Цели:
Образовательная: познакомить с новыми
звуками и буквой, которая их обозначает.
Читать слова с этой буквой. Печатать буквы Х (х).
Решать примеры. Составлять задачи и решать их с
помощью фишек.
Развивающая:активизация познавательной
деятельности, развитие внимания. Формирование
навыков самоконтроля.
Воспитательная:создание атмосферы
доброжелательности между учителем и учащимися,
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
2. Дыхательная гимнастика.
Зажигаю свечу.
- Как вы думаете, для чего людям служит свеча?
Вывод: свеча излучает свет, тепло, создает уют. При свече приятно отдыхать.
- А теперь представим торт с зажженными свечами. Делаем вдох, а на выдохе гасим все свечи сразу:
фу – у – у – у – у – у - у – у
- Отдельно каждую:
фу – фу – фу – фу - фу – фу
3. Целевая установка.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.
4. Ролевая игра.
- Послушайте сценку по произведению Г. Юдина “Хомяк – хвастун”. Выступают ребята.
- Запомните слова с одинаковым звуком.
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
- Хотите верьте, хотите, нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: “Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?”
А он “хрю – хрю” да “хрю – хрю”! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух, ты, - восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами – хруст – хруст. Смотрю – лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
-Что, что потом?! – хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело!- обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!
- С каким звуком чаще всего встречались слова?
- Какой первый звук в этих словах?
5. Звукобуквенный анализ слов “хобот”, “хвост”.- Откройте учебник на странице 175.
- Что вы видите на рисунке в левом верхнем углу?
- Давайте прочтем слово “хобот”, ведя указкой по домикам для звуков. Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свои домики.
- Заселим домики желтыми фишками, это будут звуки. (Дети “читают”).
- Теперь послушайте, как я “прочту” слово “хобот” по-другому. Я “прочту” так, чтобы все вы хорошо услышали, какой в этом слове первый звук. (Веду указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой клеточке).
- Кто из вас услышал, какой звук живет в первом домике, какой звук в слове “хххобот”?
- Возьмем желтую фишку, она будет обозначать звук “х” и поставим в первую клеточку. (Учитель ставит на доске, дети берут фишки из своих наборов и работают в учебнике).
Аналогично идет работа над остальными звуками.
- “Прочитаем” слово еще раз и определим, в каких домиках живут гласные звуки.
- “Хоообот”.
- Какой гласный звук услышали во втором домике?
- Поменяем желтую фишку на красную.
- “Хобооот”.
- Какой гласный звук живет в четвертом домике?
- Поменяем фишку.
- А теперь заменим красные фишки буквами.
- Определим, какие звуки живут в оставшихся домиках, и поменяем фишки.
- Как узнать твердый или мягкий согласный живет в домике? (Надо посмотреть на гласный, который стоит после этого согласного).
- Разделите слово на слоги и определите ударный слог.
- Сколько в этом слове гласных звуков? (2)
- Сколько согласных? (3)
- Чего больше?
- На сколько больше согласных?
- Что значит больше на один? (Столько же и еще один).
- Сколько всего звуков? (5)
- Как узнали? (2 +3)
Физкультминутка.
Хомка-Хомка, хомячок, | ccccccc | Подметает Хомка хату |
Полосатенький бочок. | И выходит на зарядку. | |
Щечки моет, | Раз, два, три, четыре, пять! | |
Шейку трет. | Хомка хочет сильным стать. |
- Отгадайте загадку.
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать. (Лиса).
- Кто нарисован на картинке внизу слева? (Лиса)
- А хвост чей? (Лисий)
Звукобуквенный анализ слова “хвост”.
Сравнительный анализ слов.
- Сколько звуков в слове хобот? (5)
- А в слове хвост? (5)
- Что можно сказать о количестве звуков в этих словах? (Их поровну)
- Сколько всего звуков в этих словах? (10)
- Как узнали? (5 + 5 = 10)
- Как сказать по - другому? (По 5 звуков 2 раза - это 10)
- Как записать? (5 * 2 = 10)
- Что вы знаете о числе 10?
6. Знакомство с буквой Х (х).
- Какой первый звук в словах хобот, хвост?
- Что вы можете о нем рассказать?
- Вспомните, а чей был нарисован хвост? (Лисий)
- Какой бывает лиса в сказках? (Хитрой)
- Какой первый звук в слове хитрая?
- Есть ли у твердого согласного звука (х) мягкая пара? (Есть, это звук (хь).
- Кто знает, какой буквой обозначают эти звуки?
7. Чтение слов. Составление словосочетаний.
(Хорошо читающие дети могут прочитать текст на с. 178. Подготовить ответ на вопрос: Чем закончился рассказ?)
- Прочитать слова под рисунком и схемой слова хвост.
- Как расположены слова и сколько их?
- Посчитайте сколько слов со слогом хо?
- Чем отличаются слова правого столбца от левого?
- Найдите слова противоположные по смыслу. (Плохо – хорошо).
- Подберите к слову тихо слово противоположное по значению.
- Рассмотрите слова, разделенные знаком “вопрос”.
- Прочитайте слова левого столбца.
- Прочитайте слова правого столбца.
- Прочитайте слова по строкам.
- Подберите к каждому слову левого столбца одно слово из правого столбца.
- Какое слово вы подобрали к слову хлеб? (Ароматный).
- Каким еще бывает хлеб?
- Кто знает, как хлеб приходит к нам на стол?
8. Работа в тетради “Грамота” № 3, с. 53.
Письмо печатной буквы Х (х).
- Какие буквы разместились на первой строке?
- Чем отличается печатный вариант написания буквы Х (х) от прописного?
- Из каких элементов состоит печатная буква?
- Возьмите карточку с буквой Х, обведите пальчиком букву, проговаривая алгоритм написания буквы:
- начинаю…
- веду…
- довожу до…
У каждого ученика карточка с объемной буквой.
- Чем отличается заглавная буква от строчной?
- Напечатайте три заглавных, а печатных на одну больше. (Напоминаю правило посадки и правило письма).
- Сколько напечатали строчных букв?
- Подчеркните самые красивые буквы.
- Каких букв больше и на сколько?
- Как сделать поровну?
- Сколько всего букв напечатали? (7)
- Как получили 7? (3 + 4 = 7). А как еще можно получить 7?
- Из каких элементов состоит письменная строчная буква?
- Какой элемент письменной буквы, первый или второй, совпадает с элементом письменной буквы С (с)?
- Допишите элементы письменной строчной буквы.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так-
Не обидятся никак.
- Прочитайте слова на четвертой и пятой строках.
Какое слово на четвертой строке лишнее? (Жук)
- Почему? (Меньше слогов).
- Какое слово лишнее на пятой строке?
- Распределите слова по строкам в зависимости от того, какая первая буква в слове.
9. Работа по учебнику, с.176
Нахождение слов в слове. Работа с зашифрованным словом.
- Прочитайте слова, записанные “красочными” буквами.
- Найдите слова, которые в них спрятались.
- Прочитайте слово над таблицей. Разгадайте зашифрованное слово.
- Слева прочитайте слова парами и назовите буквы, которыми они различаются.
10. Работа в тетради “Грамота” № 3, с.54
Решение примеров. Копирование заданной фигуры, начиная с отмеченной точки.
- Обведите каждую цифру по пунктирной линии и решите примеры.
- Найдите примеры с одинаковыми ответами и соедините их.
Проверка.
Физкультминутка.
Вот такая стрекоза.
Словно бусинки глаза.
Влево, вправо, взад, вперед,
А сама, как вертолет.
- Нарисуйте букву З с отмеченной точки.
- Расскажите с чего начнете.
- Посчитайте, сколько клеток занимает буква З?
- Сколько клеток займут две буквы З?
Дополнение условия задачи. Составление и решение.
- Прочитайте на доске числа. (5, 3, 7, 1, 9)
- Назовите их в порядке возрастания.
- Любое из этих чисел допишите в клетки, рядом с именами девочек и названием цветов.
- Какими вопросами можно дополнить условие?
- Как узнать, сколько цветов у Даши и у Маши?
- Запишите решение.
- Как решили?
11. Работа по учебнику, с.177.
Моделирование условия задачи с помощью фишек. Решение.
12. Итог.- С какой буквой мы познакомились на уроке?
- Что показалось на уроке трудным?
- Что понравилось?
- Кто, по вашему мнению, сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Вы молодцы, замечательно все работали на уроке.
- А подарки вы любите получать?
- Тогда я хочу подарить вам хорошее настроение и море улыбок.
- А что бы вы хотели подарить друг другу?
Долгожданный дан звонок,
Это кончился… (урок).