Цели урока:
- углубление и обобщение знаний учащихся по истории Олимпийских игр;
- формирование у школьников навыков сравнения, умения формулировать вопросы, умения выделять главное;
- воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: пресс-конференция.
Дети заранее получили задание прочитать параграф 33. Трое из класса должны подготовить рассказ от имени Милона, Полидама, Феагена и знать текст так, чтобы можно было отвечать на вопросы ребят (корреспондентов) по этому параграфу. Остальные готовят вопросы по параграфу, т. к. они на пресс-конференции будут корреспондентами.
На доске:
- Тема: "Олимпийские игры в древности".
- "Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!"
- Пустой лист ватмана с названием на нем "О, спорт - ты мир!" (газета)
- Иллюстрации (Олимпия, гонки колесниц, рисунки с амфор.)
- Карта Древней Греции
- Коллекция марок на тему "Спорт"
- "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай!"
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем - где проходили Олимпийские игры; как проходили Олимпийские игры в древности; побывав на пресс-конференции, напишем общими усилиями газету; выясним, почему Олимпийские игры были любимым греческим празднеством.
Работа с картой: В Греции есть два места со сходным названием: 1. Гора Олимп - на севере Греции, на вершине которой, согласно мифам, находились дворцы богов; 2. Олимпия - расположена в Пелопоннесе - южной части Греции, где проводились Олимпийские игры. Со всей Греции и колоний приезжали сюда участники игр и зрители.
Работа с иллюстрациями: Обратите внимание это - Олимпия - реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида (записать в словарь). В центре главный храм Зевса. Вспомните, какое чудо света хранилось в этом храме? ( Статуя Зевса Олимпийского) Кто автор этой статуи? (Фидий) Какова Судьба этой статуи? (Увезли в Византию, там во дворце царя, статуя сгорела.)
Недалеко от храма Зевса - другие храмы, сокровищницы в которых хранились подарки, статуи победителей.
Древними эллинами на одной из скал была высечена надпись: "Если хочешь быть сильным - бегай..." Согласно одной из греческих легенд, основатель Олимпийских игр Геракл в честь победы над царем Авгием устроил, праздничное состязание в беге. Он отмерил дорожку длиною в 600 своих ступней - 192 метра 27 сантиметров – один стадий. Это расстояние стало длиной стадиона и самой короткой – спринтерской дистанцией. Позже стали проводиться забеги и на несколько стадий. Победившего игрока увенчивали ветвью дикой маслины. Геракл считается основателем Олимпийских игр.
Рисунки, дошедшие до нас из глубины столетий, делались на глиняных сосудах различной формы и величины - амфорах, вазах (иллюстрации на доске).
А сейчас приглашаются олимпионики (так называли участников игр) на пресс-конференцию.
Правила:
- Вы корреспонденты, задаете вопросы. Как? Сначала называете, какой канал, издание вы представляете, а затем задаете свой вопрос.
- Не задавайте одинаковых вопросов.
- Пресс-конференция будет идти 10 минут, в течение этого времени вы должны как можно больше узнать об Олимпийских играх в древности.
Схема, по которой проходит пресс-конференция.
- Полидам, Милон и Феаген (олимпионики) коротко рассказывают о себе.
- Свои вопросы задают корреспонденты.
По окончанию пресс-конференции вопросы задает учитель:
- Что вам нравится в Олимпийских играх древности?
- Что вам не нравится?
- Чем отличаются игры древности от современных игр?
- Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?
- В какой стране проходили последние Олимпийские игры?
- Знаете ли вы наших земляков участников этих игр?
В течение следующих 10 минут (кто не успеет, тот дописывает дома) вы напишите газетные статьи от лица олимпиоников или от лица корреспондентов. У вашей статьи должно быть название. Напишите о своих впечатлениях, о новой информации. И обязательно подпишитесь. На доску записываются “ключевые” слова, которые обязательно должны встретиться в заметке: Олимпия, 776 год до н.э., атлеты, пятиборье, ипподром.
Несколько статей зачитывается в конце урока. Лучшие статьи будут помещены в газету “О, спорт – ты мир!” Туда же помещаются рисунки на тему: “Олимпийские игры в древности”.
Домашнее задание: Прочитать легенду о возникновении Рима и легенду о том, как гуси Рим спасли.
Дополнительная информация к уроку (можно использовать в работе с иллюстрациями или во время пресс-конференции):
- 1892 год. Париж. Актовый зал Сорбонского университета переполнен. На кафедре молодой ученый, педагог и общественный деятель Пьер Кубертен. Впервые произнесены слова о необходимости возрождения Олимпийских игр, берущих свое начало в глубокой древности.
- В первых Олимпийских играх участвовало 285 спортсменов – только мужчины – из 13 стран. По инициативе П.Кубертена во время Игр была введена церемония зажжения огня, исполнения национального гимна в честь победителя и поднятия флага.
- В 1906 году в Играх впервые участвует команда России из 5 человек. Н. Панин-Коломенкин занимает первое место в соревновании фигуристов, а борцы Н.Орлов и А.Петров стали серебряными призерами.
- Прыжки в длину известны еще с глубокой древности. Они входили в программу античных Олимпийских игр как составная часть пятиборья. Тогда прыжок совершался с гантелями. Их вес был до двух килограммов, длина – 20 сантиметров. Прижав руки с гантелями к бедрам, атлет медленной походкой приближался к стартовой полосе. Затем резко выбрасывал руки с гантелями вперед, тело его пружинисто сгибалось, и следовал сильный толчок. В воздухе руки перемещались с грузом назад, и следовало приземление. Греки твердо были убеждены, что гантели увеличивают дальность прыжка.
- Метание копья - существовало как отдельный вид спорта и как вид многоборья. К середине копья привязывался тонкий кожаный ремень, а в его петлю вставлять указательный и средний пальцы. При натяжении пальцами петли копье в момент броска получало вращательное движение, благодаря чему увеличивалась дальность полета. Спортсмены получали право на несколько бросков.
- Многие виды спорта сопровождались музыкой. Чаще всего играли на флейте.
- Древние греки любили состязания в метании диска, украшали диск резьбой, рисунками зверей и птиц. При раскопках археологи находили диски разных размеров и разного веса – от полутора до пяти с половиной килограммов. Сначала они вытачивались из камня, а затем были заменены бронзовыми. Техника броска сильно отличалась от современной. Атлеты, приседая и выпрямляясь, раскачивали снаряд, как бы намечая траекторию его дальнейшего полета.
- Бытует мнение, что бег в вооружении, несовместим со “священным перемирием”, объявлявшимся на время Олимпийских и других игр. Однако не надо забывать, что спортивные праздники в Древней Элладе были своеобразным смотром физического воспитания граждан. Находясь в состоянии войн, греки всегда ощущали потребность в сильных и ловких воинах. Возможно, это и способствовало появлению на 65-й олимпиаде в 520 году до нашей эры нового вида соревнования – бега в вооружении. Победителями на Олимпиадах в этом виде чаще других оказывались спортсмены из Спарты, где уделялось особое внимание воспитанию граждан-воинов.
“…Высокая цель олимпийских празднеств будет служить благородному делу мира и дружбы между спортсменами всех стран” - так закончил свое выступление Пьер Кубертен. В 1894 году был создан Международный олимпийский комитет (МОК), в состав которого вошли представители 34 государств, в том числе и России. МОК принял решение о проведении в 1896 году первых Олимпийских игр в Греции, но… правительство этой страны от проведения Игр отказалось из-за отсутствия средств. Кубертэн выезжает в Грецию, добивается разрешения организовать компанию по сбору денежных средств, но до конечной цели было еще далеко.