Развитие индивидуальных интересов и склонностей в процессе графической деятельности учащихся

Разделы: МХК и ИЗО


Изучение нового предмета всегда вызывает интерес и трудности у учащихся. Черчение не исключение. Восторженность, вызванная новым предметом, быстро проходит, и начинаются монотонные однообразные задания, требующие большого терпения и усидчивости. А этим обладают далеко не все дети. Тем более, если нет особой заинтересованности в результате своей работы. Отметка в этом плане не играет большой роли. Интерес гаснет, и приходится искать новые пути для его активизации к своему предмету и находить возможности для реализации разнообразных способностей у детей.

Задача не из легких. Но мне повезло. В руки попала рабочая тетрадь под редакцией А.А. Павловой “Графика и черчение”. Обрадовало огромное количество разнообразных интересных заданий, связанных с жизнью, много полезной дополнительной информации по всем изучаемым темам, возможность выбора и вариативность. Вскоре была собрана доступная литература по данной программе, и оказалось, что она полностью отвечает всем моим запросам. Программа позволяла построить плавный переход от изучения изобразительного искусства к знакомству непосредственно с черчением через графику. Я стала работать по данной программе, подстраивая ее под свои условия, внося необходимые мне дополнения. <Приложение 1>

Работаю я по данной программе совсем не долго, но результаты уже есть. Главное – это интерес к предмету и к творческим заданиям, а также возможность учащихся реализовать свои способности в том или ином проекте, возможность предлагать и отстаивать свой вариант решения задания, большое количество творческих детских работ.

Данная программа направлена на приобщение учащихся к графической культуре, на знакомство с языком графики, способами создания и передачи графической информации, к созданию значимых образов реального мира. <Приложение 2>

Начинается обучение с обобщения знаний о графическом языке искусства, о способах передачи эмоционального и смыслового содержания рисунка. Мы с ребятами пробуем составлять абстрактные композиции на определенные темы и с помощью линий, штрихов и пятен передавать эмоциональное состояние или вкладывать определенный смысл в эту графическую композицию. Так составляются композиции под названием: “Сон”, “Мечта”, “Непоседа”, “Ужас”, “Веселье” или композиции на передачу движения, ритма, компоновки и заполнения пространства различными плоскими формами.

Затем переходим к работе с конкретными объемными формами (изображение геометрических тел, передача объема, освещенности) и изображению несложных композиций. Это дает возможность ребятам видеть объемные формы с разных сторон и приобрести навыки их изображения на бумаге. <Приложение 3> Они с удовольствием рисуют несложные формы и композиции, состоящие из простых геометрических тел. В этом нам помогает конструктор. В последствии ребята без труда могут воплотить на бумаге свои конструкторские задумки.

Постепенно мы переходим к знакомству с языком черчения. Ребята получают первоначальные знания о линиях чертежа, геометрических построениях, сопряжении, циркульных кривых. Здесь предоставляется прекрасная возможность отработать все приемы работы с чертежными инструментами, добиться аккуратности и четкости выполнения чертежей. И это все без утомительных монотонных упражнений. Ребята выполняют различного рода задания, такие как:

  • вычертить узор в полосе, состоящий из прямоугольных форм, используя различные линии чертежа;
  • составить узор в круге, квадрате, овале, спирали, используя способы деления окружности;
  • составить и вычертить фигурки животных, состоящих из овалов и окружностей с использованием сопряжения;
  • составить и вычертить фигуру игрушки или бытового изделия, используя способы сопряжения;
  • составить узор для фронтона здания школы и ажурных ворот с использованием геометрических построений;
  • составить и выполнить нитевой узор различной сложности.

Творческие работы (по конкретному заданию) представляются к защите перед всем классом, что поднимает интерес у учащихся и здоровое чувство соревновательности.

Интересна в этом плане тема “Шрифты”. Она начинается со знакомства с различными по стилю шрифтами, приобретения навыков составления шрифтов в определенном стиле и выполнения шрифтовых композиций. Ребята с большим интересом составляют и демонстрируют свои варианты шрифтов, особенно им удаются художественные шрифты с акцентом сказочности. Они придают буквам особые образы, умело удерживая все в определенных стилевых рамках. Как завершение – составляются шрифтовые композиции для торжественных случаев, праздников, а также композиции, имеющие определенную национальную окраску.

Тема “Форма и формообразование” дает широкие возможности для изучения простейших плоских и объемных форм, для работы с ними и составления различных композиций. При работе с плоскими формами ребята составляют различные фигуры сказочных персонажей, роботов, животных из простых геометрических фигур. В этом плане очень интересна китайская игра-головоломка ЧИ-ЧАО-ТУ и оригами. Ребята с удовольствием собирают объемные формы из бумаги, а иногда создают и что-то свое.

При знакомстве с геометрическими телами мы подробно останавливаемся на их форме и конструктивных особенностях. Пробуем анализировать форму различных объемных предметов, определяя геометрические тела, входящие в их состав, и их взаиморасположение. Ребята очень любят работу с конструктором и по описанию могут составить любую форму. А после знакомства с развертками и принципами их составления ребята выполняют забавные игрушки из плотной бумаги, конструируя их из простых геометрических тел.

Очень интересна в этом плане тема “Пространство и размерность”. Ребята лучше меня ориентируются в двумерном пространстве, прекрасно строят точки по координатам и с удовольствием составляют задания на нахождение изображения каких-либо персонажей или предметов по точкам, определенным координатами. С трехмерным пространством дела обстоят сложнее, и требуются упражнения, чтобы они могли справиться с заданием построения архитектурного сооружения по координатам.

И хоть все выше перечисленные темы не имеют прямого отношения к черчению, но они дают возможность учащимся без особых затруднений перейти к изучению основного курса черчения и к тому же не потерять интереса к предмету. Развитие графических навыков достаточно, чтобы справляться с любой графической задачей. А творческие задания по окончанию курса 8 и 9 классов позволяют и дальше развивать творческие способности учащихся.

Уже несколько лет я практикую изучение строительного черчения более подробно, чем это предусмотрено государственной программой. Мы рассматриваем и приобретаем навыки по вычерчиванию генерального плана застройки, фасада и плана здания. Начинают ребята с вычерчивания плана собственной квартиры и размещения в ней мебели и бытовой техники. Потом пробуют произвести перепланировку помещения по заданию учителя и обставить интерьер в зависимости от назначения помещения. Вычерчивают генеральный план территории школы и вносят изменения и дополнения по своему усмотрению с последующей защитой своего варианта. Строительное черчение ребятам очень интересно, особенно если объекты, выбранные для вычерчивания, им хорошо знакомы. Они с удовольствием делают эскизы с натуры, производят измерения, предлагают и отстаивают свою точку зрения. А итогом всего является длительная работа по разработке архитектурного проекта с последующей публичной защитой. <Приложение 4> Ребята разбиваются на рабочие группы, определяются со своей идеей, разрабатывают ее и вычерчивают необходимые чертежи, а затем выставляют свою идею на всеобщее обсуждение, отстаивая ее. За все это время мы разрабатывали разные проекты. Это был дачный домик с прилегающей территорией, жилой коттедж, магазин, кафе, реконструкция первого этажа жилого дома под объект малого бизнеса, благоустройство пустующей городской территории, реконструкция здания школы и прилегающей территории. Все эти работы по-своему интересны. А главное – они не оставляют детей равнодушными к делу, которым они занимаются, к творчеству, к реализации своих способностей.

Многие работы детей представляются на выставках, что дает им толчок к развитию своих способностей и дальше.

Я не перестаю убеждаться в том, что данная программа дает широкие возможности как для учителя, так и для ученика. Я могу варьировать и предлагать ребятам различные задания в зависимости от их способностей, темперамента и интересов. Огромный подбор практических и теоретических заданий позволяет успешно осваивать материал. Постоянная смена деятельности на уроке и задания, связанные с жизнью, поддерживают интерес детей к предмету на должном уровне. Ну а значимость данной программы для ребят проявляется, прежде всего, в тех творческих работах, которые они с удовольствием выполняют.