Урок-зачет по теме: "Начальные геометрические сведения"в 6 классе (политехническом)

Разделы: Математика


Цели:

  • обучающая: знать основные геометрические понятия: луч, отрезок, угол и связанные с ними понятия: середина отрезка, биссектриса угла и т. д.;
    уметь изображать схематичный рисунок и решать задачу по готовому рисунку;
  • развивающая: вычислительные умения и навыки; логическое мышление;
    навыки построения чертежей и описание готовых рисунков;
  • воспитывающая: самостоятельность, умение работать в группе;

Ход урока:

Ученики разделены на группы: 1. 7 уч. 2. 5 уч. 3. 6 уч. 4. 6 уч.

Из 1 и 3 групп по одному ученику в дальнейшем будут работать самостоятельно у доски (группы № 1 – С; № 3 – В).

1. Опрос правил: задаются вопросы ученикам (по “цепочке”). По этим вопросам на прошлом уроке была проведена письменная работа. (Приложение)

Перечень вопросов:

  1. Определение луча;
  2. Определение отрезка;
  3. Определение угла;
  4. Виды углов, их определение;
  5. Середина отрезка;
  6. Биссектриса угла;
  7. Луч выходит из вершины угла во внутренней области – что это значит?
  8. Точка лежит на отрезке – что это значит?
  9. Определение вертикальных углов;
  10. Свойство вертикальных углов;
  11. Определение смежных углов;
  12. Свойство смежных углов;
  13. Определение градусной меры угла;
  14. Сколько прямых можно провести через 2 точки?
  15. Сколько общих точек могут иметь 2 прямые?

(Каждый правильный ответ оценивается “кружочком”)

2. Устное решение задач (можно использовать черновик). За правильный ответ ученик получает “кружочек”:

а) 2 прямые пересекаются и при их пересечении сумма двух углов равна 76 °. Найти все углы. (38°, 38°, 142°, 142°)

б) На отрезке длиной 20 см отмечена точка В. Отрезок АВ в 4 раза больше отрезка ВС. Найти длины этих отрезков и вычислить длину ОВ, если В – середина отрезка ОС. (ВС = х, АВ = 4х, тогда Х= 4; ВС = 4 см, АВ = 16 см и ОВ = 4 см)

в) Прямой угол разделен лучом на 2 угла в отношении 2:3. Найти получившиеся углы. (2х + 3х = 90°, тогда углы 36° и 54°).

г) Найти смежные углы, если один на 40° меньше другого. (70° и 110°)

д) Точки А, В и С лежат на одной прямой. Какая из точек лежит между двумя другими, если АВ = АС? Ответ объяснить.

3. 2 ученика работают у доски по готовому рисунку. Нужно записать данные с учетом дополнительно заданных условий и решить задачу.

1 ученик: Рисунок 1 построен по следующим условиям:

МР + АС; луч ВО во внутренней области угла МВС; луч ВЕ во внутренней области угла АВР.

Дополнительные данные:

LОВС = 46°; LЕВР = 20°. Найти: LОВЕ; LАВО; LАВЕ.

2 ученик: Рисунок 2 построен по следующим условиям:

На отрезке АД взяты точки В и С так, что С – середина АВ.

Дополнительные данные:

АВ = 32 см; ВД < АС на 4 см. Найти: АД; СД; ВС,

Дополнительные вопросы:

1) . Найти длину ВС, если АС = 4 см, а ВА в 4 раза больше АС. (20)

2) Из вершины развернутого угла проведен луч, образующий с одной из его сторон угол в 40°. Какой угол образует этот луч с другой стороной развернутого угла? (140°)

 

Работа в группах:

1.

а) Угол между биссектрисой данного угла и продолжением одной из его сторон равен 138°. Найти данный угол. (84°)

б) На отрезке АД отмечены точки В и С так, что АВ = СД и А – В – С. Найти длины АВ и ВД, если АВ на 6 см меньше ВС и АД = 21 см. Сравните ВД и АС. (АВ = 5 см; ВД = 16 см; ВД = АС)

2.  ВД = 17 см и ДС = 25 см. Найти длину ВС. Рассмотреть все возможные способы расположения точек на прямой. (42 см или 8 см)

3. Дан прямой угол АКВ. Луч КЕ проходит во внешней области так, что угол ЕКА = 30°, КО – биссектриса угла АКВ. Найти угол ЕКО. (75°)

4. Дан угол ДОМ = 130°. Внутри угла проведены лучи ОЕ, ОК и ОР так, что ОЕ – биссектриса угла ДОК и ОР – биссектриса угла КОМ, угол КОР = 25°. Найти градусные меры углов ЕОР и РОМ. (65° и 25°)

Каждой группе выдается “Порядок выполнения работы” и “Оценочный лист”.

Порядок выполнения работы:

  1. Выбираем руководителя группы.
  2. Решение задачи показать на листе. Работает вся группа. Заполнить оценочный лист.
  3. Выбрать одного ученика своей группы, который будет защищать решение у доски.

Оценочный лист:

Ф. И. ученика Количество ответов оценка
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      

4. Защита работ.

5. Рефлексия.

В оставшееся время можно решить самостоятельно № 74 и № 66(б) (учебник “Геометрия 7–9” под ред. Л. С. Атанасяна)

6. Итог урока.