Программа: “Знай, умей, научись!”
Курс: “Жизневедение”
Раздел: “Введение в школьную жизнь”
Введение в школьную жизнь
Наш курс «Введение в школьную жизнь» направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. В этот раздел входят темы:
- Что значит быть учеником.
- Чем занимается учитель.
- Кто такой директор, завуч.
- Для чего необходимо соблюдать правила поведения на уроке и перемене.
- Правила поведения в столовой.
- Для чего и как пользоваться библиотекой.
- Что значит быть дежурным.
- Чем занимаются старшеклассники.
Эти 8 тем рассчитаны на первое полугодие первого класса. Во втором полугодии мы работали над разделом: “Человек хороших и вредных привычек”.
Сами занятия по курсу строятся по следующей технологии, содержащей три этапа:
1 этап - подготовительная часть к занятию. На этом этапе используется опережающий подход: дается задание по теме, которую только планируется рассмотреть.
Пример: изготовить дома салфетку (это была совместная работа с родителями). Примерами домашних работ могут быть творческие задания:
оформить плакаты; составить памятку; подобрать библиотечку по теме и т. д.
2 этап - вводная часть занятия. Включает в себя ритуал приветствия и планирования темы.
Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу.
Он первый здоровается с детьми.
Педагог, здороваясь с ребенком, обязательно должен назвать его по имени и выразить ему - вербально или невербально - радость и удовлетворение от встречи.
Это могут быть слова «Я рада тебя видеть», теплая улыбка, визуальный (глаза-в-глаза) контакт, тактильный (рукопожатие, прикоснуться к руке) контакт.
Дети в начале игрового занятия рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на полу, на ковре.
Также важно, чтобы прозвучало и приветствие для всей группы. Это формирует чувство принадлежности к группе.
Можно включать и групповое пение (для приподнятого настроения).
3 этап - основная часть занятия, занимающая ѕ запланированного времени. Эта часть посвящена групповому обсуждению и поиску вариантов решений обозначенной темы занятия. Методика проведения занятий отличается от правил проведения урока. На таких занятиях нет места назиданиям, нотациям, однозначным выводам по типу: «Это можно делать, а это нельзя».
При рассмотрении жизненных ситуаций мы используем игровые приемы и упражнения. На нашем занятии вы увидите сказочных героев: Буратино и Мальвину, познакомитесь с вымышленным учеником Федей. Он у нас жил в классе с первого сентября. На его ошибках мы учились.
Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения в столовой, выражений приглашения, благодарности, сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом.
Опорные понятия:
правила поведения за столом;
разговоры за столом;
благодарность, похвала и просьба;
этикетные предписания и запреты;
разбор типичных ошибок, связанных с поведением детей в столовой;
речевое общение с работниками столовой.
Оборудование и материалы:
видеомагнитофон;
телевизор;
магнитофон;
костюмы для сказочных персонажей (Буратино и Мальвина);
кукольная столовая (2 набора);
книга “Весёлый этикет” Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина;
игрушки.
Оформление:
бумажные цветы;
выставка салфеток;
ваза с цветами.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия:
учитель здоровается с детьми, каждого называет по имени;
визуальный контакт “Глаза – в глаза”;
тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие).
2. Сообщение темы.
Учитель. Тема нашего занятия: “Правила поведения в столовой”.
Стук в дверь.
У. Кто-то стучится в нашу дверь (входят Буратино и Мальвина).
У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей?
Дети. Это Буратино и Мальвина.
У. Из какой сказки они пришли?
Д. “Золотой ключик, или приключения Буратино”
У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим.
Сценка “Как Буратино завтракал”.
(Отрывок из книги: Толстой А. “Золотой ключик, или приключения Буратино”. – М., Детская литература, 1989, стр.57)
Мальвина. Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!
Буратино. Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей)
У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запомнишь.
3. Работа над новым материалом.
У. Мы с вами на прошлых занятиях говорили о правилах поведения на переменах. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой? Об этом мы поговорим, послушав рассказ о том, как Федин класс завтракал.
Чтение отрывка героями.
М. Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что при этом нельзя толкаться и шуметь.
На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.
Б.
- Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
М. Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:
- Мне очень стыдно за тебя Слава. Извините, Анна Петровна…
У. Дети, почему Елена Николаевна так сказала? Почему она извинилась за Славу? (Ответы детей) Да, правила культурного поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит другим. Это во-первых. А самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботиться. Вот почему Елена Николаевна извинилась перед Анной Петровной за своего ученика.
М.
- Ничего, - сказала Анна Петровна, - он и сам уже понял, что нехорошо получилось, правда, Слава?
Б. Слава покраснел и опустил голову.
- Мне надо еще чаю, - громко сказал Федя, протягивая свой стакан.
- И мне! – крикнул Витя. И они стали пить чай.
М. А Елена Николаевна сказала:
- Когда мы вернемся в класс, мы поговорим о том, как следует вести себя за столом. Оказывается, не только Слава не знает этих правил.
У. Ребята, о каких правилах поведения будет говорить Елена Николаевна со своими учениками? Какие замечания она сделает Вите и Феде? Да, пожелав ещё чаю, они должны были обратиться к Анне Петровне так, как это принято. В русском языке есть прекрасные слова: пожалуйста, будьте добры, которыми мы выражаем свою просьбу. Это очень важное правило культуры речи и поведения. Каждый воспитанный человек должен его помнить.
А еще о каком правиле забыли Витя и Федя? Да, они не поблагодарили Анну Петровну. Что должны сказать все дети, вставая из-за стола после завтрака? Не забывайте делать это и вы.
4. Просмотр видеофильма
У. Спасибо, Мальвина и Буратино, за чтение. А кто из вас любит отгадывать загадки? Буратино, что ты руку тянешь?
Шепчет Буратино учителю на ухо.
У. Оказывается, Буратино, приготовил нам видео сюжет – загадку. Будьте внимательны, вам надо найти правила, которые нарушили герои.
Просмотр первого видео сюжета.
Цель: показать неправильное поведение детей в столовой.
У. Мальвина тоже приготовила видео сюжет.
Просмотр второго видео сюжета.
Цель: показать образцовое поведение детей в столовой.
У. За каким из столов дети правильно себя вели? (Ответы детей)
У. Молодцы, ребята. Вы были очень наблюдательны и внимательны, правильно отвечали. А сейчас, Буратино, прочитай слово на доске.
Б. Сер-ви-ров-ка. (Работа над смыслом слова сервировка – убранство стола: посуда, столовые приборы)
У. Сейчас я предлагаю разделиться на две команды. Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Мальвина и Буратино.
На двух столах цветы, кукольная посуда, две вазы, салфетки.
Дети работают в командах.
У. А какие предметы помогли вам украсить столы? Зачем люди придумали салфетки?
Выставка салфеток.
(Работы выполнялись дома с родителями).
Б. Какие культурные и воспитанные дети в том классе! Как они много знают правил поведения в столовой. А знаешь, Мальвина, я тоже многому научился у ребят.
М. Я очень рада за тебя, Буратино. Но нам пора расставаться. А на прощание я хочу подарить вам цветок с памятками (правила поведения в столовой)
Памятка - на каждом лепесточке правило, в середине: “Правила поведения в столовой”.
Перед едой мой руки с мылом.
Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.
Сладости кушай только после обеда.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Используй салфетку.
Поблагодари.
Звучит музыка “По дорогам сказок”.
Буратино уходит из класса со словами:
«Спасибо, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Ваш цветочек мне поможет
Правила не забывать.
Постоянно за обедом
Их я буду вспоминать.»
Конец занятия.