Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Определение своих педагогических целей я начинаю с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. “Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”. Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.” (А. Савенков)
Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Мне ближе, понятнее и кажется более приемлемым определение различий, которые изложены психологом Калмыковой З.И. в ее работе “Продуктивное мышление, как основа обучаемости”. Она считает, что дети, прежде всего, различаются:
- различным объемом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала;
- уровнем работоспособности;
- различным типом мышления;
- обучаемостью.
Работая более 10 лет в инновационных учреждениях, я, педагог с 27 летним стажем, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что даже в лицейских классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо создать банк данных по каждому предмету. Опираясь на банк данных и результаты диагностики (память, внимание, мышление, креативность), разделила класс на 4 группы.
Мне сегодня хотелось рассказать о работе с детьми, имеющими высокий уровень развития. В эту группу были объединены 7 человек: Юля В., Валерия К., Карина Х., Катя Ч., Леня Б., Дима В., Ваня Н.. Если все дети в этой группе отличаются высокими результатами обученности, то о Ване Н. следует сказать особо. Он отличается от всех каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображением, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов. Речь отличается бесконечными суждениями, умозаключениями. (По мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка). Он пользуется информацией, как специалист, кодируя ее в своей памяти. Чтобы эту информацию умножить, сам ставит для себя невыполнимые задачи, не всегда соизмеримые с его силами. Ваня очень чувствителен, реагирует не только на слова, но и на жесты, интонацию.
Первым шагом в работе с такими детьми было микроисследование, которое помогло мне определиться в основных задачах работы с такими детьми. Определив, таким образом, свою роль, пришла к выводу о необходимости перестроить свою работу. И так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу, выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в среднем звене, сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала лицейским компонентом, ввела элементы опережения, большее количество теоретического материала, дополняя учебник гос.стандарта материалом из учебников по РО. Подготовила УМК по всему курсу, а также составила УМК по работе с одаренными детьми. Планирование каждой темы начинаю с постановки задач. Остановлюсь на общих задачах (учебных, развивающих и воспитательных).
В учебные задачи ввожу формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе. Это знакомство с терминами, правилами, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы.
Развивающие задачи: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи, интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.
Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков РО:
- урок постановки учебной задачи;
- урок моделирования и преобразования модели;
- урок решения частных задач по применению открытого способа;
- урок контроля и оценки знаний
Изменения в программе, содержании уроков сказались на развитии детей. У четырех из семи учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность. У одного ученика наблюдается завышенная самооценка и недооценивание результатов труда своих товарищей.
Уместно привести в качестве примера проявление высокой творческой активности учащихся интегрированный урок литературного чтения - художественного труда по теме “Я буду архитектором” ( автор - Л. Николаенко 2 класс). Результатом учебной деятельности было создание коллективного панно “Город моей мечты” и собственные проекты городов. Все шесть учащихся данной группы на уроке были негласными лидерами в группах, а вот Ваня был разочарован своей работой. Он оказался в группе, которая не оценила его отличительных черт (неординарности, способности неадекватно мыслить). Опережая в умственном развитии других детей, он имеет уязвимые места. Руками он не умеет сделать так хорошо, как хотелось бы ему.
Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, составила технологическую карту работы с одаренными детьми, (Приложение 1) куда включила разделы:
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями;
Внеурочная деятельность осуществляется и на занятиях клуба “Эрудит”, где отрабатывается мышление, внимание, креативность. Большое место занимают “проекты” - ситуации из современной жизни, рассматриваемые с математической точки зрения; например, о современных и старинных деньгах, о почте, о человеке, о планетах Солнечной системы и т.д. Данные занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На занятиях вводится много материала, имеющего отношение к истории (запись чисел римской и египетской нумерации); к познанию мира (сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физиологией и анатомией); к охране окружающей среды. В деятельности клуба предусмотрены разные виды групповой работы. Большое количество практических заданий, связанных с вырезанием фигур, исследованием их на симметричность, изготовление мерной емкости, измерение площади фигур с помощью различных мерок, черчение фигур с увеличением и уменьшением исходных параметров. Но работа в этом направлении не закончена. Следующим моим шагом будет создание индивидуальных программ для детей склонных к научной деятельности.
В этом направлении я работаю два года, тем не менее, целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых”, создает атмосферу сотрудничества. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; осознания процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
Когда я начинала работу по данной теме, мне казалось, что я о ребенке знаю все. Когда пишу последние строчки, осознала, нет, я не знаю почти ничего. Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
ЛИТЕРАТУРА