слой, одновременно выгибая указанные складки горой.
  10. Результат. Переверните.

1

2

3

4

5

11. Наметьте складки.

12. Повторите операции пункта 9.

13. Базовая форма “Птица".

12

 

Журавль счастья

Журавль птица, почитаемая японцами. Фигурка журавлика является международным символом оригами.

1. Базовая форма “Птица”. Две складки “долиной”. Повторите с другой стороны.
2. Наметьте две линии.
3. Вогните внутрь и в сторону с двух сторон.
4.Сформируйте клюв.
5.Опустите крылья.
6. Журавль счастья.

 

 

 

Учитель:

- Давайте вернемся к тексту.

(Работа над текстом).

- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью? (Врачи, японские дети, московские школьники – присылали ей свих журавликов.)
- Что сделали, чтобы память о погибших детях увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в центре города Хиросимы.)
- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте. (Страница 191 учебника).
- Как ведут себя люди и дети у этого памятника? (Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько секунд проводят в молчании, а дети приносят белых журавликов.)
- Найдите и прочитайте об этом в тексте. (Страница 191 учебника).
- А сейчас мы с вами тоже проведем несколько секунд в молчании, в знак памяти всех погибших детей на Земле.

(Минута молчания при свечах. Составление гирлянды дружбы).

Учитель:

- А теперь из журавликов, которых сегодня сделали мы, составим большую гирлянду дружбы. Она является символом выздоровления и верой в жизнь.

(Дети прикрепляют журавликов по рядам к доске в виде гирлянды.)

  1. Итог урока и домашнее задание.

Вопросы для закрепления:

- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
- Что такое белый журавлик?
- В какой стране происходили события?
- О каком городе шла речь в тексте?
- Вашим домашним заданием будет пересказ рассказа, а в знак мира, дружбы и счастья на Земле мы проводим конкурс рисунков “Пусть всегда будет солнце, дружба и мир”.