Олимпийские игры в древности. Урок в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • углубление и обобщение знаний учащихся по истории Олимпийских игр;
  • формирование у школьников навыков сравнения, умения формулировать вопросы, умения выделять главное;
  • воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: пресс-конференция.

Дети заранее получили задание прочитать параграф 33. Трое из класса должны подготовить рассказ от имени Милона, Полидама, Феагена и знать текст так, чтобы можно было отвечать на вопросы ребят (корреспондентов) по этому параграфу. Остальные готовят вопросы по параграфу, т. к. они на пресс-конференции будут корреспондентами.

На доске:

  1. Тема: "Олимпийские игры в древности".
  2. "Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!"
  3. Пустой лист ватмана с названием на нем "О, спорт - ты мир!" (газета)
  4. Иллюстрации (Олимпия, гонки колесниц, рисунки с амфор.)
  5. Карта Древней Греции
  6. Коллекция марок на тему "Спорт"
  7. "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай!"

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем - где проходили Олимпийские игры; как проходили Олимпийские игры в древности; побывав на пресс-конференции, напишем общими усилиями газету; выясним, почему Олимпийские игры были любимым греческим празднеством.

Работа с картой: В Греции есть два места со сходным названием: 1. Гора Олимп - на севере Греции, на вершине которой, согласно мифам, находились дворцы богов; 2. Олимпия - расположена в Пелопоннесе - южной части Греции, где проводились Олимпийские игры. Со всей Греции и колоний приезжали сюда участники игр и зрители.

Работа с иллюстрациями: Обратите внимание это - Олимпия - реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида (записать в словарь). В центре главный храм Зевса. Вспомните, какое чудо света хранилось в этом храме? ( Статуя Зевса Олимпийского) Кто автор этой статуи? (Фидий) Какова Судьба этой статуи? (Увезли в Византию, там во дворце царя, статуя сгорела.)

Недалеко от храма Зевса - другие храмы, сокровищницы в которых хранились подарки, статуи победителей.

Древними эллинами на одной из скал была высечена надпись: "Если хочешь быть сильным - бегай..." Согласно одной из греческих легенд, основатель Олимпийских игр Геракл в честь победы над царем Авгием устроил, праздничное состязание в беге. Он отмерил дорожку длиною в 600 своих ступней - 192 метра 27 сантиметров – один стадий. Это расстояние стало длиной стадиона и самой короткой – спринтерской дистанцией. Позже стали проводиться забеги и на несколько стадий. Победившего игрока увенчивали ветвью дикой маслины. Геракл считается основателем Олимпийских игр.

Рисунки, дошедшие до нас из глубины столетий, делались на глиняных сосудах различной формы и величины - амфорах, вазах (иллюстрации на доске).

А сейчас приглашаются олимпионики (так называли участников игр) на пресс-конференцию.

Правила:

  1. Вы корреспонденты, задаете вопросы. Как? Сначала называете, какой канал, издание вы представляете, а затем задаете свой вопрос.
  2. Не задавайте одинаковых вопросов.
  3. Пресс-конференция будет идти 10 минут, в течение этого времени вы должны как можно больше узнать об Олимпийских играх в древности.

Схема, по которой проходит пресс-конференция.

  1. Полидам, Милон и Феаген (олимпионики) коротко рассказывают о себе.
  2. Свои вопросы задают корреспонденты.

По окончанию пресс-конференции вопросы задает учитель:

  1. Что вам нравится в Олимпийских играх древности?
  2. Что вам не нравится?
  3. Чем отличаются игры древности от современных игр?
  4. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?
  5. В какой стране проходили последние Олимпийские игры?
  6. Знаете ли вы наших земляков участников этих игр?

В течение следующих 10 минут (кто не успеет, тот дописывает дома) вы напишите газетные статьи от лица олимпиоников или от лица корреспондентов. У вашей статьи должно быть название. Напишите о своих впечатлениях, о новой информации. И обязательно подпишитесь. На доску записываются “ключевые” слова, которые обязательно должны встретиться в заметке: Олимпия, 776 год до н.э., атлеты, пятиборье, ипподром.

Несколько статей зачитывается в конце урока. Лучшие статьи будут помещены в газету “О, спорт – ты мир!” Туда же помещаются рисунки на тему: “Олимпийские игры в древности”.

Домашнее задание: Прочитать легенду о возникновении Рима и легенду о том, как гуси Рим спасли.

Дополнительная информация к уроку (можно использовать в работе с иллюстрациями или во время пресс-конференции):

  1. 1892 год. Париж. Актовый зал Сорбонского университета переполнен. На кафедре молодой ученый, педагог и общественный деятель Пьер Кубертен. Впервые произнесены слова о необходимости возрождения Олимпийских игр, берущих свое начало в глубокой древности.
  2. “…Высокая цель олимпийских празднеств будет служить благородному делу мира и дружбы между спортсменами всех стран” - так закончил свое выступление Пьер Кубертен. В 1894 году был создан Международный олимпийский комитет (МОК), в состав которого вошли представители 34 государств, в том числе и России. МОК принял решение о проведении в 1896 году первых Олимпийских игр в Греции, но… правительство этой страны от проведения Игр отказалось из-за отсутствия средств. Кубертэн выезжает в Грецию, добивается разрешения организовать компанию по сбору денежных средств, но до конечной цели было еще далеко.

  3. В первых Олимпийских играх участвовало 285 спортсменов – только мужчины – из 13 стран. По инициативе П.Кубертена во время Игр была введена церемония зажжения огня, исполнения национального гимна в честь победителя и поднятия флага.
  4. В 1906 году в Играх впервые участвует команда России из 5 человек. Н. Панин-Коломенкин занимает первое место в соревновании фигуристов, а борцы Н.Орлов и А.Петров стали серебряными призерами.
  5. Прыжки в длину известны еще с глубокой древности. Они входили в программу античных Олимпийских игр как составная часть пятиборья. Тогда прыжок совершался с гантелями. Их вес был до двух килограммов, длина – 20 сантиметров. Прижав руки с гантелями к бедрам, атлет медленной походкой приближался к стартовой полосе. Затем резко выбрасывал руки с гантелями вперед, тело его пружинисто сгибалось, и следовал сильный толчок. В воздухе руки перемещались с грузом назад, и следовало приземление. Греки твердо были убеждены, что гантели увеличивают дальность прыжка.
  6. Метание копья - существовало как отдельный вид спорта и как вид многоборья. К середине копья привязывался тонкий кожаный ремень, а в его петлю вставлять указательный и средний пальцы. При натяжении пальцами петли копье в момент броска получало вращательное движение, благодаря чему увеличивалась дальность полета. Спортсмены получали право на несколько бросков.
  7. Многие виды спорта сопровождались музыкой. Чаще всего играли на флейте.
  8. Древние греки любили состязания в метании диска, украшали диск резьбой, рисунками зверей и птиц. При раскопках археологи находили диски разных размеров и разного веса – от полутора до пяти с половиной килограммов. Сначала они вытачивались из камня, а затем были заменены бронзовыми. Техника броска сильно отличалась от современной. Атлеты, приседая и выпрямляясь, раскачивали снаряд, как бы намечая траекторию его дальнейшего полета.
  9. Бытует мнение, что бег в вооружении, несовместим со “священным перемирием”, объявлявшимся на время Олимпийских и других игр. Однако не надо забывать, что спортивные праздники в Древней Элладе были своеобразным смотром физического воспитания граждан. Находясь в состоянии войн, греки всегда ощущали потребность в сильных и ловких воинах. Возможно, это и способствовало появлению на 65-й олимпиаде в 520 году до нашей эры нового вида соревнования – бега в вооружении. Победителями на Олимпиадах в этом виде чаще других оказывались спортсмены из Спарты, где уделялось особое внимание воспитанию граждан-воинов.